Аннотация: В статье раскрывается содержание социально-педагогической профилактики интернет-зависимости у подростков ― неотложной задачи текущего периода, связанного с повсеместным внедрением дистанционных форм обучения и развитием информационного пространства. Автор кратко знакомит с методами и приемами, направленными на профилактику интернет-зависимости у подростков.
Ключевые слова: интернет-зависимость, подросток, профилактика, реабилитационная работа, виртуальный мир, реальный мир.
Содержание социальной профилактики интернет зависимости у подростков необходимо строить исходя из социально-психологических особенностей подростков.
У современных подростков можно констатировать серьезные проблемы в межличностном общении, трудности в социальной коммуникации и адаптации в социуме. Именно отсутствие или недостаточно сформированные навыки межличностного взаимодействия приводят к тому, что подросток «бежит» от реального общения, от сверстников, так как не может достичь желаемого положения в обществе сверстников в реальной жизни. Возможно, именно поэтому они используют интернет как альтернативу своему реальному окружению, так как различия, которые существуют между людьми, в сети размываются, стираются грани, исчезает страх и неуверенность. Стремление к избеганию проблем можно рассматривать как желание человека уйти от трудностей, избавиться от дискомфортного психологического состояния, укрыться от взросления, ответственности, скуки, подавленности. Интернет предоставляет множество развлечений, которые вызывают приятные эмоции радости и ослабления чувств вины, страха, стыда. Ценность независимости и анонимности, как правило, является значимой для подростков, желающих абстрагироваться от реального мира. Интернет предоставляет такую возможность. В сети существует возможность выступать под любой маской, представляться любым человеком, показывать себя самым необычным и экстравагантным способом, воплощать фантазии, невозможные в повседневной жизни. Интернет дает таким подросткам иллюзию возможности контролировать свое эмоциональное состояние, иллюзию психологического комфорта, избавление от неприятных эмоций и мыслей. Анонимность и невозможность проверки информации о себе выступали как очень привлекательный факт, который отчасти способствовал развитию интернет-зависимости у подростков. Подростки с заниженной самооценкой бегут в интернет-пространство, чтобы найти уважение и любовь, получить подтверждение собственной значимости. Интернет помогает избавиться от плохого настроения, чувства боли и унижения, проблем, тревоги, комплексов. Победы в виртуальном мире компенсируют реальные неудачи. В интернете человек может выразить и высказать те мысли, чувства и эмоции, которые в реальной жизни он никогда бы не проявил, чаще всего проявляются самые низменные чувства, агрессивные высказывания и эмоции. Взаимодействие с интернет-средой дает возможность получения психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания. В отличие от реальной жизни, общение в интернете имеет большую конфиденциальность, разнообразие проблем, открытых для обсуждения и, тем самым, сеть дает возможность освободиться от психологического напряжения [6, c. 49].
Все это свидетельствуют о необходимости проведения специальной профилактической работы с подростками в образовательном учреждении по следующим направлениям:
1) формирование коммуникативных навыков, развитие компетентности в общении, социальной адаптации, преодоление коммуникативных барьеров, застенчивости, увеличение стабильности межличностных отношений, умение слушать и понимать собеседников, а также воспринимать критику в свой адрес, развитие способности устанавливать доверительные контакты, строить долговременные дружеские отношения со сверстниками;
2) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, усиление контроля над импульсами, осознанное целеполагание, ответственность, умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их решение на других; предоставлять подростку право выбора, проявлять себя в самостоятельной деятельности, создавать ситуацию успеха;
3) повышение самооценки и самосознания личности подростка, формирование уверенности в себе, развития умений адекватного самооценивания и способности к критическому восприятию действительности [6, c. 50].
Профилактическая работа с подростками в образовательном учреждении должна строиться, с учетом факторов, способствующих формированию интернет-зависимости и исходя из факторов, препятствующих ее развитию, при этом профилактическая работа должна опираться на семью. В свое время П.Ф. Лесгафт полагал, что «семейное воспитание ― это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка» [7, c.15].
В правильном семейном воспитании должна присутствовать психолого-педагогическая поддержка, защита и помощь в формировании личности ребенка. Родитель выступает как главный субъект профилактики девиантного поведения. Родители должны подготовить ребенка к работе в социальных сетях, в семье необходимо заранее затрагивать проблему неблагоприятного влияния социальных сетей, рассказать подростку о том, с чем он может встретиться в виртуальном мире [4, c. 282; 5, c. 136].
