Социальная психология
Оценка 4.7

Социальная психология

Оценка 4.7
docx
23.03.2022
Социальная психология
Социальная психология.docx

 

 

 

 

Сходство и различие отечественной и зарубежной социальной психологии

 

Введение

В настоящее время социальная психология в разных странах характеризуется как общими, так и специфическими векторами развития. Общей тенденцией социально-психологических эмпирических исследований является сокращающееся число научных работ, где в качестве основного метода исследования был задействован эксперимент. Сферы научного сотрудничества социальных психологов в мировом масштабе постепенно расширяются. Однако всё ещё сохраняются барьеры, препятствующие обмену знаниями и опытом между российскими социальными психологами и их зарубежными коллегами.

        Цель настоящей работы заключается в анализе современного состояния теоретических и экспериментальных исследований по социальной психологии, а также в сравнении направлений развития социальной психологии в России и других странах.

           Материалом исследования послужила научная литература по социальной психологии. В качестве метода исследования использовался теоретический анализ данных из литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Сходство и различие отечественной и зарубежной социальной психологии.

Современное состояние, сферы взаимодействия, тенденции и перспективы развития.

 

         В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.

     Наиболее интенсивное и экстенсивное развитие социальная психология получила в США. Стоит признать, что в настоящее время американская социальная психология занимает мировые лидирующие позиции по числу проводимых исследований, издаваемых научных журналов и публикуемых статей.

Американские психологи, сохраняя укоренившуюся традицию, стремились на протяжении долгого времени применять естественный эксперимент в качестве основного метода исследований в социальной психологии.

Их работы, как правило, отличает наличие чёткого плана, основательная продуманность всех этапов исследования. Получаемые конкретные данные играют первостепенную, определяющую и решающую роль.

         Западная социальная психология имеет солидный задел по теоретическим подходам к исследованиям и экспериментальному изучению межгрупповых отношений. Особенность постановки данной проблемы состоит в тесной связи теорий с практическими реалиями общественной жизни. Центральное место в этом контексте занимает изучение межгрупповой враждебности как проблемы межгрупповых отношений.

        

3

Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. Исторически появление интереса к

психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации).

      Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного.

      Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева. Представители этого направления считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.  

     Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский. Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев.

     Российскими и западными исследователями были обстоятельно описаны процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, а также выделены факторы детерминации межгрупповых отношений. Многообразные теоретические подходы к проблеме межгрупповых отношений позволяют с разных ракурсов взглянуть на наметившиеся трудности в объяснении соответствующих социальных феноменов и создать новые подходы к решению практических задач.

     

 

 

 

4

  На становление отечественной социальной психологии существенно повлияли научные идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений.

 

К сильным сторонам российской социальной психологии относятся разработанные теоретические положения о развитии личности в коллективе, о природе, структуре и функциях общения.

Большое внимание уделяется изучению роли общения в развитии психики человека. Само общение рассматривается в единстве с деятельностью. В России и по сей день происходит совершенствование методологического и методического аппарата социальной психологии.

        Наглядным примером практического развития российской социальной психологии является появление такого института, как социально-психологическая служба при различных организациях: силовых ведомствах, школах, МЧС и т.д. Открылись частные консультативные центры, опирающиеся в своей работе на идеи различных отечественных и зарубежных психологических школ и направлений. В России возникла востребованность социальной психологии в сфере рекламы. Как следствие, выделилось в отдельное направление и получила развитие психология рекламы. Стали актуальными такие формы работы, как социально-психологический тренинг, психологическое консультирование по телефону.

В последнее время внимание российских социальных психологов привлекает организационная психология. По проблемам организационной психологии интенсивно проводятся исследования, организуются научные конференции, разрабатываются соответствующие тренинги, даются практические рекомендации. В условиях российской действительности, как никогда, становятся актуальными вопросы этнопсихологии, межэтнической толерантности.

 

5

     Современным социально-психологическим исследованиям в России так же, как и западным, зачастую предшествует разработка плана, определение проблемы, формулировка гипотез. Такие исследования имеют чёткую структуру с очерченной общей целью и частными задачами. В них описываются и обсуждаются результаты и, в конце концов, формулируются выводы.

