I. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
1.1 Актуальность………………………………………………………………………………… 2
1.2. Цели, задачи, принципы и подходы к формированию………………………………… 3
Программы.
1.3. Характеристика основных особенностей детей………………………………………… 5
1.4. Планируемые результаты освоения программы………………………………………… 7
1.5. Целевые ориентиры образования…………………………………………………………. 8
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности в области…………………………………. 10
«Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)
2.1.1.Виды музыкальной деятельности………………………………………………………… 10
2.1.2.Содержание образовательной области…………………………………………………… 11
2.1.3. Взаимосвязь различных видов деятельности……………………………………………16
III Организационный раздел
3.1.Технологии……………………………………………………………………………………… 18
3.2. Реализации программного содержания……………………………………………………. 19
3.3. Создание атмосферы радостного проживания дошкольного детства………………….. 25
3.4. Поддержка детской инициативы……………………………………………………………. 26
3.5.Взаимодействие с семьёй……………………………………………………………………… 27
3.6. Взаимодествие музыкального руководителя с инструктором
по физической культуре………………………………………………………………………. 28
3.7.Примерный перечень образовательной нагрузки…………………………………………. 28
3.8. Праздники и развлечения……………………………………………………………………. 28
3.9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………... 30
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
1.1 Актуальность
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
Дошкольное детство – оптимальный период для формирования основ духовно – нравственной культуры, поэтому программа сформирована как педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. В связи с этим все образовательное содержание программы, становится условием и средством этого процесса.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта, на основе следующих документов:
· Закон РФ « Об образовании » от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;
· Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
· Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся воспитанников»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 -13).
Программа разработана на основе:
· Образовательной программы МБДОУ №93
· Проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», под редакцией авторов: Е.В. Соловьевой, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.А. Екжановой, М: «Просвещение», 2014г.
· Программы «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко, А.Буренина СПб. 2001.
· Программы «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина, СПб. 2000.
Программа «Радуга» задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогический технологий.
Цели и Задачи в программе «Радуга» Т.Дороновой позволяют развивать эстетические переживания, формируют у детей интерес к музыке, развивают музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию и т.д.
В программе «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом эмоционального взаимодействия. Репертуар программы не только сезонный (от осени до лета), но и подобран по принципу: от простого к сложному. Это позволяет малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослым.
Цели и Задачи по программе «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко и А.Бурениной:
1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
3. Развитие музыкального слуха.
4. Развитие двигательной сферы.
5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.
6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок.
7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса).
Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной является универсальной – это психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Материал программы – это целая система музыкально-ритмических композиций разной направленности по стилю, сложности, интенсивности движений, позволяющих использовать их в любых формах работы с детьми (от утренней зарядки до праздников). Подобранный репертуар очень музыкальный, выразительный, привлекательный для детей и взрослых, будит фантазию и воображение, развивает выразительные возможности тела, и, в то же время, является доступным для исполнения.
Цель и Задачи по программе «Ритмическая мозаика» А.Бурениной: Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмический движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
1. Развитие музыкальности;
2. Развитие двигательных качеств и умениий;
3. Развитие творческих способностей;
4. Развитие и тренировка психических процессов;
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
1.2. Цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы.
Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой; сохранение и развитие высокой чувствительности воспитанника к шумовому и музыкальному миру; развитие творческих способностей детей через самовыражение.
Создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений музыкального искусства, для реализации самостоятельной творческой деятельности и для развития общей культуры детей. А также, посредством музыки и детской музыкальной деятельности создание условий вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир музыкального содержания программы в соответствии с ФГОС.
Задачи:
· Приобщение к музыкальному искусству (а так же приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре); развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
· Подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
· Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
· Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
· Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
· Стремление заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
Принципы и подходы к формированию Программы:
· программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
· соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
· обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
· строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
· основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
· предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
В основе содержания программы 4 основных компонента: эмоциональный, познавательный, деятельностный и социально-личностный.
Эмоциональный компонент – обусловлен спецификой музыкального искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Музыкальный язык – язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоции человека, вызывая у него целую гамму разнообразных чувств, настроений, переживаний.
Познавательный компонент – связан с расширением знаний и представлений детей о музыке как искусстве, с элементарными понятиями о свойствах музыки, о музыкальной деятельности. Расширение информационного поля происходит на фоне активного развития общих
психических процессов ребѐнка – мышлении, памяти, воображения. На основе получаемой информации у детей развивается познавательная активность, интерес к музыке, возникают личные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.
