Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Оценка 4.9

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Оценка 4.9
Документация
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.04.2019
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
В работе показана методика работы социального педагога с "неблагополучными семьями" в рамках образовательного учреждения. Технология работы с "неблагополучными семьями". Формы и методы работы с "неблагополучными семьями". Содержание работы с неблагополучными семьями. Информация из опыты работы с "неблагополучными семьями". План работы с неблагополучными семьями.
Работа социального педагога.docx
Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения Как   известно   семья  это  малая  социальная   группа,   основанная   на   браке,   кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое   основание,   общность   быта,   взаимно   зависимый   образ   жизни   ее   старших   и младших   членов,   определенная   структура   ролей   и   норм   взаимодействия,   эмоционально­ нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Семья ­ базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной   деятельности;   оказание   посреднических   услуг   в   установлении   связей   со специалистами   ­   психологами,   социальными   работниками,   врачами,   юристами,   а   также   с представителями   органов   власти,   общественностью.   Социальный   педагог   обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих   детей;   использует   индивидуальные   методики   работы   с   семьями,   нуждающимися   в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семейно­соседских форм кооперации и взаимопомощи. 1.1.Типология семьи. 1.Технологии работы с неблагополучной семьей.     Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки: Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; Структурные изменения в семьях увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями­одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; Отсутствие   или   недостаток   в   семьях   эмоционального,   доверительного   общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско­ родительских   отношениях,   неблагоприятный   эмоциональный   фон   в   целом,   педагогическая некомпетентность родителей и т.д.; Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда ­ жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. В современной науке существует множество типологий семьи.  М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации: Благополучные семьи  успешно   справляются   со   своими   функциями   и   практически   не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы. Семьи   группы   риска  характеризуются   наличием   некоторого   отклонения   от   норм, например,   неполная   семья,   малообеспеченная   семья   и   т.п.   Они   справляются   с   задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил. Неблагополучные   семьи,  имея   низкий   социальный   статус   в   какой­либо   из   сфер жизнедеятельности,   не   справляются   с   возложенными   на   них   функциями.   В   зависимости характера   проблем   социальный   педагог   оказывает   таким   семьям   образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. Асоциальные   семьи.  Семьи,   где   родители   ведут   аморальный,   противоправный   образ жизни   и   в   которых   жилищно­бытовые   условия   не   отвечают   элементарным   санитарно­ гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального   педагога   с   этими   семьями   должна   вестись   в   тесном   контакте   с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства. Б.Н. Алмазов  также   выделяет   четыре   типа   неблагополучных,  семей,   способствующих появлению «трудных» детей:     Семьи   с   недостатком   воспитательных   ресурсов,   неполные   семьи;   семьи   с недостаточно   высоким   общим   уровнем   развития   родителей,   не   имеющих   возможности оказывать   помощь   детям   в   учебе;   семьи,   где   тратят   много   времени   на   поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей; Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны;   старшие   дети,   протестуя   против   существующего   конфликта,   встают   на сторону одного из родителей; Нравственно   неблагополучные   семьи.   Среди   членов   такой   семьи   отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.; Педагогически некомпетентные семьи.  Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д. 1.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально­педагогической помощи семьям: Образовательную– помощь в обучении и воспитании. Психологическую – социально­психологическая поддержка и коррекция. Посредническую – помощь в организации, координации и информирование. В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей: Метод   убеждения  ­   помогает   убедить   родителей   в   последствиях   их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации. Метод   наблюдения  –   помогает   собрать   больше   материала   для   организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью. Метод бесед  – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения. Формы работы социального педагога с семьей:  Родительские собрания;  Конференции;  Тренинги;  Индивидуальные и тематические консультации;  Беседы;  Посещение семей;  Выпуск информационных листов и т.д.  1.3. Содержание работы социального педагога с семьями. Первый этап. Выявление неблагополучных семей. Для   выявления   неблагополучных   семей   социальный   педагог   использует   различные методы изучения семьи: 1. Наблюдение за детьми. 2. Опрос, анкетирование родителей и детей. Второй этап. Определение типов семейного воспитания. На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско­родительских взаимоотношений; определение ведущих партнеров,поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье. Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей. Социальный   педагог   разрабатывает   план   работы   с   семьей,   направленный   на корректировку   отношения   к   ребенку   в   семье,   учитывая   при   этом   преобладающий   тип семейного воспитания. Четвертый этап. Организация совместной работы. Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и   педагогической)   социальный   педагог   сотрудничает   с   различными   специалистами (педагогический   коллектив,   инспектор   ОДН,   отдел   опеки   и   попечительства,   социальная защита). Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям,   нуждающимся   в   опеке   и   попечительстве,   трудоустройстве,   лечении,   отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи. 1.4. Из опыта работы с неблагополучными семьями. Неблагополучным   семьям   необходима   активная   и   продолжительная   поддержка   со стороны   гимназии.   В   зависимости   от   характера   проблем   оказывается   таким   семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная   помощь  родителям   во   взаимодействии   с   детьми   заключается   в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.  Психологическая,  социально­психологическая   поддержка,   направленная   на   создание благоприятного   микроклимата   в   семье   в   период   кратковременного   кризиса   и   коррекция межличностных отношений.  Организационная ­ организация семейного досуга.                    Координационная  ­  направлена   на   активизацию   различных   ведомств   и   служб   по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. В   работе   с   семьей   используются   наиболее   распространенные   приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини­тренинги.  Известно,   что   решение   проблемы   социализации   ребенка   из   неблагополучной   семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи; определение причин неблагополучия семьи; осуществление информационной помощи семье; организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».  В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:  изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью. первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи. знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни. знакомство   с   теми   службами,   которые   уже   оказывали   помощь   семье,   изучение   их действий, вывод. изучение   причин   неблагополучия   в   семье,   ее   особенностей,   ее   целей,   ценностных ориентаций. изучение личностных особенностей членов семьи. составление карты семьи. координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком). выводы о результатах работы с неблагополучной семьей. План работы с неблагополучными семьями. № Наименование мероприятий Диагностика, неблагополучных семей   выявление Наименование мероприятий Ответственные   Сентябрь, необходимости   течение года   по в Классные руководители Социальный педагог 1 2 3 4 Составление   карты   неблагополучных семей. Сентябрь, октябрь Индивидуальная   работа:   посещение, составление акта Постоянно Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей   Постоянно Классные руководители Социальный педагог Классные руководители Социальный педагог Классные руководители Социальный педагог 5 6 8 1 раз в четверть Классные руководители Социальный педагог Постоянно Классные руководители Социальный педагог Родительский   всеобуч.   Беседы   на педагогические темы:  ­ вредные привычки детей и родителей; ­   совместное   проведение   свободного времени; ­ личный пример родителей; ­ профилактика правонарушений Совместная   работа   по   реабилитации неблагополучных   семей   с   социальной службой Центрального района г.Санкт­ Петербурга, ПДН, КДН. ­ рейды по неблагополучным семьям; ­ вызов на КДН; ­ обращение в Прокуратуру; ­ помощь социальной службы; ­   помощь   в   трудоустройстве безработных   родителей,   обеспечение детей   из   неблагополучных   семей путевками в оздоровительный лагерь. Социальный   педагог Психолог 7 Интерактивные   формы   работы   с Постоянно неблагополучными семьями: ­ анкетирование родителей и детей из неблагополучных   семей   с   целью выявления   степени   неблагополучия; дезадаптации. ­ направленные асоциальных явлений в семье; ­   тренинги   для   детей   из неблагополучных   семей,   направленные на преодоление  родителей, преодоление тренинги   для   на         родителей Привлечение для организации мероприятий «родители и дети»   с   вовлечением   детей   из неблагополучных семей.   Постоянно Классные руководители 9 Участие   в   процедуре   лишение По необходимости Социальный педагог родительских прав 2. Заключение. В гимназии накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление   семьи,   и   диагностика,   и   регулярная   профилактическая   работа,   и   обращение   в различные   учреждения,   занимающиеся   профилактикой   правонарушений   и   работающие   с семьями: ОДН Центрального района Санкт­Петербурга.    психолога, Для   работы   по   реабилитации   неблагополучных   семей   гимназия   в   основном укомплектована   кадрами.   Определена   группа   специалистов,   состоящая   из   социального педагога,   Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальным педагогом.   классных   руководителей,   родительского   комитета. Сделано   еще   не   все,   но   то,   что   сделано   уже   приносит   результаты.   В   2019   году действовал   родительский   всеобуч,   который   охватил   80   %   родителей.   Занятия   проводили различные   специалисты:   сотрудники   ОДН,   Все неблагополучные   семьи   выявляются   и   ставятся   на   учет,   изучаются.   Налажена   совместная работа с КДН и ОДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.    социальный   педагог.   ЦППМС, 3. Литература. 1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.­ Свердловск, 1986. 2. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. ­ М., 2014. 3.   Наумчик   В.Н.   Социальная   педагогика:   Проблема   «трудных»   детей:   Теория.   Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. ­ Мн., 2015. 4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ­ М., 2019. 5. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. ­ М., 2014. 6. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. ­ М., 2016

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения

Социальная работа с «неблагополучными семьями» в рамках образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019