        Нельзя сказать, что социальная психология как в России, так и за рубежом, изобилует появлением новых теорий, концепций и теоретических положений. Основные теории и концепции, раскрывающие суть межгруппового взаимодействия людей, межличностных отношений внутри групп, основных психических процессов, механизмов и закономерностей, присущих большим и малым социальным группам, были предложены американскими, европейскими и российскими психологами ещё в период 30-80-х гг. XX века.

    Так, в это время были предложены основные концепции структуры малой группы, теоретические модели развития малой группы, описаны психологические механизмы её динамики. На это же время приходится расцвет исследований и теоретических подходов к проблемам лидерства и групповой сплочённости. Экспериментально было показано, а теоретически описано, явление конформизма.

       В силу сложности оценки и контроля, непредсказуемости социальнопсихологических явлений в больших группах они по-прежнему редко выступают объектом эмпирических исследований в мировой социальной психологии. Особое место в исследованиях социальных психологов отводится понятию толпы. Открыто и теоретически описано несколько «феноменов» толпы, таких как внушаемость и психическое заражение.

 

 

6

Из-за практической невозможности воспроизвести поведение толпы экспериментальным путём наметилась тенденция приписывать теориям толпы результаты, полученные при психологических исследованиях малых групп.

      Перейдём к сравнению методов эмпирических исследований в российской и зарубежной социальной психологии. Психодиагностический инструментарий для оценки социально-психологических явлений нередко заимствуется отечественными исследователями у коллег из Европы и Северной Америки. «Российская» доля в общей массе существующих психодиагностических методик довольно мала, однако в последние годы наметилась положительная тенденция разработки и апробации таких методик отечественными авторами. Российские и зарубежные психологи предпринимают попытки полного или частичного воспроизведения «классических» экспериментов С. Милгрэма, С. Аша, М. Шерифа, Ф. Зимбардо, С. Валинса и других учёных. Однако в наше время по-настоящему «громкие» экспериментальные исследования и научные открытия в обсуждаемой области науки встречаются крайне редко. Что касается обработки полученных данных, то российская социальная психология, как и «англоязычная», опирается преимущественно на методы статистического анализа.

     Говоря о точках соприкосновения отечественной и зарубежной социальной психологии, особо стоит заострить внимание на процессах интеграции мировой социальной психологии, начавшихся примерно с середины 70-х годов прошлого века.

        Взаимодействие учёных из разных стран осуществляется сейчас, в частности, в рамках проведения совместных международных конференций, конгрессов и симпозиумов по различным общим и локальным проблемам социальной психологии.

 

7

Социальные психологи объединяются для проведения совместных исследований, в том числе кросскультурных. Кстати, за последние годы именно кросс-культурные исследования стали актуальными и получили широкое распространение во всём мире.

      В известных российских, европейских, американских, австралийских, новозеландских, канадских научных журналах по социальной психологии появляются статьи и тезисы в соавторстве с иностранными учёными.

      Вопросы конфликтологии, социализации, психологии управления с каждым годом приобретают всё большее значение как в России, так и за рубежом. На мировой арене наблюдается сближение так называемой академической и практической социальной психологии, фундаментальных и прикладных социально-психологических исследований. Изучение особенностей психологии малых групп, межгрупповых отношений, поиск психологических способов разрешения конфликтных ситуаций, а также решение широкого круга проблем психологии бизнеса, рекламы и массовых коммуникаций, этнопсихологии, политической и организационной психологии выходят на первый план в большинстве развитых и ряде развивающихся стран.

     Помимо прочего, социальные психологи (как в России, так и за рубежом) занимаются изучением близких межличностных отношений, таких как любовь, дружба. Тем не менее, некоторые психологические аспекты аттракции, симпатии и антипатии, романтической привязанности людей (в частности, те, что касаются межкультурных различий) остаются малоизученными и требуют дальнейшего уточнения. Недостаточно также изучены критерии отношений доверия в дружбе. Довольно часто исследуется феномен лидерства в малых группах, групповая сплочённость, поведение людей во время конфликта.