Деятельностный компонент – также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребѐнка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет своѐ самостоятельное значение, свою самоценность. Это
обеспечивает оптимальные возможности для развития всех музыкальных способностей детей.
Социально-личностный компонент – предполагает развитие у детей интереса к музыке, желания еѐ слушать, сопереживать настроению, выраженному в ней, способность давать собственную оценку воспринимаемому материалу. Очень важно создавать такие педагогические условия, которые бы способствовали самореализации детей в процессе музыкальной деятельности, творческому самовыражению и служили базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребѐнка со сверстниками и со взрослыми в дошкольном учреждении и в семье.
1.3. Характеристика основных особенностей детей.
Рабочая программа рассчитана на 5лет обучения:
· 1год – группа раннего возраста с 2 до 3 лет;
· 2год – группа младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет;
· 3год – группа среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет;
· 4год – группа старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет;
· 5год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Возрастные особенности детей:
Ранний возраст (с 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Дошкольный возраст:
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
Для детей 3-4 лет характерны следующие особенности музыкального развития:
· интерес к музыкальной деятельности, желание посещать музыкальные
· занятия;
· повышенное любопытство и эмоциональность детей;
· умение подпевать педагогу или исполнять окончания фраз;
· умение выполнять движения по показу педагога.
В этом возрасте у детей начинают формироваться основы ладового
чувства. Закладываются основы накопления музыкального опыта ребенка. Дети начинают чувствовать градацию динамики (тихо-громко), эмоционально откликаться на характер исполняемого произведения, различают звуки по высоте (низкие-высокие). В исполнительской деятельности проявляется ощущение ритмического рисунка, дети начинают чувствовать смену частей (смену характера музыки). Начинает совершенствоваться мелодический слух, что проявляется в запоминании простейших попевок, мелодий, отдельных выразительных
интонаций.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Для детей 4-5 лет характерны:
· направленный интерес к музыке и музыкальной деятельности, что проявляется в элементарных эстетических оценках;
· возросшая познавательная и слушательская активность, глубина эмоциональных переживаний;
· элементы самостоятельности в музыкальной деятельности.
В этом возрасте у детей сформированы основы ладового чувства (умение настроиться по вступлению, отдельному звуку, трезвучию, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз, логику развития мелодии).
Происходит дальнейшее накопление музыкально-сенсорного опыта детей: они различают звуки по высоте в пределах октавы, сексты, квинты; градацию динамики звучания; соотношение длительностей звука. Ощущение ритма, пульсации проявляется в пении, движении под музыку. У детей совершенствуется мелодический слух.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Для детей 5-6 лет характерны:
· развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания,
· произвольность внимания;
· умение оперировать музыкальными представлениями;
· умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;
· качественные отличия детского исполнительства, проявляющиеся на
· основе осознанной цели;
· творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.
В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребѐнка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.
Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, различения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.
Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации). Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к
различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.
Подготовительная группа (от 6 до 8 лет)
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Для детей 6-7 лет характерны:
· довольно высокий уровень интеллектуального развития и широкий
· кругозор, определѐнный опыт музыкальных знаний, умений и навыков;
· сформированный устойчивый интерес к вокально-исполнительской
· деятельности и собственные достижения в этой области искусства;
· развитая музыкальная память, произвольность внимания, высокий
· уровень запоминания.
· Дети этого возраста:
· с удовольствием включаются во все виды музыкального исполнительства;
· начинают получать удовольствие от общения с музыкой, имеют любимые
· музыкальные произведения;
· склонны к творческим проявлениям в пении, музыкально-ритмических
· движениях и исполнении на детских музыкальных инструментах.
В этом возрасте совершенствуется работа слухового анализатора, улучшается деятельность мозговых центров, развивается и крепнет музыкальная память, слух, голосовой аппарат. Дети могут осознанно слушать музыку, имеют свои музыкальные привязанности, любимые композиции и способны мотивировать свой выбор. Мелодический слух шестилетних детей
проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к
запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений. Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребѐнка от полутора до семи лет.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Цель: изучение особенностей проявления у детей музыкальных способностей и формирования элементов музыкальной культуры в процессе проведения диагностики.
