Социализация детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

  • doc
  • 28.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2024 статья для знанио Гаокина Н.А..doc

Галкина Наталья Александровна

учитель-логопед,

МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»

Россия, Кемеровская область, Осинники

 

 

 

Социализация детей 

с задержкой психического развития дошкольного возраста 

в условиях инклюзивного образования

 

 

Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить своё «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребёнка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

Дети с задержкой психического развития имеют выраженную степень социально-педагогической запущенности, что характеризует социальную неприспособленность и низкий уровень коммуникативной компетентности. Под низкой коммуникативной компетентностью понимается неадекватная реакция детей на происходящее вокруг, их незрелый эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний непринятыми в человеческом обществе средствами и несоответствующим социальным поведением, нет способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. 

Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определённого круга знаний и цмений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Организация деятельности дошкольной образовательной организации для детей с ЗПР определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы.

В процессе социализации детей выделяются следующий особенности:

1. В отличии от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.

2.Взрослые способны оценивать социальные нормы. Критически к ним относится; дети усваивать их, как предписанные регуляторы поведения.

3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований.

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является инклюзия детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты дошкольной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети.

Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любой детский сад мог быть готов в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе дошкольных организаций, но и изменения во взглядах педагогов общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу только с определенными группами детей.

Проблема социализации детей с задержкой психического развития сожжет быть успешно решена только при условии создания сплочённой команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении благополучной образовательной среды для всех воспитанников.

С целью повышения эффективности образовательного процесса в детском саду и созданию благоприятных условий для успешного взаимодействия, с родителями провели анкетирование о готовности взаимодействия.

  Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы программы: спецкурсов, тренингов, обучающих семинаров, мастер-классов.

Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное обучение детей, были проведены консультации, создан раздел «Равные среди равных», работает родительский клуб «Мы вместе». В результате проведённой работы 93% родителей увидели преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду.

Совместная деятельность детей разных категорий организуется через разные формы, использование которых помогает обогатить социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными способами общения.

Интегрированное обучение выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребёнку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений со стороны социума и др. Интеграция детей с ограниченными возможностями в учреждение для нормально развивающихся сверстников происходит с учётом уровня развития каждого ребёнка и обеспечения реального выбора модели интеграции.

Сегодня речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определённого возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей.

На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолго-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педадгогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременной и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ЗПР обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ЗПР на образование является создание вариативных условий с учётом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде.

На данной этапе действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического  развития в дошкольных образовательных учреждениях общего типа.

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяет включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

-Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

-В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с те, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетентности, свойственной этому возрасту.

-В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.

-Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных групп обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту  инвалидности другого дошкольника, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

-В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими сверстниками вне сада. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родитлей, психических и физических возможностей.

Процесс социализации (формирования социальных компетенций) дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в условиях дошкольной образовательной организации, будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

1. Создана образовательная среда, характеризующаяся содержательность, трансформируемостью и вариативностью развивающей предметно-пространственной среды, в которой реализуются формы общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей;

2. Гарантируются доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации;

3. Реализована экспериментальная (дополнительная образовательная программа) программа социального развития детей с ЗПР (ОВЗ), направленная на обогащение опыта социального взаимодействия, развития социальных качеств (положительного отношения к самому себе и другим, уверенности, открытости нашему миру, способности к принятию собственных решений);

4. Разработан индивидуальных образовательных маршрут для ребёнка с ЗПР, способствующий выравниваю стартовых возможностей для успешного вождения в сообщество детей и взрослых в условиях образовательной среды ДОО;

5. Обеспечено продуктивное сотрудничество всех участников образовательного процесса на уровне сотрудничества, сотворчества, соорганизации, то есть гармоничное взаимодействие членов сообщества, направленное на развитие всех и каждого;

Таким образом, можно заключить, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребёнком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определённых условий организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

 

 

Литература.

1. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / А. Закрпина.- Дошкольное воспитание. 2009. - №11, с.72-79

2. Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Закрепина. – Дошкольное воспитание 2009. - №4, с.94-101

3. Никишина В.В. – Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.В.Никишина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 м.

4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития-сост. И общая ред. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.- 304 с.

5. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер.- СПб.: Питер, 2008.- 192 с.