 

 

8

Вообще, надо отметить, что на данный момент направления исследований российских социальных психологов и их зарубежных коллег зачастую совпадают. Среди частных тем исследований наибольший интерес у них вызывают проблемы, связанные с социализацией личности; социально-психологической адаптацией мигрантов; образом «Я», концепцией «Я», социальной, профессиональной, индивидуальной, групповой, этнической, гендерной идентичностью человека в разных культурах; изучением социальных ролей и статусных отношений людей в различных средах; особенностями взаимодействия различных категорий людей с информационной средой; характеристиками восприятия СМИ разными группами граждан; рассмотрением специфики проявления всевозможных психических феноменов в зависимости от принадлежности к определённой этнокультуре; коммуникацией в образовательной и профессиональной среде; определением факторов, влияющих на психологическую удовлетворённость браком; гендерными различиями в восприятии бренда, рекламы; выявлением и анализом ценностных ориентаций; сравнением культурных ценностей; изучением социальных установок, стереотипов и представлений о различных явлениях; влиянием эмоций на коммуникативное взаимодействие.

      Возрастает число исследований, посвящённых изучению феномена интернет-зависимости, психологических особенностей виртуальной, а также межкультурной коммуникации. В связи с продолжающимся ростом разводов супружеских пар во всём мире актуальным сейчас признано изучение психологической стороны брачных отношений, семейных ценностей, романтической привязанности супругов друг к другу. В практическом плане услуги социальных психологов оказываются востребованными в семейном консультировании; в эмпирическом изучении лояльности бренду, восприятия товара, эффективности рекламных сообщений;

 

 

9

в проведении тренингов по технике продаж и работе с клиентами; в анализе вербальных и невербальных компонентов коммуникации; в психологической оценке, отборе и адаптации персонала организаций; в анализе трудовой мотивации; в анализе преимуществ и недостатков тех или иных стилей руководства; в практических вопросах влияния психологической совместимости на особенности межличностного взаимодействия; в изучении последствий профессионального и эмоционального выгорания и выработке комплекса мероприятий по их профилактике и предотвращению; в выявлении, профилактике возникновения и «снятии» стресса; в развитии эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; в анализе совместной деятельности малых групп; в формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе; в исследовании потребительских установок. Пристальное внимание социальных психологов-учёных и практических психологов обращается к понятию эмоционального интеллекта, который рассматривается как фактор эффективности профессиональной деятельности.

     Проблема восприятия человека человеком (из всех аспектов общения) является наиболее разработанной в социальной психологии. Межличностное познание, при этом, изучается в настоящее время с позиций «когнитивистского» подхода как зарубежными, так и отечественными специалистами. К хорошо изученным вопросам также следует отнести проблему конфликтов. Широкое признание при исследовании конфликтов получили теоретические подходы, развиваемые в русле когнитивной психологии. Социальными психологами были предложены различные дефиниции конфликта, описаны его функциональные и дисфункциональные аспекты. Наряду с этим, разработаны типологии конфликта, методы разрешения и управления конфликтными ситуациями.

    

 

10

 Не последнюю роль в стремительном сближении российской и зарубежной социальной психологии играет интернет, который позволяет быстро отслеживать появление новых научных публикаций, легко узнавать о сфере научных интересов учёных-исследователей, размещать информацию о проведении международных конференций, симпозиумов и конгрессов по проблемам социальной психологии. Благодаря доступности информации, открытости регистрации участников международных конференций число профессиональных контактов постепенно увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Заключение

Итак, на сегодняшний день можно выделить ряд тенденций в развитии мировой социальной психологии. По социально-психологическим проблемам проводится масса исследований (главным образом, эмпирических). Современной социальной психологии не хватает разработки новых целостных теорий и концепций. К недостаткам современных исследований по социальной психологии можно отнести их ориентацию на сбор исходной информации с помощью анкетирования, тестирования и последующий корреляционный анализ данных взамен организации и проведения естественного эксперимента и поиска причинно-следственных связей. Наблюдается резкий «скачок» в развитии эмпирической социальной психологии в России, что выливается в рост числа соответствующих исследований и публикаций.

       Обобщая сказанное, можно заключить, что современные исследования по социальной психологии имеют больше сходств, чем различий, учёными какой бы страны они ни проводились.    

           Российскими социальными психологами констатируется весьма малое число реализуемых научных исследований по проблемам межличностных отношений. Перспективным исследовательским «полем» в данном контексте видится изучение совместимости и социальной дистанции в деловых и интимных межличностных отношениях, доверия в разных типах интерперсональных отношений и его критериев, а также психологических особенностей межперсональных связей в разных видах профессиональной деятельности в современных условиях рыночной экономики.