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
Прогнозируемый результат по программе «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко и А.Бурениной:
К концу года дети активно подпевают взрослому, запоминают целые фразы песен, иногда поют самостоятельно. Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей; их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого. Некоторые пляски дети могут исполнять самостоятельно. Важно побуждать детей к импровизации под знакомую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки) и игрушек (куклы, мишки и др.).
Прогнозируемый результат по программе «Ритмическая мозаика» А.Бурениной:
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению под музыку.
1.5. Целевые ориентиры образования:
(ранний возраст) -
· Ребенок с интересом слушает музыку и эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками, и другими предметами.
· Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий в разных видах музыкальной деятельности.
· Владеет активной речью при исполнении песен со взрослым, понимает их содержание.
· Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в исполнительстве (пении, музыкально – ритмических движениях).
· Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; с удовольствием участвует в совместных играх, плясках.
· Проявляет интерес к музыке, эмоционально откликается на различные произведения музыкального искусства;
· У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды шага и бега, прыжки на двух ногах; элементы плясовых движений.
(дошкольный возраст)
Младший дошкольный возраст 3-4 года.
· Уметь менять движения соответственно двухчастной форме музыки и силе звучания (громко – тихо). Выполнять образные движения (идѐт медведь, крадѐтся кошка и т.д.) Реагировать на начало звучания музыки и еѐ окончание. Самостоятельно двигаться в соответствии со спокойным и бодрым характером музыки.
· Выполнять танцевальные движения: прямой галоп, движения в паре, притопывание попеременно ногами и одной ногой, пружинка. Выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки).
· Петь, не отставая, не опережая друг друга. Петь протяжно, чѐтко произнося слова. Замечать изменения в звучании мелодии. Различать звуки по высоте (в пределах октавы, септимы), тембр 2 –3 музыкальных инструментов.
· Знать музыкальные инструменты: барабан, металлофон, ложки, бубен, треугольник, погремушка.
Средний дошкольный возраст 4-5 лет.
· Различать звуки (регистры) по высоте. Петь протяжно, подвижно, чѐтко произносить слова. Чисто интонировать мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.
· Выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
· Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и в парах, притопы и пере топы, выставление каблучка, носочка.
· Воспитывать интерес к музицированию. Уметь играть на металлофоне на одном или двух звуках, играть в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).
· Развивать творческую активность детей, уметь инсценировать совместно с воспитателем песни, выразительно передавать игровые образы.
Старший дошкольный возраст 5-6 лет.
· Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.
· Петь выразительно без напряжения плавно, лѐгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – си 1 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчѐтливо слова, точно вступать и заканчивать песню.
· Уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трѐх частной формой музыки и музыкальными фразами.
· Выполнять танцевальные движения: поочерѐдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперѐд и в кружении, боковой галоп, переменный шаг, приставной шаг.
· Проявлять интерес к игре на музыкальных инструментах. Играть в оркестре на ДМИ. Закрепить навык игры на металлофоне (сольное, ансамблевое исполнение). Развивать творческое воображение при игре на нетрадиционных музыкальных инструментах.
· Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов. Действовать самостоятельно, не подражая, друг другу, развивать творческую активность детей.
6-7 лет.
· Уметь различать трехчастную неконтрастную музыку;
· Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам;
· Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружение парами под руку, выполнять «ковырялочку», притопы;
· Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.
· Хорошо чувствовать ритм и уметь прохлопать его;
· Проиграть любое музыкальное произведение с заданным ритмическим рисунком;
· Уметь считывать ритмические рисунки с паузами;
· Играть в ансамбле на 2 –3 голоса, выдерживая свой ритмический рисунок;
· Различать народную и авторскую музыку. Узнавать по фрагменту любое произведение из «Детского Альбома» Чайковского;
· Должны иметь представление о том, что такое балет и опера, кто такой композитор;
· Хорошо различать двух и трех частную форму произведения;
· Эмоционально воспринимать музыку и откликаться на нее;
· Уметь словесно выразить свое отношение к музыке, уметь фантазировать, музицировать на музыкальных инструментах;
· Различать звучание русских народных инструментов и симфонического оркестра;
· Петь выразительно, легким звуком;
· Уметь петь «а капелла», в хоре, соло, в сопровождении детского оркестра;
· Петь эмоционально, передавая характер мелодии.
