Дисциплина: Математика
Преподаватель: Фомченко Ольга Леонидовна
Дата проведения: 27.04.2022 г.
Группа: 1-14
Тема урока: Применение производной к исследованию функции.
Тип урока: практическая работа
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
I. Обучающие:
- усвоение студентами основных понятий изученных ранее тем;
- применение правила нахождения производных при исследовании функций;
- осуществление студентами самостоятельного применения знаний.
II. Развивающие:
- развитие познавательного интереса к дисциплине;
- развитие внимания, логического мышления.
III. Воспитывающая:
- формирование навыков по применению знаний, полученных на уроке в
жизни;
- воспитание положительного отношения к знаниям.
Задачи урока:
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.);
- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);
- восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;
- обеспечить контроль знаний и умений по тем;
- подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
-
Межпредметные связи: физика, механика, химия (изучение скорости изменения процессов) и т.д.
Методы обучения: продуктивные (эвристическая беседа), объяснительно – иллюстративный, логический (анализ, абстрагирование).
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуально – обособленная.
Приёмы повышения внимания и интереса студентов к изучаемой теме:
® наводящие вопросы, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
® задания на индивидуальное речевое проговаривание правил, определений;
® предъявление студентам переформулированных вопросов, заданий, облегчающих понимание их смысла;
® намёк – подсказка, содержащий готовую информацию;
® задания на определение степени достоверности;
® мультимедийное сопровождение.
Самостоятельная работа студентов на уроке: запись основных понятий; ответы на поставленные вопросы; выполнение практической работы.
Оснащение урока: учебники Колмогорова А.Н. "Алгебра и начала анализа", 10-11 класс, раздаточный материал, мультимедийное сопровождение.
Макроструктура урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Мотивация (2 мин)
3. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин)
4. Изучение нового материала (54 мин)
5. Восприятие и осмысление нового материала (8 мин)
6. Первичное закрепление, самостоятельная работа (10 мин)
7. Домашнее задание (2 мин)
8. Рефлексия (2 мин)
Ход урока:
- приветствие;
- проверка отсутствующих.
- сообщение цели и темы урока;
- представление плана урока.
Проводится математический диктант на знание определения производной функции в точке, геометрического и физического смысла производной, правил вычисления производных (после выполнения математического диктанта, студенты тут же проверяют правильность ответов и оценивают себя):
1. Дать определение
производной функции в точке (Производная функции в точке – предел отношения приращения функции в
данной точке к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю).
2.
В чем состоит геометрический смысл производной
(Геометрический смысл производной: производная от
функции в точке равна тангенсу угла между осью OX и касательной к графику
функции в данной точке).
3. Раскрыть физический смысл производной (Физический смысл производной: производная пути по времени равна скорости прямолинейного движения).
4. Решить два примера, нахождение производной:
· 3х2 – 5х – 6; ответ 6х – 5
· х 5 + 3х3 – 4х; ответ 5х4 + 9х2 – 4
5 правильных ответов – «5»,
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
2 правильных ответа – «2»
4. Изучение нового материала
Понятие производной – одно из важнейших в математике. С помощью производной учитывая её механический смысл и геометрический смысл, можно решать самые разнообразные задачи, относящиеся к любой области человеческой деятельности. В частности, с помощью производных стало возможным подробное исследование функций, что позволило очень точно строить их графики, находить их наибольшие и наименьшие значения и т. д.
Одной из основных задач, возникающих при исследовании функции, является нахождение промежутков возрастания и убывания. Такой анализ легко сделать с помощью производной.
Но прежде чем приступить к исследованию функций вспомним, какие функции называются возрастающими (убывающими).
Функция f(x) называется возрастающей на некотором интервале, если в точках этого интервала большему значению аргумента соответствует большее значение функции, и убывающей, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.
И так, давайте сейчас сформулируем следующие утверждения:
Достаточный признак возрастания функции: Если f '(х) > 0 в каждой точке интервала I, то функция f возрастает на I.
Достаточный признак убывания функции: Если f '(х) < 0 в каждой точке интервала I, то функция f убывает на I.
Сформулируем теперь правило нахождения интервалов возрастания и убывания функции f(x).
1. Находим область определения функции f(x).
2. Вычисляем производную f’(x) данной функции.
3. Находим точки, в которых f’(x)=0 или не существует. Эти точки называются критическими для функции f(x).
4. Делим область определения функции этими точками на интервалы. Они являются интервалами возрастания и убывания функции.
