Урок 11
Составление предложений по рисунку
с включением диалога и слов-обращений
Задача деятельности учителя: создать условия для составления и записи предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений (рассматривать и описывать содержание рисунка, определять его тему, придумывать название), записывать диалоговую речь.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи. Откройте учебник на с. 26. Найдите упр. 36. Что будем делать на уроке? (Составлять и записывать текст.)
– Точнее, будем составлять предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений, записывать диалоговую речь. Уточните, что значит составить предложения по рисунку. (Рассмотреть и описать содержание рисунка, определить его тему, придумать название.)
II. Актуализация опорных знаний.
– Какой речью (устной, письменной или внутренней) вы воспользуетесь, когда будете обдумывать содержание предложений? (Внутренней.)
– Когда будете их рассказывать? (Устной.)
– А какой речью вы воспользуетесь для того, чтобы записать предложения? (Письменной.)
– Что такое диалог? (Это разговор между двумя людьми.)
– Что такое обращение? (Это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращена речь.)
III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 26, упр. 36).
1. Рассматривание и описание содержания рисунка.
– Рассмотрите рисунок. Определите тему рисунка, придумайте для него название. (Выполняют задания.)
– Кого вы видите на рисунке? (Детей.)
– Куда пришли дети? (На озеро.)
– Кого они увидели? (Цаплю.)
– Что делает цапля? (Она стоит на одной ноге и прислушивается к каждому звуку.)
– Опишите внешний вид птицы. (У цапли длинный клюв, длинные ноги, серая окраска перьев.)
– Для чего цапле длинный клюв? (Для того чтобы удобно было хватать добычу.)
– Для чего ей длинные ноги? (Для того чтобы удобно было передвигаться и чтобы хорошо видеть добычу.)
– А серая окраска перьев? (Помогает цапле быть незамеченной.)
– Как нужно вести себя, чтобы не спугнуть птицу? (Тихо.)
2. Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений.
– С чего начнем составление диалога? (Первое предложение – о детях, которые пришли на озеро и увидели цаплю.)
– Составьте первое предложение. (Женя и Павлик пришли на озеро и увидели птицу, стоящую неподвижно на одной ноге.)
– О чем напишем далее? (Далее будет следовать первая реплика диалога. Второе предложение – о том, что спросил мальчик.)
– Составьте второе предложение. (Женя, что это за птица?)
– Что в этом предложении особенного? (В этом предложении есть слово-обращение – «Женя».)
– Что напишете затем? (Следующее предложение диалоговой речи – это ответ на вопрос мальчика.)
– Составьте предложение. (Это цапля.)
– Составьте следующее предложение. (Следующее предложение диалоговой речи: «Посмотри, какой у цапли длинный клюв и длинные ноги, серая окраска перьев».)
– Можно написать предложение о том, зачем цапле длинный клюв, длинные ноги и серая окраска перьев.
– Чем закончите рассказ? (Напишем о том, как надо правильно вести себя в природе.)
– Составьте предложение. (Тише, Павлик, спугнешь птицу.)
– Обратите внимание, что в этом предложении есть слово-обращение. Назовите его. (Павлик.)
3. Пересказ составленных предложений.
– Перескажите предложения. (1–2 ученика пересказывают составленные предложения.)
Физкультминутка (см. урок 2)
4. Орфографическая подготовка.
Слова для орфографической подготовки на доске: пришли, увидели, неподвижно стоящую, посмотри, длинный, клюв, окраска, перьев, помогают, добычу, ловко, хватать, незаметной.
– Прочитайте орфографически первое слово. (Пришли.)
– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (В слове орфограмма – «Безударная гласная в приставке». Если слово имеет значение приближения, присоединения, то пишется приставка при-. В данном случае слово имеет значение «завершили движение», значит пишется приставка при-.)
Аналогично проводится работа с другими словами.
Затем учитель удаляет слова, записанные на доске.
5. Запись диалога в тетради.
– Запишите только составленную диалоговую речь. Подчеркните в ней обращения.
Учитель обращает внимание учащихся на правильное оформление диалога и слов-обращений на письме.
6. Взаимопроверка.
7. Чтение записанных предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Предложения по рисунку с включением диалога и слов-обращений.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.