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (Программы) заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС подчёркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат)
делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Мониторинг проводится 2 раза в год, начиная со второй младшей группы. В 1младшей группе проводится только в конце года.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях.
Оценка уровня развития предусматривает бальную систему:
1. 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты (недостаточный уровень).
2. 2 балла - отдельные компоненты не развиты (уровень близкий к достаточному).
3. 3 высокий уровень усвоения программы (достаточный уровень).
Музыкальный руководитель в течение учебного года осуществляет диагностику нарушений развития эмоциональной сферы ребёнка; выявляет детей, нуждающихся в особом внимании, в индивидуализированных, а иногда и специальных условиях развития и образования.
Подготовительную группу посещает девочка с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ДОУ для работы с ней разработана Программа индивидуального опровождения. По этой программе проводится индивидуальная работа в области «Художественно-эстетического развития» (Музыка).
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности.
2.1.1.Виды музыкальной деятельности.
Восприятие музыки:
· Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
· Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
· Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
· Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Пение:
· Формирование у детей певческих умений и навыков;
· Обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
· Развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
· Развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Музыкально-ритмические движения:
· Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
· Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
· Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
· Развитие художественно-творческих способностей.
Игра на детских музыкальных инструментах:
· Совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
· Становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
· Развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
· Знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; Развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Творчество:
· Импровизация на детских музыкальных инструментах;
· Развитие способностей творческого воображения при восприятии музыки;
· Активизация фантазии ребенка, стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
· Развитие способностей к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству.
2.1.2.Содержание образовательной области.
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Программа включает в себя следующие разделы:
2-3 года
Слушание
· Развитие интереса к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
· Развитие умения внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.
· Развитие умения различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение
· Вызывать активность детей при подпевании и пении.
· Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).
· Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
· Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения.
· Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
· Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
· Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
3-4 года
Слушание:
· развитие и обогащение слушательского опыта, слуховой сосредоточенности, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр;
Пение:
· Развитие певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).
Музыкально-ритмические движения:
· Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение).
· Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
· Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
· Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).
· Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.
· Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Игра на детских музыкальных инструментах:
· Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием;
· способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.
Исполнительство:
· развитие и обогащение звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения, умений сравнивать разные по звучанию предметы, двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения.
Творчество:
· развитие и обогащение умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.
· Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.
· Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.
4-5 лет
Слушание:
· развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, продуктивной интегративной деятельности (рисование под музыку);
Пение:
· Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).
· Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
· Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
· Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Музыкально-ритмические движения:
· Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
· Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
· Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
· Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).
Игра на детских музыкальных инструментах:
· Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Исполнительство:
· развитие и обогащение двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений, координации слуха и голоса, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, освоение элементов танца и ритмопластики, умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
Творчество:
· развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, выбирать предпочитаемый вид исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность, импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях.
· Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?". «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?». Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
· Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
5-6 лет
Слушание:
· развитие и обогащение представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, умений понимать характер музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;
· Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
· Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Пение:
· Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню;
· петь в сопровождении музыкального инструмента.
Музыкально-ритмические движения:
· Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
· Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
Игра на детских музыкальных инструментах:
· Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Исполнительство:
· развитие и обогащение умений использовать музыку для передачи собственного настроения, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных умений в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;
Творчество:
· развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.
· Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
6-7 лет
Слушание:
· развитие и обогащение представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, представлений о композиторах и их музыке, элементарного анализа форм в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;
Пение:
· Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
· Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
· Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
· Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Учить самостоятельно, придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы.
Музыкально-ритмические движения:
· Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Игра на детских музыкальных инструментах:
· Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнительство:
· совершенствование певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных умений, выразительного исполнения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;
Творчество:
· развитие и обогащение умений организации самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа, умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.
2.1.3. Взаимосвязь различных видов деятельности.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность (нерегламентированная деятельность).
|
III Организационный раздел
3.1.Технологии:
С целью комплексного развития детей в Художественно-эстетическом направлении, развития у детей музыкальности, творческих способностей, использую современные образовательные технологии:
· игровая технология;
· технология, опирающиеся на познавательный интерес технология проблемного обучения;
· технология сотрудничества
· проектная технология.
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
· активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
· обучение с учётом закономерностей детского развития;
· опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
· ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
· создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
· целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
· проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
· проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
· проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
· позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
· уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
· неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
· диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
· сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
· сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
· развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
· особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
· способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
· интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
· завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
3.2. Реализации программного содержания
Программа реализуется в разных формах и видах музыкальной деятельности, а именно:
Работа с детьми
1.Занятия
2.Индивидуальная работа
3.Проведение утренней гимнастики.
