Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья, ограничены и в средствах дополнительного образования, т.к. имеют сложную структуру дефекта. Сочетание нарушений в интеллектуальной сфере с дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологического статуса, создающие дефект слухового и зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, эмоционально-волевой сферы позволяют квалифицировать дефект как сложный.
При построении коррекционно-воспитательно-образовательной работы с классным коллективом я поставила главную цель: максимально социализировать каждого ученика класса через формирование умения организовывать свою досуговую деятельность. А чтобы уметь организовать свой досуг, необходимо знать способы и техники его организации. Наиболее полно получить такую информацию мне помогает сотрудничество с городским музеем, который является нашей стартовой площадкой для творческой деятельности.
Первое направление дополнительного образования – экскурсия. Экскурсионная деятельность, посещение тематических выставок в частности, позволяет познакомиться с видами и формами творчества горожан, создаёт условия для развития собственного хобби учащегося. Назову лишь самые запомнившиеся нам экскурсии:
☺ «Цветы. Деревья» – работы из бисера О.Н. Мухлыниной, В.Н. Бусыгиной, Н.Г. и К.П. Шариных;
☺ «Поделюсь радостью» – выставка работ О.В. Митюшкиной и её учеников (техника росписи “батик” и аппликация из лоскутков ткани и кожи);
☺ «Причуды природы. Лесная скульптура» – фотографии Е. Отрадновой и А. Пестриковой, скульптура Г. Ковязиной;
☺ «Учитель и ученик» – работы из керамики преподавателя ДШИ Т.А. Пястоловой и её учеников;
☺ «Живая радость» – выставка экзотических бабочек.
Второе направление дополнительного образования – это коллективная творческая мастерская, занятия которой иногда мне помогали проводить педагоги из Центра Детского Творчества и Реабилитационного Центра «Чайка». Основной целью наших встреч являлось вовлечение учащихся в совместную деятельность, развитие потенциала возможностей каждого из них, развитие «двуручной деятельности», воспитание коллективного взаимодействия. В увлекательной форме учащиеся знакомились со свойствами различных материалов, способами их использования и инструментами-помощниками.
Традиционными в классе стали «Мастерская Деда Мороза» и «Мастерская сувениров», в которой мы вместе готовим открытку или сувенир:
" для учителей, работающих на классе, ко Дню Учителя;
" для бабушки (дедушки) и мамы ко Дню Пожилого человека и Дню Матери;
" для мужчин на День Защитника Отечества;
" для женщин на Международный день 8 Марта.
Третье направление дополнительного образования – посещение мастер-классов в учреждениях города. Оно расширяет стены школьного кабинета до границ целого города. Здесь дети знакомятся не только с техникой выполнения того или иного изделия, но и учатся взаимодействовать с взрослыми и сверстниками вне школы, что очень важно для их дальнейшей адаптации и социализации в обществе (ведь только 30% детей моего класса смогут продолжить обучение и получить профессию, остальные, к сожалению, будут признаны не дееспособными).
И наконец, четвёртое направление дополнительного образования – участие детей в конкурсах и фестивалях. Это логическое завершение работы творческой мастерской, когда плод совместной деятельности оценивается компетентным жюри и имеет ощутимую отдачу в виде подарка с дипломом участника или победителя. Каждый год наш класс отмечается в номинации «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество».
С помощью средств дополнительного образования классу удалось достичь 100 % участия в городском фестивале «Мы всё можем», 40 % учащихся стали посещать кружки городских учреждений, повысился и уровень коммуникативных возможностей моих детей.
Средства дополнительного образования помогают мне и в социализации ученицы, обучающейся на дому и имеющей комплексные нарушения в развитии (глухота, отсутствие речи, нарушения со стороны эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нарушения зрительного восприятия). Существенным дополнением к уже описанным направлениям работы является включение в учебно-воспитательный процесс мамы ученицы. Результатом тесного взаимодействия стали альбомы с пошаговым выполнением изделия по ремеслу (это один из вариантов технологической карты).
Такая форма работы с ученицей стала результатом длительного поиска видов деятельности по преодолению прямой физической агрессии ученицы, направленной на партнёра по коммуникации, проявлений негативизма и отрицательной мотивации к какому-либо сотрудничеству. С ученицей были отработаны такие техники как пластилинография, работа с солёным тестом и х/б нитками:
Благодаря средствам дополнительного образования девочка стала проявлять живой интерес именно к совместной деятельности и её результату. Высшим нашим достижением стала победа в номинации «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество» на фестивале «Мы всё можем».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.