Социальная компетентность студентов колледжа
Оценка 5

Социальная компетентность студентов колледжа

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
Взрослым
11.05.2017
Социальная компетентность студентов колледжа
одна из ведущих компетентности - социальная. Это способность понимать, принимать, и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли. с правилами учебной жизни студенты знакомятся постоянно.они сыплются на него в виде разнообразных требований со стороны педагогов, родителей, администрации.необходимо создать условия для выполнения студентами усвоенных и принятых ими социальных норм.
социальная компентентность.doc
Социальная компетентность учащихся. Сегодня специалисты выделяют разные группы учащихся. Наиболее значимые из них – ключевые, базовые, универсальные компетентности, напрямую не связанные с содержанием конкретных предметов, но и в, то же время их развитие может и должно происходить на всех предметных занятиях и в быту общежития. Одна из ведущих ключевых компетентностей – социальная. Это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли. С правилами учебной жизни учащийся знакомится постоянно. Они сыплются на него в виде разнообразных требований со стороны педагогов, родителей, завучей, директора. Причем взрослые искренне считают, что чем больше требований они предъявляют к ребенку, тем лучше они его воспитывают. Но это распространенное заблуждение решительно опровергают реалии жизни. Если количество требований чрезмерно, да еще они не согласованы одно с другим, учащиеся, выслушав их, быстро забывают. Затем, как правило, возникает отторжение, поначалу пассивное. Эта ситуация хорошо знакома педагогам: услышав определенный тон и знакомые интонации, дети рефлексивно «закрывают глаза и уши» и перестают воспринимать что-либо вообще – возникает агрессивная реакция, открытый протест. И это закономерный результат неправильного, непрофессионального поведения взрослых, своего рода защитная реакция детей на декларативно – репрессивный подход к их воспитанию. Поэтому если в образовательном учреждении действительно пекутся о социальной компетентности учащихся, то первое, что необходимо сделать – договориться о единстве требований к ним. Это очевидное условие деятельности педагогов, к сожалению, крайне редко становится темой принципиального разговора на педагогических советах и заседаниях методических объединений. Если о единстве 1 предметных требований говорят много и часто, то о единстве требований социальных – почти не говорят. Казалось бы, чего проще: я (педагог) сказал, что нужно делать, ты (ученик) это выполняешь. Однако, как показывает опыт, это выполняется далеко не всегда. Почему? Я (педагог) ясно же все сказал? В этом и состоит главное отличие воспитания «по-старому» от формирования социальной компетентности «по-новому». Мало довести до сведения учащихся нормы и правила: необходимо создать такие условия, чтобы эти правила были не просто поняты учениками, но и приняты ими. Важно, чтобы учащиеся согласились с ними, осознали их ценность, увидели их рациональность. На это большинство педагогов не тратят времени, считая необязательным. Не обеспечив принятия всеми учащимися требуемых норм, педагог взваливает на себя весьма тяжкий груз контроля над их выполнением. Как знакома фраза: «Я тебе уже сто раз говорила, а ты…»! Все дело как раз в том, что педагог сто раз сказал, но, ни разу не сделал ничего для того, чтобы ученик понял и принял его требование. А, не сформировав позитивного отношения к 2 социальным нормам, нельзя сформировать социальную компетентность. Одним из наиболее эффективных способов формирования позитивного отношения к социальным нормам является совместное выведение этих норм. Например: как вывести правило поднятой руки с первоклашками? Нужно только задать вопрос: «ребята, как сделать так, чтобы я (учитель) могла услышать каждого из вас, когда вы хотите ответить все одновременно?» Естественно возникает предложение: «Мы будем отвечать по очереди». «А как установить очередность?» - наивно спрашивает учитель. «Мы будем поднимать руки – кто первый поднимет, того и спросите», - отвечают дети. А самая главная часть этого разговора состоит в следующем: «С сегодняшнего дня мы с вами договорились, что если кто-то захочет сказать что-нибудь на уроке, он сначала поднимет руку, и тогда я разрешу ему отвечать. Если кто-то кричит с места и руку не поднимает, то мы такого ученика слушать не будем». И если этот договор станет обязательным для учеников, то можно надеяться на то, что учителям не придется годами бороться с ситуацией, когда в классе все говорят одновременно и никто никого не слышит. Только очень важно и педагогу не разочаровать 3 детей – самому всегда выполнять условия договора. А ведь часто бывает, что ученик пол-урока трясет поднятой рукой, а учитель делает вид, что не замечает: «Как же так? Мы же договорились, что если я хочу что-то сказать, то я должен дать сигнал об этом учительнице, вот я пол-урока сигналю, а она меня не спрашивает». О каких нормах можно говорить в этом случае? Договорный принцип работает