Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей сособыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей сособыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.
инклюзивное образование.docx
Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования поло
жена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые услов
ия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подраз
умевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для д
етей сособыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является
создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразу
мевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, н
аправленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процес
са адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возм
ожностей инвалидов.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в томчисле: расширение доступа к образованию (
widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция(integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что у
ченикиинвалидыобщаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означаетприведение потребностей дет
ей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системойобразования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для
них. Включение, или инклюзияреформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам ипотребностям всех д
етей без исключения.
В 1990х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизацииродителей детейинвалидов, общественной ак
тивности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990х гг. идемонстрируют преимущества интегри
рованного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительноважности интеграции детейинвалидов. Госу
дарственные, муниципальные и школы получают бюджетноефинансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересован
ы в увеличении числаучащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобреннойГенеральной Ассамблеей ООН 13 декабр
я 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. ВМоскве в 1991 году по инициативе моско
вского Центра лечебной педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностямиздоровья». В результате в 11ти регио
нах были созданы экспериментальные площадки по интегрированномуобучению детейинвалидов. По результатам эксперимента были проведены д
ве международные конференции(1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научнопрактической конференции по проблемаминт
егрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченнымивозможностями здоровья, которая была направл
ена в органы управления образования субъектов РФМинистерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе
с детьми сограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе вучебные планы педагогиче
ских вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными в
озможностями здоровья». Сразу жепоявились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы впланы
повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образованиявнедряется в порядке эксперимента в образ
овательных учреждениях различных типов в ряде субъектовФедерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородск
ой, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивногообразования – лишь 47.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», фед
еральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», атакже Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защ
ите прав человека иосновных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертойКонвенции говорится том, что в целях реализа
ции права на образование государстваучастники должныобеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни ч
еловека.
Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.
Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченнымивозможностями здоровья в Москве», несмо
тря на отсутствие аналогичного федерального закона.
Другие варианты обучения детейинвалидов
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детейинвалидов: Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье
в воспитании детей, формирования у них навыковсамостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способносте
й детей. Также на территории РФ существует система домовинтернатов социальной защиты, в которых различныеобразовательные программы ос
уществляются силами социальных педагогов. Однако деюре такие домаинтернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выда
вать документ об образовании. В2009 году для домовинтернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной акти
вной помощи детям с ограниченными возможностямиздоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детейинвалидов во
зможностиучаствовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а такжето, что дети учатся ближе к
дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детейинвалидов, при котором преподаватели образовательногоучреждения организованно посещают ре
бенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту егопроживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагого
в ближайшегообразовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомногообучения детейинвалидов. Дом
ашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения
ребенку выдается аттестат обокончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детяминвалидам спомощью специализированной информационно
образовательной среды, базирующейся на средствах обменаучебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерна
я связь и т.п.). Дляосуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, вебкамера и
т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центромдистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общен
ие преподавателя с ребенком врежиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующейотправкой
результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но ивысшее образование – в программы ди
станционного обучения активно включились многие отечественныевузы.
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.