5. Исследуем знак f’(x) на каждом интервале. Если f’(x)›0, то на этом интервале f(x) возрастает; если f’(x)‹0, то на таком интервале функция f(x) убывает.
Рассмотрим теперь нахождение промежутков возрастания/убывания на конкретном примере функции.
Пример №1. Найти промежутки возрастания/убывания функции
y=2x³-3x²-36x+5.
1. Область определения: R. Функция непрерывна.
2. Вычисляем производную : y’=6x²-6x-36.
3. Находим критические точки: y’=0.
x²-x-6=0
Д=1-4*(-6)*1=1+24=25
x1=-2, x2=3
4. Делим область определения на интервалы:
5. Функция возрастает при xϵ(-∞;-2]υ[3;+∞), функция убывает при xϵ[-2;3].
Пример №2. Найти промежутки возрастания/убывания функции y=x³-3x².
1. Область определения: R. Функция непрерывна.
2. Вычисляем производную : y’=3x²-6x.
3. Находим критические точки: y’=0.
x²-2x=0
x(x-2)=0
x1=0 и x2=2
4. Делим область определения на интервалы:
5. Функция возрастает при xϵ(-∞;0]υ[2;+∞), функция убывает при xϵ[0;2].
Но помимо нахождения промежутков возрастания и убывания функции с помощью производной можно ещё определить точки экстремума (точки максимума/минимума).
Сначала вспомним необходимые определения и понятия.
Опр. 1. Точку x0 называют точкой минимума функции f(x), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x) ≥ f(x0).
Опр. 2. Точку x0 называют точкой максимума функции f(x), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x) ≤ f(x0).
Сформулируем соответствующее утверждение, его называют теоремой Ферма:
Необходимое условие экстремума. Если точка х0 является точкой экстремума функции f и в этой точке существует производная f ', то она равна нулю: f '( х0 ) = 0.
Из теоремы Ферма следует, что при нахождении точек экстремумов функции требуется в первую очередь найти ее критические точки. При этом часто помогают такие достаточные условия существования экстремума в точке.
Признак максимума функции. Если функция f непрерывна в точке х0, а
f '(х) > 0 на интервале (а;х0) и f '(х) < 0 на интервале (х0; b), то точка х0 является точкой максимума функции f.
Признак минимума функции. Если функция f непрерывна в точке х0, а
f '(х) < 0 на интервале (а;х0) и f '(х) > 0 на интервале (х0; b), то точка х0 является точкой минимума функции f.
Удобно пользоваться упрощенной формулировкой:
Если производная меняет знак с «+» на «-», то точка будет являться точкой максимума, если с «-» на «+», то точка будет точкой минимума.
Рассмотрим теперь на примерах исследование функции на возрастание/убывание и экстремумы.
Пример №3. Найти экстремумы функции y=-2x³-3x²+12x-4.
1. Область определения: R. Функция непрерывна.
2. Вычисляем производную : y’=-6x²-6x+12.
3. Находим критические точки: y’=0.
x²+x-2=0
D=1-4*1*(-2)=1+8=9
x1=-2 и x2=1
4. Делим область определения на интервалы:
5. Функция возрастает при xϵ(-∞;0]υ[2;+∞), функция убывает при xϵ[0;2].
6. Видно, что в точке x=-2 знак производной меняется с минуса на плюс. Поэтому критическая точка x= -2 – точка минимума. Найдём минимум функции ymin= -24. В точке x=1 знак меняется с плюса на минус. Поэтому критическая точка x= 1 – точка максимума. Найдём максимум функции: ymax= 3.
5. Восприятие и осмысление нового материала
1. Определение возрастающей (убывающей) функции (достаточный признак).
2. Критические точки функции (необходимое условие экстремума: теорема Ферма).
3. Условия существования экстремума в точке (признак максимума и минимума функции).
4. Алгоритмы исследования функции на возрастание/убывание и экстремумы.
6. Первичное закрепление.
- Решение студентами следующих примеров:
Рис.1
1. На рисунке 1 изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x) на отрезке [−6; 9].
2. Найти промежутки возрастания и убывания и точки экстремума функции
y = - 3
ответы:
1) 1
2) возрастает на ( U, убывает на
- 1 – точка максимума, 1 – точка минимума.
- взаимопроверка студентами работ с предоставлением правильных ответов;
7. Задание на дом: № 281, 290 (в, г), Колмогоров А.Н. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, глава II, §6, п. 22, п. 23.
8. Рефлексия:
- насколько баллов из пяти оцениваешь свою работу сегодня?
- что оказалось наиболее трудным для понимания?
- какие моменты необходимо усилить, доработать в дальнейшем?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.