        Несмотря на развивающееся сотрудничество российских и иностранных социальных психологов, остаются аспекты, требующие своего формирования, разработки регламента, установления общих правил.

 

 

12

 Среди них можно назвать обмен опытом, заключающийся во взаимных зарубежных стажировках студентов, аспирантов, молодых и состоявшихся учёных в сфере социальной психологии. Стоит активно разрабатывать и реализовывать международные программы по обучению и курсы по повышению квалификации социальных психологов. Важной стороной сотрудничества является создание международных ассоциаций и профессиональных сообществ по различным социально-психологическим направлениям. Профессиональные ассоциации такого рода должны руководствоваться в своей деятельности принципами открытости, равноправия и взаимовыгоды.

Нужно осуществлять своевременный перевод иностранной научной литературы по социальной психологии с тем, чтобы студенты и аспиранты психологических факультетов вузов, а также ведущие специалисты по всему миру находились в курсе актуальных социально-психологических исследований. Для дальнейшего развития и поддержания контактов между социально-психологическими факультетами, кафедрами, научными центрами, исследовательскими лабораториями различных университетов и организаций необходимо увеличить число проводимых международных конференций, семинаров, совместных научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Список литературы

1.Позняков В.П. Психология межгрупповых отношений // Социальная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 2002. – С. 231-251. 

2.Позняков В.П., Соснин В.А. Психология малых групп // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. – С. 681-700. 

3.Соснин В.А., Рощин С.К., Резников Е.Н. Психология межличностного взаимодействия // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. – С. 649-680.

4.Шорохова Е.В., Рощин С.К. Психология больших социальных групп и массовые психические явления // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. – С.708-721.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Ситуационное задание

         Представьте себе, что Вас назначили руководителем школьного коллектива. Какую тактику общения в коллективе вы изберете? Как будете строить свои отношения с администрацией и педагогическим коллективом. Рассмотрите все возможные варианты действий. Контингент обучающихся в школе составляет порядка 700 человек.

 

Ответ:

    Руководитель  в коллективе это лицо, на которое возложены функции управления коллективом и организации (упорядочивания совместной деятельности) его деятельности.

    Таким образом, руководитель – организатор коллектива, ключевая фигура.  Он направляет и координирует деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы. Следует отметить, что организация работы подчинённых – это особый вид  творческой деятельности, при чём, по мере роста сложности объекта управления (коллектива), требования к творчеству увеличиваются.

    Руководитель в коллективе - есть организующее звено. Сущность его деятельности заключается в упорядочении деятельности коллектива. Роль же раскрывается через ряд функций, которые руководитель должен выполнять поступая на данную должность.

      Руководитель - организатор трудового коллектива. Хороший организатор - это не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные. Задача руководителя состоит в том, чтобы уметь, находить людей, способных выполнять определенную работу, и уметь проверять их работу.

       По мере того как организации и задачи становятся сложнее, руководителям приходится прикладывать все больше усилий для достижения результатов и повышения эффективности работы своих коллективов. Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских навыках, среди которых в специальной литературе выделяют четыре группы:

- способности по формированию коллективов;

- исполнение роли лидера коллектива;

- умение повышать уровень развития коллектива

- способности  к преодолению трудностей,  препятствующих эффективной работе коллектива.

Организующая роль руководителя проявляется, прежде всего, в функциях координации. На основе стоящих перед организацией целей и задач он призван обеспечить согласованные и целенаправленные действия подчиненного ему персонала.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора  и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит  руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность  деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств. Различают два вида психологической совместимости:

-  психофизиологическую, которая подразумевает сходство в направленности психофизиологических реакций, синхронизацию темпа психической деятельности людей;

-  социально-психологическую, которая является следствием оптимального сочетания типов поведения человека и основывается на интересах, потребностях, ценностных ориентациях и т.д.

Различные виды управленческой деятельности связаны с различной психофизиологической и социально-психологической совместимостью.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает - эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Руководитель  должен быть в курсе потребностей своих работников и иметь четкую программу создания коллектива, а также последовательности прохождения этапов развития. При этом важно, чтобы были известны способности каждого человека и возможности их использования; организационное строение группы соответствовало выполняемой задаче; развита самодисциплина. Нужно, чтобы каждый работник представлял себе цели совместной деятельности.

