Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада.
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад
28.10.2018
В современном детском саду находятся дети разного уровня развития. Педагогам необходимо приучить деток к социальным нормам развития. Поэтому необходимо создавать условия в разных направлениях, таких как нравственное направление, патриотическое направление, художественно-эстетическое, физическое. Тогда большинство детей, посещающие комбинированные группы будут успешны в коммуникативном отношении.опыт работы
Социализ. детей Б.Н.Н.docx
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского
сада.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования развитие должно обеспечивается целостным процессом
социализациииндивидуализации.
Наряду с другими направлениями развития ребенка, стандарт выдвигает ряд
требований к социальноиндивидуальному развитию детей.
К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие
самостоятельности, целенаправленности собственных действий; становление социального
и эмоционального интеллекта; уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, безопасного поведения в обществе.
В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения
возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при
этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности. В своей теории культурно
исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой
дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему
овладеть культурой, социальным опытом человечества.
На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной
этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их
социализации.
Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной
и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную
неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут
исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.
Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка
с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. А если нарушение
сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет
общаться и говорить.
Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не
придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой
и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие
проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают
тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут.
Поэтому детям с нарушениями речи для дальнейшей успешной социализации нужна
своевременная, квалифицированная помощь.
При социализации детей с нарушением речи мы выделили несколько направлений для
исправления такой ситуации.
Нравственное направление: На первом этапе становления ребенка как личности в
социуме важно обеспечение воспитанников знаниями правильного обращения детей к взрослым и сверстникам. Во время НОД, сюжетноролевых игр, вместе учимся
знакомиться, играть, обращаться с просьбой, задавать вопросы (как тебя зовут? Можно
взять твою игрушку? Помоги собрать мазайку). В игровой форме провели специальные
мероприятиях на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята».
Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он
Поэтому на
будет организован как исследовательская, поисковая деятельность.
следующем этапе нравственного направления совместно с детьми сочиняем истории или
сказки.
Например, на основе известных
мы предлагаем детям творчески
преобразовать ход повествования, придумать различные концовки в нравственном
направлении, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один.
сюжетов
Такие творческие задания формируют у ребенка с нарушением речи умение думать,
рассуждать, подвигают
к самостоятельному поиску решений, к моделированию
собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить
несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить.
Экономическое направление: С помощью совместных дидактических игр для
социализации детей, формируем правила поведения в торговых учреждениях, в
поликлинике, библиотеке. Во время свободной деятельности приводим доступный для
детей пример бережного отношения к мебели, книгам, одежде, создаем игровую
проблемную ситуацию. (порвалась книга, она заболела, книга грустит)
В этом случае организовываем практическую деятельность, (ребенок сам или с
помощью взрослого ремонтирует книжку). В деятельность ребенка и взрослого входят
игровые ситуации, ролевые игры, игрыдраматизации: «Вылечим книжицу», «Мишутка
заболел», «Путешествие на автомобиле» и т.д..
Игровые модели строим в соответствии с интересами и возможностями детей, с их
социальным опытом и возрастными особенностями, организовывая экскурсии в магазин, на
рынок, почту.
Патриотическое направление является очень важным для формирования целостной
личности, как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с речевыми
нарушениями. Нормой развития является раннее осознание себя представителем русской
нации, гражданином России, жителем родного города, членом своей семьи.
Детилогопаты испытывают затруднения в произношении названия стран, городов,
улиц. Бывает, что у ребенка с задержкой речевого развития нарушено восприятие
семейных ценностей, осознания себя членом семьи и общества ( я не Ваня Семёнов, я
просто Ваня). Реализация проектов «Наша дружная семья», «Семья –это важно!»
положительно отразились как на развитии ребенка, так и на понимании родителями своего
малыша. Современные дети легко и с удовольствием принимают компьютерные
технологии, поэтому мы организовываем виртуальные экскурсии, просмотр презентаций
на темы: «Москвастолица России», «Красная площадь», «Городагерои».
Мы организовываем совместные мероприятия с детьми из приюта, обществом
слабовидящих людей, каждый год приглашаем гостей на праздники в ДОУ, что
способствует быстрой социализации ребенка.
В комбинированной группе организовали минимузей «Русская изба», где дети имеют
возможность познакомиться с культурой нашей страны. В рамках музейной педагогики для
решения проблемы социализации, актуальны приёмы: беседы, экскурсии, чтение
художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций. Для большей доступности материала используем игровые персонажи, которые встречаются в
фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и другие. Они рассказывают детям о
предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес.
Художественноэстетическое направление обеспечивает организацию развивающей
среды для занятия творчеством. В группе открыт центр изобразительной деятельности
(лепка, аппликация, коллаж). Для детей с речевыми проблемами важно усиленное развитие
мелкой моторики, поэтому каждую неделю меняется тематика материала в соответсвии с
лексической темой, куда входит пальчиковая гимнастика, минитеатр. Упражнения на
фонематическое развитие помогает развить способность различать фонемы и определять
звуковой состав слова, наборы картинок для составления рассказов решают проблему
логического мышления, развития связной речи и социализации ребенка.
Физическое направление. На занятиях по физическому развитию организуем
интересные подвижные игры с проговариванием, речевками, закличками, что способствует
сплочению детей, развитию ответственности, умению соблюдать правила. Во время
прогулок любимыми играми для детей стали игры с мячами, обручами, эстафеты,
хороводные игры. Проводим спортивные семейные праздники.
Такая работа, несомненно, проводиться в тесном сотрудничестве логопеда,
воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию и
родителей.
Взрослые
используют игровые упражнения, которые активизируют речевую
деятельность детей, подбирает сюжетноролевые игры и упражнения, способствующие
эффективному развитию речи, включает таких детей в коллективную деятельность, во
время подвижных игр на прогулке смотрит за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя
уверенно.
Мы постоянно корректно объясняем родителям, какие действия они могут совершить в
направлении решения проблемы социализации. Так, например, нами был организован
проект «Хочу все знать о пуговице», в реализацию которого входила выставка поделок из
пуговиц, информационные сообщения, которые дети подготовили вместе с родителями. А
затем участвовали в конкурсе детских проектов в НИКпРО и получили дипломы.
С помощью постоянного внимания к формированию речи детей в повседневной жизни у
дошкольников наблюдаются более правильные высказывания, грамотность, развернутость
речи. Совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно
развивающей работе, совместных проектах и видеть динамику развития речи и успешную
социализацию своих детей.
Большинство детей, которые посещают комбинированные группы, в коммуникативном
отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться
о совместных игровых, действиях, планируют для себя задачи и выполняют их. Свободно
излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы, и это является базой для
формирования социальноадаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному
образовательному процессу в школе. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №3
Барабинского района Новосибирской области.
Социализация детей с нарушениями речи в
комбинированной группе детского сада.
(из опыта работы) Подготовила учительлогопед ПКК
Бухарина Наталья Николаевна
2017 год
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада.
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада.
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада.
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада.
Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.