Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила:
социальный педагог МКОУ – Теренгульской СОШ-Обухова Т.Т.
В школу приходит все
больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы,это связано
в первую очередь с большим ростом приемных семей. Вновь прибывшие
обучающиеся,это дети с такими нарушениями как - дисграфия, дислексия
,повышенная возбудимость, девиантное поведение , нарушения концентрации и
удержания внимания, плохая память, повышенная утомляемость, а также с гораздо
более серьезными проблемами (ЗПР,УО). Они нуждаются в специализированной
помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности
чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Каждому ребенку
необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его
индивидуальные образовательные потребности и способности.
Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции,
чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на
имеющееся нарушение.
Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном
пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную педагогическую
помощь,учитывая их индивидуальные особенности.
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги
создают детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и
совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких
важных навыков и личностных качеств , как:
-социальная компетентность;
-толерантность;
-навыки решения проблем;
-независимость, уверенность, самоуважение,
-самоконтроль; -навыки целеполагания.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема социализации ребенка с ОВЗ – одна из наиболее актуальных. Интеграция таких детей в общество происходит сложнее,чем у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом.
Можно выделить следующие трудности социализации детей с ОВЗ ЗПР,УО:
-Плохой самоконтроль - неумение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков.
-Нарушение коммуникативных умений.
-Бедность в эмоциональном выражении.
-Трудности в развитии абстрактного мышления - дети с трудом прослеживают причинно-следственные связи, не умеют предвидеть или планировать, плохо воспринимают обобщённые понятия.
-Плохая моторика, движения неловкие.
Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ, актуальна прежде всего потому, что нереализованные возрастные возможности в социальном становлении ребенка не могут не задерживать его личностное формирование. Чувство собственной неполноценности усугубляется негативным оцениванием со стороны сверстников, не только интеллекта, но и личностных качеств. В результате оформляются негативные линии личностного развития и формируется своеобразный тип личности с определенным сочетанием асоциальных мотивационных компонентов.
Успешное социальное развитие ребенка с ЗПР ,УО в отличие от детей с сохраненным интеллектом не может проходить стихийно и спонтанно, а требует специальной организации этого процесса в условиях образовательных учреждений. Практика школы показывает, что проблемы социальной адаптации детей данной категории, решаются трудно, хотя ее цели и задачи всегда являются приоритетными в коррекционно-воспитательной работе. Работа по социализации таких детей должна начинаться уже с дошкольного возраста.
Для достижения успешной социализации образовательная организация создает условия, способствующие этому процессу:
-оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка;
- обеспечение индивидуализации и дифференциации в учебной и социально-культурной деятельности;
- создание условий для коммуникации;
- создание условий для получения социально-бытовых и трудовых навыков:
–мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции.
Социализация идет через весь учебный процесс, внеурочную деятельность.
Предусмотрены различные формы и методы работы: теоретические и практические занятия, изучение документации, изучение продуктов деятельности детей, проектирование различных видов деятельности с детьми, моделирование ситуаций, консультирование, наблюдения, беседы, обсуждения.
Существующая модель социализации в МКОУ-Теренгульской СОШ постоянно совершенствуется в соответствии с наличием материальной базы, специальных образовательных программ, подготовки педагогического коллектива и других моментов.
Со стороны нашего педагогического коллектива оказывается психолого-педагогическая помощь не только детям, но и их родителям. В связи с этим, в школе организовано сотрудничество с родителями детей, с ограниченными возможностями здоровья и родителями обычных детей (индивидуальные беседы с родителями, выступления на педагогических советах, родительских собраниях). Проводятся разъяснительные беседы с детьми , у которых в классе обучаются дети с ОВЗ и их родителями.
В школе создаётся благоприятный психологический климат для развития творческой активности обучающихся с ОВЗ, ищутся пути для формирования позитивного отношения к урочной и внеурочной деятельности.
Воспитательная система школы обеспечивает разнообразные потребности школьников в творческой деятельности через деятельность школьной детской организации, а также классные, общешкольные мероприятия и участие в районных и Всероссийских конкурсах.
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.