По мере развития коллективы проходят определенный ряд последовательных этапов.

На первом этапе  происходит притирка людей, они присматриваются  друг к другу, определяя свое место  в коллективе. Творческая коллективная работа практически отсутствует, а  взаимодействие происходит формальным образом. Поэтому на первом этапе организаторская роль руководителя состоит в сплочении персонала организации.

На втором этапе  в ходе конкурентной борьбы за лидерство возникают разного рода группировки, разногласия, проявляются сильные и слабые стороны людей. Коллектив ищет пути для достижения согласия и улучшения взаимоотношений. Роль руководителя в данной ситуации состоит в создании условий для скорейшего преодоления конфликтов, в управлении этими процессами.

Третий этап - экспериментирование - характерен поиском новых методов работы. На этом этапе проявляется тенденция к экспериментированию, возрастает потенциал коллектива. Задача руководителя состоит в том, чтобы позволить реализовать накопленную энергию, способности и ресурсы людей в реальное повышение производительности труда.

На четвертом  этапе - роста эффективности - в зависимости от конкретных задач управленческие функции переходят от одного работника к другому. Накопленный опыт успешного решения проблем и использования ресурсов позволяет максимально эффективно осуществлять работу. Возникающие проблемы рассматриваются реалистически, а решение осуществляется творчески.

Последний, пятый этап - зрелости - характерен тем, что коллектив демонстрирует  значительные стабильные результаты работы и устанавливает высокие стандарты поведения. В коллективе формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, отношения складываются в основном неформально, межличностные разногласия быстро устраняются.

Основная задача руководителя - помочь своим работникам успешно пройти все стадии развития на пути к зрелости, полностью раскрыть свой потенциал, расширить границы полномочий в процессе выполнения людьми своих обязанностей.

 Функции руководителя — это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную жизнь подчиненного именно как работника, и управляемого сотрудника.

     Современные  исследования берут за основу  классификации функций всю структуру  деятельности руководителя в  коллективе. При этом функции  руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно.

     В процессе групповой  деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

        Руководитель  является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

Принимая важные решения и направляя коллектив  на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».

В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят качественно выполнять свою работу. Согласно теориям мотивации, люди всегда будут больше работать, если есть возможность больше заработать. Исследования современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей человека. По мере повышения культурного уровня деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.

     Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их жизнедеятельность и психологический климат в коллективе. Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

Руководитель  — официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи. Важно также умение правильно одеваться, учитывая внешность и возраст, а также ситуацию.

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической  деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства. Сильная, доминирующая, креативная, уверенная  в себе личность неприменное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы руководителя над собой.

Руководитель  с осознанием своих сильных и  слабых сторон,с преодолением стереотипов мышления, которые мешают строить эффективные отношения с персоналом, блокируют возможности для творческого, профессионального и собственного развития, должен начать работу над собой.

1.Наличие воли, твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление,принуждение.

2.Способность  убеждать, воздействовать на ум  людей, внушать.

3. Толерантность  к недостаткам, умение видеть  главное в человеке.

4. Объективное  отношение без предвзятости и  субъектививных оценок.

5. Наблюдательность.

6. Устойчивость  взглядов.

7. Умение запоминать  и удерживать в памяти необходимые  события, факты, лица.

8. Оптимизм.

9. Умение управлять  эмоциями, сдержанность.

10. Психологическая  избирательность как способность  наиболее полно и глубоко отражать психологию людей, быстро реагировать на их психологические особенности, интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность к психологическому анализу поведения, поступков подчинённых и своих собственных, способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, сопереживание, эмпатия.

11. Наличие практического  ума, умение распределять обязанности  с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт  настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором.

12.Психологический  такт - умение быстро найти нужный  тон, форму общения, чуткость, простота общения, естественность  поведения.

13. Умение слушать,  дохотчиво говорить.

14. Порядочность, независимость, общительность.

15. Подлинный  авторитет, имеющий и неформальное  влияние.

16. Необходимость  контроля со стороны руководителя  за своими эмоциональными проявлениями  и поиск средств эмоциональной  разрядки. Руководителя постоянно окружают люди, и независимо от статуса, настроения, личного расположения, со всеми должны быть ровные, деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность может снизить уверенность человека в своих силах со всеми негативными последствиями.

17. Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организационной направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности со способностями. 

Сегодня руководитель уже не может опираться лишь на инструкции, ему необходимо быть гибким в работе с коллективом, он должен мыслить творчески, более широко, чем предписывается. Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

        Руководитель  должен не столько управлять,  сколько создавать максимально  благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива  сам стремился активно участвовать  в управлении делами организации.  Иначе говоря, он должен создавать  систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива  Сущность же работы руководителя состоит в её эффективности.

          Руководство становится эффективным лишь тогда, когда у руководителя сложилось убеждение, что главное в производстве – это люди. Все действия руководителя должны быть пронизаны верой, что люди представляют собой наивысшую ценность и способность мотивировать и нацеливать их на работу – важнейшая составная часть эффективного руководителя. Руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером".

 

 


 

Сходство и различие отечественной и зарубежной социальной психологии

Сходство и различие отечественной и зарубежной социальной психологии

Сходство и различие отечественной и зарубежной социальной психологии

Сходство и различие отечественной и зарубежной социальной психологии

Их работы, как правило, отличает наличие чёткого плана, основательная продуманность всех этапов исследования

Их работы, как правило, отличает наличие чёткого плана, основательная продуманность всех этапов исследования

Российскими и западными исследователями были обстоятельно описаны процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, а также выделены факторы детерминации межгрупповых отношений

Российскими и западными исследователями были обстоятельно описаны процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, а также выделены факторы детерминации межгрупповых отношений

Стали актуальными такие формы работы, как социально-психологический тренинг, психологическое консультирование по телефону

Стали актуальными такие формы работы, как социально-психологический тренинг, психологическое консультирование по телефону

Экспериментально было показано, а теоретически описано, явление конформизма

Экспериментально было показано, а теоретически описано, явление конформизма

Говоря о точках соприкосновения отечественной и зарубежной социальной психологии, особо стоит заострить внимание на процессах интеграции мировой социальной психологии, начавшихся примерно с середины 70-х годов…

Говоря о точках соприкосновения отечественной и зарубежной социальной психологии, особо стоит заострить внимание на процессах интеграции мировой социальной психологии, начавшихся примерно с середины 70-х годов…

Помимо прочего, социальные психологи (как в

Помимо прочего, социальные психологи (как в

Возрастает число исследований, посвящённых изучению феномена интернет-зависимости, психологических особенностей виртуальной, а также межкультурной коммуникации

Возрастает число исследований, посвящённых изучению феномена интернет-зависимости, психологических особенностей виртуальной, а также межкультурной коммуникации

К хорошо изученным вопросам также следует отнести проблему конфликтов

К хорошо изученным вопросам также следует отнести проблему конфликтов

Заключение Итак, на сегодняшний день можно выделить ряд тенденций в развитии мировой социальной психологии

Заключение Итак, на сегодняшний день можно выделить ряд тенденций в развитии мировой социальной психологии

Перспективным исследовательским «полем» в данном контексте видится изучение совместимости и социальной дистанции в деловых и интимных межличностных отношениях, доверия в разных типах интерперсональных отношений и…

Перспективным исследовательским «полем» в данном контексте видится изучение совместимости и социальной дистанции в деловых и интимных межличностных отношениях, доверия в разных типах интерперсональных отношений и…

Список литературы 1.Позняков

Список литературы 1.Позняков

Ситуационное задание •

Ситуационное задание •

Следует отметить, что организация работы подчинённых – это особый вид творческой деятельности, при чём, по мере роста сложности объекта управления (коллектива), требования к творчеству увеличиваются

Следует отметить, что организация работы подчинённых – это особый вид творческой деятельности, при чём, по мере роста сложности объекта управления (коллектива), требования к творчеству увеличиваются

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми

На четвертом этапе - роста эффективности - в зависимости от конкретных задач управленческие функции переходят от одного работника к другому

На четвертом этапе - роста эффективности - в зависимости от конкретных задач управленческие функции переходят от одного работника к другому

Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую

Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую

Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас»

Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас»

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства

Наличие практического ума, умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в…

Наличие практического ума, умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в…

Сущность же работы руководителя состоит в её эффективности

Сущность же работы руководителя состоит в её эффективности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022