Социально-культурная политика в уральском регионе. История и современное состояние
Культурная политика – система направленных действий на сохранение, трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, опирающаяся на концептуальные представления о роли и месте культуры в жизни общества и правовые регулятивы, реализующаяся через организационно-управленческие решения и привлечение материально-технических, финансовых, кадровых, информационных ресурсов. Цель культурной политики – в воспроизводстве общенациональной картины мира, которая дифференцируется в локальные картины мира отдельных социальных групп. Культурная политика направлена на реализацию сущностных сил человека, на его самопроявление и творческое самовыражение. Реализация культурной политики – важнейшая функция государства.
Управление развитием сферы культуры в рамках региона стали предметом систематического научного изучения с конца 1970-х годов. Но, фактически, основное внимание первоначально уделялось разработке проблем, связанных с совершенствованием пространственной и видовой структуры учреждений культуры.
Уральские социологи зафиксировали, что в 1970-х - начале 80-х годов происходит серьёзное расслоение общества в культурном отношении. Исследования позволили выделить типологические группы, существенно отличающиеся по направленности и содержанию их культурной деятельности:
· группа, ориентированная на «высокую» классическую и современную культуру, на чтение, серьёзную музыку, регулярное посещение театров, библиотек, художественных выставок, филармонических концертов;
· группа, ориентированная на популярные развлекательные жанры;
· группа, ориентированная на традиционную народную культуру;
· группа, ориентированная на «массовую» культуру, в основном западного образца.
Исследования разных авторов (Л. Коган, В. Цукерман и многие другие) обнаруживают существенный разрыв между культурными запросами разных групп населения и унифицированной, идеологизированной государственной культурной политикой. Фиксируется резкое падение посещаемости клубных учреждений, театров, кинозалов.
Актуальной задачей становится «оптимизация процесса формирования ценностного сознания», которая состоит в ориентации на человека, признающего приоритет традиционных ценностей, свойственных носителю российской культуры, в сочетании с общечеловеческими (честность, справедливость, уважение, гармония, ответственность, семья, свобода, творческая самореализация).
На формирование позитивного социокультурного образа региона влияют (прямо или косвенно) разнообразные факторы. Назовем некоторые из них.
1. Возможности для сохранения здоровья.
Одной из важнейших задач системы здравоохранения в Свердловской области является профилактика заболеваний и мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни, раннее выявление и коррекция факторов риска.
2. Региональная социальная политика.
Задача реализации социальной политики – обеспечение равных возможностей для реализации потенциала каждого человека на основе его способностей и таланта. Обеспечение равных возможностей для реализации мер социальной поддержки детей-сирот, детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей; многодетных семей.
3. Региональная культурная политика.
Направленная на поддержку, сохранение и развитие культуры, обеспечение реализации творческой деятельности граждан и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Культурная политика в Уральском регионе призвана обеспечить условия для вовлеченности населения в культуротворческую деятельность на самых разных уровнях – от внедрения новых технологий в производство до проведения творческих акций и развития творческих индустрий.
В Свердловской области приняты основные нормативные документы, регламентирующие сферу культурной деятельности. К ним относятся Законы, действующие на территории Свердловской области («О культурной деятельности на территории Свердловской области», «О музейном деле в Свердловской области», «О библиотеках и библиотечных фондах в Свердловской области», «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах в Свердловской области», «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области»), постановления областного Правительства, указы Губернатора. Среди документов областного значения, регулирующих сферу культуры в Свердловской области, особое место занимают областные целевые программы «Развитие туризма в Свердловской области» на 2011-2016 годы и «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011-2015 годы, а также разработанная Концепция развития культуры в Свердловской области (2012 – 2020 гг.), в которых обозначены краткосрочные и долгосрочные перспективы развития сфер культуры в Свердловской области. Понимая, что в современном мире культура «становится условием и средством решения насущных и острых (рождающих социальную напряженность) проблем региона, конкретных местностей», авторы отмечают, что «обеспечение соответствующих современным стандартам и потребностям образа и качества жизни рядовых жителей отдаленных от культурных центров территорий» является сущностной потребностью, поскольку решает и задачу закрепления молодежи в малых городах и поселках, и формирует «заказ» на высокое искусство, и обеспечивает возможности самореализации для творчески одаренных людей.
В Концепции развития культуры Свердловской области выделяются следующие направления деятельности по совершенствованию функционирования отрасли:
1. Обеспечение (создание и совершенствование) необходимых условий для продуктивной творческой деятельности во всех сферах отрасли: создания современных высококачественных (в идеале – мирового уровня) культурных ценностей и событий; создания и развития инновационных организационных форм (институций) и механизмов культурной деятельности; сохранения, умножения и развития содержательного, языкового и видового разнообразия культурной сферы и ее продуктов;
2. Обеспечение необходимых условий для функционирования, количественного роста и развития системы организационных форм и механизмов культурной деятельности по сохранению культурных ценностей прошлого и настоящего, их трансляции (распространению) и освоению (потреблению) населением;
3. Стимулирование и обеспечение роста социокультурной и экономической эффективности и качества всех компонентов сферы культуры; существенная интенсификация деятельности учреждений и всех субъектов культурной деятельности;
4. Повсеместное внедрение в отрасли передовых технологий организации и управления культурной деятельности и социально-производственных отношений в сфере культуры, социального продвижения культурных продуктов и их потребления;
5. Привлечение, стимулирование и поддержка новых социальных субъектов культурной деятельности и партнерских отношений в сфере культуры;
6. Создание и эффективное использование системы научного сопровождения (мониторинга, экспертного анализа, оценки, прогнозирования и проектирования) функционирования и развития сферы культуры;
7. Обучение и переподготовка руководителей и работников отрасли в контексте потребностей и процессов ее развития».
Проведя анализ фактического состояния дел в сфере культуры Свердловской области, авторы концепции констатировали, что не только отставание материально-технической инфраструктуры или недостаточная квалификация сотрудников учреждений культуры виной тому, что снижается интерес к деятельности отрасли, но и невостребованность предлагаемых жителям области культурных услуг. Нет сомнения в том, что обеспечить конкурентоспособность учреждений культуры может не только интенсивная деятельность, но и способность вовлечь в нее людей. По сути, речь идет в том числе и о «созидании» публики, готовой воспринимать и участвовать в творческой деятельности.
Развитие политического самосознания, готовность отстаивать свои убеждения, готовность к участию в деятельности институтов гражданского общества позволяет говорить об этих областях деятельности как важных для становления демократического общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.