4. Участие в комплексных и физкультурных занятиях.
5.Проведение праздников и развлечений.
Работа с педагогическим коллективом
1.Индивидуальные консультации.
.Семинары-практикумы (групповые).
3.Оформление рекомендаций.
4.Выступление на педсоветах.
5.Открытые просмотры.
Работа с родителями.
1.Индивидуальные консультации.
2.Оформление рекомендаций.
.Открытые просмотры.
4.Выступление на родительских собраниях.
5.Организация совместной творческой деятельности.
Работа по обеспечению педагогического процесса.
1.Планирование.
2.Подбор и систематизация нотного материала.
3.Подбор и систематизация аудио- и видеоматериалов.
4.Изготовление и подбор пособий и атрибутов.
5.Разработка сценариев праздников и развлечений.
Повышение педагогического мастерства.
1.Самообразование.
2.Участие в методических объединениях и семинарах ДОУ.
3.Работа в творческой группе.
4.Участие в городских и районных семинарах.
5.Курсы повышения квалификации.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также, начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах развлечениях, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Режимные моменты
|
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная деятельность с семьей
|
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях
|
Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
|
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт»
|
Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки) |
«ИСПОЛНЕНИЕ»
Формы работы
Режимные моменты
|
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная деятельность с семьей
|
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование пения: - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно- ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях
|
Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песенок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности
|
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкально-дидактические игры |
Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки)
|
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Формы работы
Режимные моменты
|
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная деятельность с семьей
|
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Использование музыкально- ритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях
|
Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры, хороводы - Празднование дней рождения
|
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии |
Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Посещения детских музыкальных театров
|
«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Формы работы
Режимные моменты
|
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная деятельность с семьей
|
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях
|
Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения
|
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, ма Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры |
Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
«ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских
музыкальных инструментах)»
Формы работы
Режимные моменты
|
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная деятельность с семьей
|
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях
|
Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения
|
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры |
Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. Опираясь на анализ данных подходов к определению методов в области музыкальной педагогики, методы музыкального образования можно определить как систему взаимосвязанных действий педагога и ребёнка, направленных на освоение духовно-нравственного потенциала музыки и достижение целей музыкального образования.
3.3. Создание атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Музыка помогает проживать радостно и весело, помогает думать. чувствовать и отдыхать. В образовательную деятельность обязательно нужно включать музыку, соответствующую настроению.
Форма восприятия музыки |
Непосредственно образовательная деятельность |
Содержание деятельности педагога |
Активная |
Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие; |
Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная |
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие |
Педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане |
Задачи обеспечения каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства:
· организовать условия для полноценной адаптации каждого ребёнка к детскому саду, в музыкальном зале, формируя доверие к музыкальному руководителю и предоставляя каждому ребёнку возможность:
· осваивать новое пространство музыкального зала;
· осваивать новое – мелодию, движение и т.п. в игре;
· устанавливать контакты со сверстниками путём общего интереса к музицированию;
· поддерживать добрые традиции ДОУ «Утро радостных встреч», «Сладких вечеров», «Дней именинников», «Семейных праздников»;
· привлекать детей к участию в музыкальных конкурсах, выставках детского творчества, по возможности учитывать их пожелания в этом вопросе; высоко оценивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла;
· способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т. п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольной образовательной организации и т. п.);
· удовлетворять потребность детей в творческом самовыражении:
· вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности);
· создавать условия для участия родителей в жизни детского сада:
· проводить выставки семейного творчества, домашних коллекций;
· привлекать родителей к реализации различных образовательных проектов;
· предлагать исследовательские и творческие семейные проекты;
· проводить с детьми открытые мероприятия для родителей и Дни открытых дверей.