и в общежитие, только очень важно не делать вид, что о чем-то договорились с ребятами, а действительно договориться и крепко держать данное слово. Тогда отношение к формируемым нормам будет позитивным и станет основанием для формирования социальной компетентности. Например: награждение за лучшую комнату, отбой, режим дня. Необходимо создать условия для выполнения учащимися усвоенных и принятых ими социальных норм. Это потребует специальных усилий по выработке соответствующих поведенческих навыков. Особенность состоит в том, что большинство социальных навыков может быть сформировано лишь в социуме, при решении жизненных задач. Но между знанием о том, как следует себя вести в определенной 4 ситуации, и тем, как человек себя ведет, дистанция очень большого размера. Как часто учащиеся точно формулируют социальные правила, обосновывают их ценность, но не выполняют их в реальной жизни! Почему? Сначала необходимо сформировать поведенческие умения, и только потом можно ставить задачу целенаправленного формирования поведенческих навыков. И здесь незаменимы такие методы, как упражнение, сюжетно- ролевая игра, драматизация. К сожалению, эти методы часто используются без четкого понимания того, какие именно умения необходимо сформировать. Для учащихся и педагога это выглядит как необычная веселая форма занятия с неясными целями и содержанием. Совместная деятельность учащихся, ее цели должны быть точно определены. От педагога требуется не только ее организация, но и пристальное наблюдения за тем, какое поведение демонстрирует учащиеся в деятельности. Многим потребуется корректировка на уровне знаний, отношений и умений. Главное, чтобы коррекционная работа не свелась к третированию учащихся за то, что они «не умеют себя вести». Чаще всего это «неумение» отмечается тогда, когда 5 детям лишь предъявляют требования, а подлинного формирования социальной компетенции не происходит. Социальная компетентность подразумевает еще и готовность к выполнению различных социальных ролей. Какие же роли должен освоить ученик при ее формировании? Первая, главная, роль – это социальная роль учащегося. Чтобы освоить эту роль, нужно четко знать, какими качествами должен обладать «хороший ученик», понимать, почему эти качества ему необходимы, уметь проявлять эти качества в повседневном поведении и обладать позитивным опытом выполнения этой социальной роли в соответствии с возрастом. И все бы хорошо, только роль «хорошего ученика» как следует, не прописана ни в сознании учителя, ни в сознании ученика, ни в сознании его родителей. Анкетирование педагогов показывает, что единого представления о том, каким должен быть «хороший ученик», на сегодняшний день нет. Поэтому нет и единых требований к учащимся. Отсюда возникает проблема: как выполнять роль хорошего ученика, если никто не знает правил игры? Но это лишь вершина айсберга. А решение лежит на поверхности – нужно выработать и согласовать единое для 6 всех педагогов образовательного учреждения понимание того, кто такой «хороший ученик», к какому идеалу следует стремиться. Более серьезная проблема кроется в самом идеале. Провели исследование с целью выявить представления педагогов об идеальном ученике. В ряде образовательных учреждений каждого учителя попросили в порядке убывания значимости составить перечень из 10 качеств, которые, с его точки зрения, должны быть присущи «хорошему ученику». Таких портретов было собрано более 200. И с учетом частоты упоминания каждого качества был составлен единый портрет «идеального ученика»: дисциплинированный, прилежный, аккуратный, внимательный, послушный, исполнительный, в меру критичный и неконфликтный. Таким мы хотим видеть нашего ученика, таким мы стараемся его сделать в процессе обучения. Следующей частью исследования было выявление представлений учителей об «идеальном гражданине». Работа проводилась по аналогичной методике. Оказалось, что гражданин в идеале – это человек с ярко выраженной жизненной позицией, умеющий отстаивать и доказывать 7 свою точку зрения, принципиальный, критично мыслящий, ничего не принимающий на веру, активный, самостоятельный и самодостаточный. Как видно, идеальный ученик и идеальный гражданин не имеют между собой ничего общего. Возникает закономерный вопрос – кого же мы растим? Вечных учащихся или все-таки граждан? Откуда же возьмутся достойные граждане, если все усилия педагогов направлены на воспитание «идеальных учащихся»? Вот здесь и кроется главная проблема, – каким должен быть идеал учащегося, если мы хотим получить на выходе достойного гражданина? Для ее решения придется вносить очень серьезные коррективы в само понимание идеала учащегося и, прописывая эту социальную роль, обязательно учитывать конечную цель образования – воспитание гражданина, способного к самореализации, обладающего социальной компетентностью. Это, в свою очередь, потребует глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. 8 9

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа

Социальная компетентность студентов колледжа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017