СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание не однозначно.
Социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик).
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности.
Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. «Проводниками» социализации для ребенка сначала являются родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь педагоги, общество (сверстники, друзья).
Кто такие дети с ОВЗ?
Это дети с ограниченными возможностями здоровья – т.е. имеющие отклонения в психическом или физическом плане.
Эти отклонения нарушают их общее развитие и не позволяют вести им полноценную жизнь, а также препятствуют освоению образовательных программ без специальных приемов и условий обучения и воспитания.
Часто у детей ОВЗ наблюдается сочетание нескольких нарушений: речевые, интеллектуальные, психические или генетические и хромосомные заболевания.
Структура дефекта у таких детей сложная и для них требуется специальный коррекционный процесс с учетом их индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития.
Что такое подвижная игра?
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Влияние подвижных игр на социализацию для детей с ОВЗ Игра – непременный спутник детства.
«Игра – говорил А.М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить». Поэтому он требовал серьезного отношения к детским играм. Игра заменяет труд, вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель.
В подвижных играх это, к примеру, суметь догнать и осалить товарища, перетянуть канат, метко бросить мяч, скорее закончить перебежку и т.п.
Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. К тому же развиваются физически, совершенствуют в игре многие умения, двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота и ловкость, сила и выносливость.
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством социализации дошкольников.
Оздоровительный эффект подвижных игр
Дошкольное детство это период в жизни человека, когда формируется здоровье,
осуществляется развитие личности. В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, в результате задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.
Игра наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активном участии.
Подвижная игра активизирует все системы организма:
- дыхание, кровообращение, зрение, слух, обменные процессы;
- формирет быстроту, силу, выносливость, ловкость;
- развивает психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность;
- учит соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
- помогает овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе;
- пополняет словарный запас детей;
- приносит ребенку положительные эмоции.
Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы педагоги играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.
Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
Цели, которые достигаются посредством подвижной игры:
1. Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
2. Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками или взрослыми ради достижения победы).
3. Воспитательная. В процессе игры ребенок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли).
Задачи подвижных игр:
Образовательные:
- Развития внимания, памяти, ориентации.
- Раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка.
- Расширение кругозора
- Развитие речи.
- Формирование ОБЖ.
Воспитательные:
- Воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость).
- Воспитание нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь, отзывчивость).
Оздоровительные:
- Усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций вовлечения всех мышечных групп в работу.
- Активизация работы легких, способствование насыщению организма ребенка кислородом, повышение общего жизненного тонуса.
- Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию.
- Способствование развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей
Классификация подвижных игр:
По возрасту (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп).
По видам движений (с ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, ползания, равновесия, метания).
По степени подвижности (игры малой, средней и высокой подвижности).
По форме организации (линейные, круговые, врассыпную).
По содержанию (сюжетные (зайцы и волк, медведь и пчелы), бессюжетные («найди себе пару»), спортивные, хороводные, народные игры и эстафеты).
По пособиям, использующимся в игре (игры с мячом, лентам, обручами и т. д).
Организация и методика проведения подвижных игр
Методика включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре.
Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем.
Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
• Выбор игры.
• Подготовка места для игры.
• Подготовка инвентаря.
• Объяснение правил и хода игры.
• Назначение водящих.
• Распределение по командам (эстафеты).
• Дозировка нагрузки.
• Окончание игры.
• Подведение итогов.
Особенности организации подвижных игр с детьми с ОВЗ
Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать: строгий учет индивидуальных особенностей и потребностей детей, характер и глубину дефекта; реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку; величина нагрузки должна быть доступной для ребенка и не вызывать у него перенапряжения; чередование направленности, интенсивности и продолжительности игр для поддержания интереса и азарта; правила игр упрощены, более разнообразны и не требуют четких правил.
Специфика проведения подвижных игр с детьми с интеллектуальными нарушениями.
В первую очередь подвижные игры подбираются без учета возраста ребенка, а ориентиром являются его интеллектуальные способности.
Затем в подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики.
А правила изменяются соответственно физическим и интеллектуальным возможностям детей.
Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Особая ценность подвижных игр для детей с нарушением интеллекта заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий.
Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы.
Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение.
Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняются под стихи.
Свою методику проведения подвижных игр с дошкольниками с ОВЗ я выстраиваю с учетом слов Ефима Ароновича Аркина: «Постройте вашу воспитательную работу так,
- говорил Е. А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии.
Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья» .
Таким образом, можно сделать вывод, что подвижная игра как основное средство физического воспитания и развития - занимает значительное место в жизни ребенка.
С помощью подвижных игр у детей с нарушением в развитии двигательная активность расширяется, становится не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.
Разнообразные задачи по развитию двигательного творчества детей с ОВЗ в подвижных играх позволяют скорректировать отклонения в их физическом развитии, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.
Помните, любая игра должна, прежде всего, должна приносить радость всем участникам! Только тогда она будет благотворно сказываться на развитии ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.