Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Сегодняшние дети не всегда ценят и уважают чужой труд, они пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека. Как известно, с дошкольного возраста, ребенок способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проблема социально–нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе, она крайне актуальна, т.к. социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также жизненные ценности. Начиная с дошкольного возраста, ребенок, как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источниками которой служат средства массовой информации, дом, детский сад, школа, кино, телевидение, интернет.
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта социально-нравственное воспитание входит в социально-коммуникативную область, которая направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Для того, чтобы воспитать (по требованиям стандарта) любознательного, эмоционального, отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать условия для социально-нравственного развития дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, в которых особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы min».
2. Развивать у дошкольников социально-нравственные качества через:
- развитие игровой деятельности,
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
- формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотического чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Решая данные задачи, в данном направлении, я обратилась к театрализованной деятельности.
Итак, первая задача: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Эту задачу мы с детьми реализовываем, используя театрализованную деятельность, и конкретно инсценированием русских народных сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Театрализованная деятельность помогает развивать и строить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.В ходе работы над постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечаниям сверстников и взрослых, делать свои выводы. В ходе выступлений дети согласовывают свои действия и желания, поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или стеснения, страха. И как важно, когда преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель, чувствуют поддержку и одобрение друг друга.
Становление самостоятельности, целенаправленности, ответственности.
Порой взрослому и умному человеку бывает не легко выйти и выступить пред слушателями, донести до них свои знания и мысли. В своей роли, в выступлении ребенок осознает свою значимость, ответственность. Ему самостоятельно приходиться регулировать свои действия, принимать решения, проявлять инициативу, воображение, проявлять находчивость. Он учиться справляться со своими комплексами, стеснениями, зажатостью. Любая роль требует достоверного и точного знания текста, ребенок берет на себя ответственность выучить и запомнить роль. Это требует от него не только концентрации внимания, памяти, но и приложения усилий над собой. Развивает сосредоточенность, чувство самостоятельности и ответственности.
Зачастую, мы не придаем значения переживаниям детей, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. А ребенок остается один на один со своими эмоциями и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить его жизнь в дальнейшем. Надо научить ребенка основам сложного искусства управления эмоциями, научить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимы, соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием, какие чувства вызывают те или иные поступки, и как настроение может влиять на поведение человека. Научить давать определение каждому чувству. Дать понять, что чувства не могут быть плохими или хорошими. Человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство, страх, гордость и неуверенность. Объяснить, что плохими могут быть поступки, не чувства. Важно показать ребенку, что человек и природа едины, научить видеть эту взаимосвязь, правильно понимать состояние другого человека, любить и бережно относиться со всему живому.
Еще одна очень важная задача – развитие интеллекта детей. Чтение художественной литературы – одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании. «Кто много читает, тот много знает». Театрализованная деятельность дает огромную возможность знакомиться с произведениями не только отечественных, но и зарубежных писателей, поэтов. Здесь с детства мы имеем возможность закладывать любовь к театру: сначала к своему «маленькому», а затем к настоящему «взрослому». И можно быть уверенными в том, что это увлечение в будущем перерастет в любовь к отечественной и зарубежной классике. Наши дети вырастут, станут умными, интересными, думающими и интеллигентными людьми. Элементы театрализованной деятельности с детьми включаются в развлекательные мероприятия дошкольного учреждения, такие, как «Масленица», «Рождественские колядки», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «Выпускной бал», «23 февраля» и другие.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой ситуации, чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие.
Практика этой работы показала актуальность этой проблемы.
В перспективе на будущее планирую уделять больше внимания на работу с родителями, т.к. согласно закону « Об образовании в Российской Федерации» больше ответственности по социально – нравственному воспитанию лежит на родителях. С детьми планирую углубить работу по социализации для того, чтобы придя в школу, ребенку легче было адаптироваться в новом коллективе.
Свое выступление я хочу закончить высказыванием советского и российского филолога, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.