Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Оценка 4.9
Документация
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.04.2019
В работе показана методика работы социального педагога с "неблагополучными семьями" в рамках образовательного учреждения. Технология работы с "неблагополучными семьями". Формы и методы работы с "неблагополучными семьями". Содержание работы с неблагополучными семьями. Информация из опыты работы с "неблагополучными семьями". План работы с неблагополучными семьями.
Работа социального педагога.docx
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках
образовательного учреждения
Как известно семья это малая социальная группа, основанная на браке, кровном
родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое
экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и
младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально
нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается
процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими
исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы,
средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье,
духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность
процессов развития и социализации ребенка.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую
помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление
проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в
совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со
специалистами психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с
представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает
общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают
своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в
особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует
развитию семейнососедских форм кооперации и взаимопомощи.
1.1.Типология семьи.
1.Технологии работы с неблагополучной семьей.
Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих
на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий
содержания детей;
Структурные изменения в семьях увеличивается число неполных семей, а также детей,
рожденных вне брака матерямиодиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего
растет число отказных детей;
Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения,
высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско
родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая
некомпетентность родителей и т.д.;
Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда
жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи.
М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации: Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не
нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно
разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм,
например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами
воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Неблагополучные семьи,
имея низкий социальный статус в какойлибо из сфер
жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости
характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную
психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ
жизни и в которых жилищнобытовые условия не отвечают элементарным санитарно
гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа
социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с
правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих
появлению «трудных» детей:
Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с
недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности
оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание
материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны,
неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на
сторону одного из родителей;
Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются
различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в
ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях
могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
1.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих
социальнопедагогической помощи семьям:
Образовательную– помощь в обучении и воспитании.
Психологическую – социальнопсихологическая поддержка и коррекция.
Посредническую – помощь в организации, координации и информирование.
В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:
Метод убеждения
помогает убедить родителей в последствиях их
антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители
сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации
воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его
поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью. Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями,
позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути
их решения.
Формы работы социального педагога с семьей:
Родительские собрания;
Конференции;
Тренинги;
Индивидуальные и тематические консультации;
Беседы;
Посещение семей;
Выпуск информационных листов и т.д.
1.3. Содержание работы социального педагога с семьями.
Первый этап. Выявление неблагополучных семей.
Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные
методы изучения семьи:
1. Наблюдение за детьми.
2. Опрос, анкетирование родителей и детей.
Второй этап. Определение типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение
детскородительских взаимоотношений; определение ведущих партнеров,поведения каждого
члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.
Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на
корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип
семейного воспитания.
Четвертый этап. Организация совместной работы.
Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной
и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами
(педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная
защита).
Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь
детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе,
материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.
1.4. Из опыта работы с неблагополучными семьями.
Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со
стороны гимназии. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям
образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь.
Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в
предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры
родителей, а так же помощь в воспитании.
Психологическая, социальнопсихологическая поддержка, направленная на создание
благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция
межличностных отношений.
Организационная организация семейного досуга.
Координационная направлена на активизацию различных ведомств и служб по
совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы
консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, минитренинги.
Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи
возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:
изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей
за помощью.
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий
жизни.
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их
действий, вывод.
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных
ориентаций.
изучение личностных особенностей членов семьи.
составление карты семьи.
координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).
выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
План работы с неблагополучными семьями.
№
Наименование мероприятий
Диагностика,
неблагополучных семей
выявление
Наименование
мероприятий
Ответственные
Сентябрь,
необходимости
течение года
по
в
Классные
руководители
Социальный педагог
1
2
3
4
Составление карты неблагополучных
семей.
Сентябрь, октябрь
Индивидуальная работа: посещение,
составление акта
Постоянно
Индивидуальное
консультирование
родителей и детей из неблагополучных
семей
Постоянно
Классные
руководители
Социальный педагог
Классные
руководители
Социальный педагог
Классные
руководители
Социальный педагог 5
6
8
1 раз в четверть
Классные
руководители
Социальный педагог
Постоянно
Классные
руководители
Социальный педагог
Родительский всеобуч. Беседы на
педагогические темы:
вредные привычки детей и родителей;
совместное проведение свободного
времени;
личный пример родителей;
профилактика правонарушений
Совместная работа по реабилитации
неблагополучных семей с социальной
службой Центрального района г.Санкт
Петербурга, ПДН, КДН.
рейды по неблагополучным семьям;
вызов на КДН;
обращение в Прокуратуру;
помощь социальной службы;
помощь в трудоустройстве
безработных родителей, обеспечение
детей из неблагополучных семей
путевками в оздоровительный лагерь.
Социальный педагог
Психолог
7 Интерактивные формы работы с
Постоянно
неблагополучными семьями:
анкетирование родителей и детей из
неблагополучных семей с целью
выявления степени неблагополучия;
дезадаптации.
направленные
асоциальных явлений в семье;
тренинги для детей из
неблагополучных семей, направленные
на преодоление
родителей,
преодоление
тренинги для
на
родителей
Привлечение
для
организации мероприятий «родители и
дети» с вовлечением детей из
неблагополучных семей.
Постоянно
Классные
руководители
9 Участие в процедуре лишение
По необходимости
Социальный педагог
родительских прав
2. Заключение.
В гимназии накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и
выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с
семьями: ОДН Центрального района СанктПетербурга.
психолога,
Для работы по реабилитации неблагополучных семей гимназия в основном
укомплектована кадрами. Определена группа специалистов, состоящая из социального
педагога,
Отбор
неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и
изучения семей классными руководителями и социальным педагогом.
классных руководителей,
родительского комитета.
Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 2019 году
действовал родительский всеобуч, который охватил 80 % родителей. Занятия проводили
различные специалисты: сотрудники ОДН,
Все
неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная
работа с КДН и ОДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями:
выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.
социальный педагог.
ЦППМС,
3. Литература.
1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск,
1986.
2. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2014.
3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика.
Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. Мн., 2015.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2019.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева.
М., 2014.
6. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2016
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.