Инклюзивное образование

  • Педсоветы
  • docx
  • 23.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей сособыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей сособыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.
Иконка файла материала инклюзивное образование.docx
Инклюзивное образование Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для  описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования поло жена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые услов ия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подраз умевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для д етей сособыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является  создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразу мевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, н аправленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процес са адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении. Мировая практика инклюзивного образования За рубежом, начиная с 1970­х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возм ожностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в томчисле: расширение доступа к образованию ( widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция(integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что у ченики­инвалидыобщаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означаетприведение потребностей дет ей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системойобразования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для  них. Включение, или инклюзияреформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам ипотребностям всех д етей без исключения. В 1990­х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизацииродителей детей­инвалидов, общественной ак тивности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990­х гг. идемонстрируют преимущества интегри рованного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительноважности интеграции детей­инвалидов. Госу дарственные, муниципальные и школы получают бюджетноефинансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересован ы в увеличении числаучащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобреннойГенеральной Ассамблеей ООН 13 декабр я 2006 года. Ситуация с инклюзивным образованием в России Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. ВМоскве в 1991 году по инициативе моско вского Центра лечебной педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностямиздоровья». В результате в 11­ти регио нах были созданы экспериментальные площадки по интегрированномуобучению детей­инвалидов. По результатам эксперимента были проведены д ве международные конференции(1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно­практической конференции по проблемаминт егрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья, которая была направл ена в органы управления образования субъектов РФМинистерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе  с детьми сограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе вучебные планы педагогиче ских вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными в озможностями здоровья». Сразу жепоявились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы впланы  повышения квалификации учителей общеобразовательных школ. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образованиявнедряется в порядке эксперимента в образ овательных учреждениях различных типов в ряде субъектовФедерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородск ой, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивногообразования – лишь 47. Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», фед еральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», атакже Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защ ите прав человека иосновных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертойКонвенции говорится том, что в целях реализа ции права на образование государства­участники должныобеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни ч еловека. Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года. Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченнымивозможностями здоровья в Москве», несмо тря на отсутствие аналогичного федерального закона. Другие варианты обучения детей­инвалидов Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей­инвалидов:Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье  в воспитании детей, формирования у них навыковсамостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способносте й детей. Также на территории РФ существует система домов­интернатов социальной защиты, в которых различныеобразовательные программы ос уществляются силами социальных педагогов. Однако де­юре такие дома­интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выда вать документ об образовании. В2009 году для домов­интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт. Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной акти вной помощи детям с ограниченными возможностямиздоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей­инвалидов во зможностиучаствовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а такжето, что дети учатся ближе к  дому и воспитываются в семье. Домашнее обучение – вариант обучения детей­инвалидов, при котором преподаватели образовательногоучреждения организованно посещают ре бенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту егопроживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагого в ближайшегообразовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомногообучения детей­инвалидов. Дом ашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения  ребенку выдается аттестат обокончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям­инвалидам спомощью специализированной информационно ­образовательной среды, базирующейся на средствах обменаучебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерна я связь и т.п.). Дляосуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб­камера и  т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центромдистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общен ие преподавателя с ребенком врежиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующейотправкой  результатов в центр дистанционного обучения. На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но ивысшее образование – в программы ди станционного обучения активно включились многие отечественныевузы.

Посмотрите также