Социализация учащихся профильных классов через работу с источниками информации
Объяснять свое отношение к наиболее значительным суждениям, фактам и формулам математики, математическим достижениям, высказывать собственные суждения, использовать текст математического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать доказательства разных математических выкладок, осуществлять самостоятельный поиск решений, необходимых для принятия собственных решений; критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и при помощи средств массовой коммуникации, выработать собственную математическую позицию.
Всё это, требования, которые предъявляются к выпускникам старших классов нашим обществом. Обществом постиндустриальным, в котором поток информации настолько обширен, а сама информация постоянно увеличивается в объемах настолько, что зачастую и сознание взрослого человека не справляется с задачей ее анализа и обработки, что приводит к тому, что человек просто воспринимает информацию, поступающую с экрана компьютера или телевидения, из аудио сообщений радио как истинную, не пытаясь ее анализировать или критически оценивать. Что же тогда говорить о подростках?! Сколько бы мы не говорили, что учащиеся старших классов уже почти взрослые, слово «почти» здесь будет являться ключевым.
Казалось бы, разнообразие и многообразие источников информации должно способствовать развитию навыков критического мышления и помогать ребятам определяться с собственным отношением к той или иной ситуации или явлению. Но на деле мы получаем формирование так называемого клипового мышления, т.е. дети «схватывают» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует процесс их мышления и приводит к падению коэффициента усвоения знаний.
В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [1].
Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый [2].
Клиповое мышление не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает, т.е. оно кратковременное. Для старшеклассников это приводит к тому, что они вынуждены тратить время при подготовке к экзаменам на изучение тем, которые уже были пройдены, а не углублять и расширять знания по теме. Как с этим бороться? Как выйти из этой ситуации и преодолеть эффект «клипового мышления»? С одной стороны, ребята поглощают огромное количество информации и выдают знания порой по самым неожиданным темам, с другой стороны кратковременность этих знаний и некритическое, несистематизированное их восприятие. Прежде всего, необходимо работать с источниками информации напрямую (анализировать, сравнивать, самостоятельно выстраивать для себя личную образную цепочку).
Формы работы с данным источником информации:
§ постановка проблемы - для введения в тему урока и выявления проблемной ситуации достаточно непродолжительного фрагмента;
§ наглядная иллюстрация слов учителя;
§ выполнение самостоятельных заданий по просматриваемому материалу;
§ обобщение и повторение пройденного материала.
§ сравнить различные источники и выработать собственную.
Таким образом, мы не только смотрим, но и всячески закрепляем увиденное - обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. Ребята учатся анализировать и критически подходить к просматриваемому материалу, что позволит им формировать свою собственную точку зрения по отношению к каким-либо событиям, переносить данные умения и навыки в повседневную жизнь.
Библиографический список
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
2. Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ.– Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 22.09.2016).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.