· создавать комфорт и эстетический уют в музыкальном зале на занятиях и праздниках, соответствующий возрастным особенностям интересов и потребностей детей;
· обеспечивать условия (костюмы, маски, атрибуты) для разнообразной творческой инициативы на музыкальных занятиях и праздниках, как коллективной, так и индивидуальной;
· создавать условия для интересных встреч, игр, концертов, спектаклей и приятного общения с более старшими детьми в детском саду;
· помогать отмечать общие праздники и дни рождения каждого ребёнка в каждой группе;
· поощрять желание детей свободно и выразительно двигаться под музыку;
· показывать детям кукольные спектакли;
· организовывать праздники-сюрпризы;
· помогать воспитателям в использовании музыки как средства регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона; петь перед сном колыбельные песни:
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Время звучания |
Режимные моменты |
Преобладающий эмоциональный фон |
8:00–8:30
|
Утренний прием |
Радостно-спокойный |
8:40–9:00
|
Настрой на занятия |
Уверенный, активный |
12:20–12:40 |
Подготовка ко сну |
Умиротворенный, нежный
|
15:00–15:15 |
Подъем |
Спокойный, оптимистично-просветленный |
3.4. Поддержка детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
· создавать во время музыкальной деятельности положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече в музыкальном приветствии, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
· уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
· поощрять желание детей при выборе исполнения песен, танцев, музыкальных инструментов, а также в выборе партнера в паре во время исполнения музыкально-ритмических композиций;
· создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
· поощрять любую творческую инициативу в песенном, танцевальном, игровом, театральном сочинительстве;
· использовать придуманные детьми танцевальные и песенные элементы в общих танцах;
· при необходимости помогать детям в решении проблем организации музыкальной игры, театральной постановке;
· привлекать детей к планированию будущего праздника, концерта или какого-нибудь праздничного сюрприза для родителей. Обсуждать с детьми выбор спектакля для постановки песни, танца и т. п.;
3.5.Взаимодействие с семьёй
Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ проводится в разных формах. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Главное – это:
· раскрыть актуальные формы и методы работы музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ;
· помочь членам семей дошкольников войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ребенком через музыкально-дидактические игры и импровизационно-игровое исполнительство;
· способствовать развитию имеющегося в детском саду опыта по музыкально-игровой практике.
· создать условия для повышения активности родителей как участников образовательного процесса.
Условия взаимодействия между родителями и музыкальным руководителем:
· доверительные отношения между музыкальным руководителем, воспитателями, и родителями
· вооружение семьи знаниями и умениями по данному вопросу
Дифференцированный подход к работе с родителями строится на основе:
· тестирования,
· анкетирования,
· «живого общения»
Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка:
· Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
· Выступления музыкального руководителя на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей.
· Открытые мероприятия для родителей по непосредственно-образовательной деятельности с детьми (с последующим обсуждением);
· Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей.
· Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье.
· Занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром;
· Индивидуальные беседы с родителями.
· Обучение совместному музицированию родителей с детьми.
· Привлечение родителей к выступлениям на детских праздниках.
3.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ИНСТРУКТОРОМ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков - полька, галоп. Чаще всего используется музыка, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. Совместно с инструктором по физической культуре проводит музыкально-спортивные праздники и развлечения.
3.7.Примерный перечень образовательной нагрузки
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом.
НОД проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПин.
Группа |
Возраст |
Длительность занятия (минут) |
1младшая |
с 2 до 3 лет |
10 |
2Младшая |
с 3 до 4 лет |
15 |
Средняя |
с 4 до 5 лет |
20 |
Старшая |
с 5 до 6 лет |
25 |
Подготовительная к школе |
с 6 до 7 лет |
30 |
3.8. Праздники и развлечения
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
В ДОУ установилась традиция отмечать праздники:
· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица; (домашние)
· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу,
· традиционные праздники в детском саду или группе (День Радостных встреч, Сладкие вечера и т.д.);
· придуманные праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Воздушных шаров” и др.
Структура праздника:
· танцы (народные, бальные, современные);
· пение (хоровое, сольное, дуэт);
· художественное слово;
· инсценирование стихов, сказок;
· постановка пьес;
· шутки, репризы,
· сюрпризы;
· игры;
· игра на детских музыкальных инструментах;
· оформление зала;
· привлечение родителей.
Культурно-досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный и специфический компонент образовательного процесса. Через организацию праздников создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного “я”. Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:
сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и мире искусства в частности;
· стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
· приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
· формировать уверенность в своих силах;
· укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
· обучать рациональному использованию;
· воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;
· создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
· поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.
Развлечения проводятся в каждой группе 1 раз в месяц:
· Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
· Вечера, подготовленные силами детей.
· Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов:
· зрелищного характера,
· концерты и тематические вечера,
· детской самодеятельности,
· вечера-забавы
· спортивные развлечения
3.9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:
- предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);
- условия для взаимодействия со взрослыми;
- условия для взаимодействия с другими детьми.
Музыкальный зал предназначен для индивидуальных, подгрупповых и групповых музыкальных занятий, проведения праздничных утренников и других торжественных мероприятий.
Технические характеристики помещения:
· Площадь музыкального зала – 76,4 кв.м. Зал просторный, оснащён современной техникой, имеется зеркальная стена.
· Полы покрыты коврами, что позволяет комфортно заниматься с детьми разными видами музыкальной деятельности.
· Освещенность – 3 больших окна (290 на170см), 9 светильников с энергосберегающими лампами.
·
№ п.п |
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов |
Кол-во |
|
Оборудование |
|
1. |
Музыкальные инструменты для взрослых: Пианино «Ритм», Аккордеон.
|
По 1 шт. |
2. |
Средства мультимедиа: Музыкальный центр Компьютер – ноутбук Мультимедиа установка: Проектор Экран |
По 1 шт. |
3. |
Декорации |
В наличии |
4. |
Стулья для детей |
20шт. |
5. |
Скамейки |
2шт. |
6. |
Столы расписные |
2шт. |
7. |
Стулья мягкие для взрослых |
1шт. |
8. |
Ковры напольные |
2шт. |
9. |
Магнитная доска |
1шт. |
10. |
Микрофон |
2шт. |
11. |
Зеркальная стена |
В наличии |
12. |
Светильники энергосберегающие |
9шт. |
13. |
Детские музыкальные инструменты |
В наличии |
Методическое обеспечение и материал:
• Мультимедийная установка.
• Музыкальный центр.
• Диски с программным материалом.
• Диски с музыкой для творчества и релаксации.
• Детские музыкальные инструменты.
• Мягкие игрушки животных, куклы для проведения занятий и организации сюрпризных моментов.
• Фортепиано.
• Музыкально-дидактические игры на развитие: звуковысотного слуха и закрепление программного материала, чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха; игры для развития памяти и слуха, внимания, детского творчества.
• Маски для игр и инсценировок.
• Атрибуты для разучивания программного материала и развития
творчества: ленты, платочки, шарфики, листочки, снежки,
искусственные цветы.
список методической литературы, программ, разработок и сценариев праздников:
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга», Москва «Просвещение» 2014.
1.И.Г. Галянт Музыкальное развитие детей 2-7 лет «Радуга», Москва «Просвещение» 2013
2. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» - Санкт-Петербург 2000.
3. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши!»– Санкт-Петербург 2001.
4. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Рн/Д.: Феникс, 2011.
5. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2–3 лет. СПб., 2001.
6. Суворова Т. «Танцевальная ритмика для детей» Учебное пособие (1-5выпусков) Санкт-Петербург «Музыкальная палитра» 2006.
7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва «Просвещение» 1981.
8. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Москва «Просвещение»1989.
9.Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Пособие// Москва «Просвещение» 1985г.
10. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши!»// Аудиокассета и СД.
11. «Классика для малышей» СД.
12. Картушина М.Ю. «Развлечение для самых маленьких» Москва 2007.
13.Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь» Пособие// Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5лет. Москва «Просвещение» 1986.
14. Бекина С.И. «Музыка и движение» // Упражнения, игры и пляски для детей 3-4лет. Москва «Просвещение» 1981.
15. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких» Москва «Линка-пресс»2009.
16. Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей младшего дошкольного возраста» Москва 2005.
17. Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь» Пособие// Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6лет. Москва «Просвещение» 1987.
18. Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь» Пособие// Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7лет. Москва «Просвещение» 1988.
19. Бекина С.И. «Музыка и движение» // Упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет. Москва «Просвещение» 1983.
20. Бекина С.И. «Музыка и движение» // Упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет. Москва «Просвещение» 1984.
21. Сорокина Н.Ф., Пособие «Играем в кукольный театр» Москва 2000.
22. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Творческий центр» 2003.
23. Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2005.
24. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» // Набор аудиокассет и СД (4 шт.)
25. Суворова Т. «Танцевальная ритмика для детей» Набор СД (6шт.)
26. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей» СД.
27. Чайковский П.И. «Детский альбом» СД и «Времена года» СД.
28.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.