Изучение причин девиантного поведения и факторов риска, которые его сопровождают, позволило сформировать разные подходы к разработке плана мероприятий по профилактике отклонений. Вместе с тем единства по этим вопросам нет, поскольку явление интеренет-зависимости многоаспктно.
Так, Ю.Д. Бабаева советует при первых подозрениях на интернет-зависимость немедленно обратиться к специалистам в области психологии, поскольку, если разобраться в причинах, которые обостряют депрессию и низкую самооценку, и решить проблемы личности, то саму зависимость можно ликвидировать полностью [2, c. 99].
Е.А. Павлова предлагает собственную программу профилактической работы с зависимыми подростками. Целью этой программы является развитие у школьников ответственности, коммуникативных навыков и, что немаловажно, сплочение группы. Задача программы: внедрение специальных упражнений, тренингов общения и личностного роста, а также мероприятий совместно с социальными педагогом и школьным психологом [9].
По мнению С.П. Акутиной, важным фактором в профилактической работе с подростками должны стать методы по переключению внимания подростков на реальный мир, который находится вне сети: творческая деятельность, реальное общение со сверстниками, спорт и здоровый образ жизни, различные виды организации и проведения социально-ценностного досуга [1, c. 292].
Н.Ю. Максимова и Т.И. Кузнецова считают, что подростковый возраст является сложны периодом физиологического и психического развития, а риск появления разного рода аддикций обусловлен отсутствием конструктивных стратегий поведения во взаимодействии с окружающими людьми. Среди социально-педагогических факторов, которые могут спровоцировать возникновение различных аддикций, могут выступать такие как неправильное воспитание, отсутствие у родителей интереса к подростку, неприятие группой сверстников, нарушение адаптации в социуме. Основными факторами высокого риска появления зависимости является нарушение воспитания в семь подростка: жесткий родительский контроль, недоверие в отношении к подростку, требование уважать родителей и отказ в уважении к подростку, воспитание по типу гипопеки, эмоционального отвержения, воспитание по типу гиперопеки, а также эмоциональная депривация, неполная семья, психологический дискомфорт, и, пожалуй, довольно сильно развитая в России субкультура бытового употребления алкоголя [8, c. 301].
В связи с этим зависимые подростки нуждаются в специализированной помощи. Первичная профилактика должна быть на формирование у подростков установки на здоровый образ жизни просоциальное поведение, способствующее нормативному развитию личности. Вторичная профилактика должна быть ориентирована на подростков и их семьи. В семьях, относящихся к группе риска, организуется обследование специалистами школы (социальный педагог и психолог), здравоохранения и правопорядка. После этого при необходимости должны проводиться психокоррекционная работа и лечение. Третичная профилактика направлена на подростков с развивающейся зависимостью, с ними проводится психокоррекционная и реабилитационная работа [8, c. 302].
В первую очередь необходимо оптимально организовать свободное время подростка с учетом его интересов. Важно, чтобы в процесс досуговой деятельности удовлетворялись потребности в общении, самоактуализзации и самореализации. Энергию подростка необходимо направить в конструктивное русло, например, спорт, танцы и другие виды творчества. Организация свободного времени подростков является особым направлением психолого-педагогической профилактики подростковых зависимостей. Оптимально, чтобы досуговая деятельность была совместной деятельностью специалистов образовательного учреждения (в образовательных учреждениях предусмотрены ставки педагогов дополнительного образования), родителей и подростков. Необходимо обращать внимание на академическую успеваемость, повышение которой способствует повышению самооценки, в результате чего отпадает потребность ухода в зависимость, которая является деструктивным способом «повышения» самооценки.
Акцент в профилактической работе с подростками группы риска следует делать на оптимизации внутрисемейных отношений. Благоприятный эмоциональный и психологический климат в семье ― главное направление профилактики подростковой зависимости. Благоприятными должны быть не только отношения в системе «подросток ― родитель», но и внутри родительской пары. Приоритетным направлением в профилактике должна стать работа с микросоциальным окружением подростка, предотвращение его негативного влияния, а также способствование его успешной социализации и школьной адаптации [8, c. 303].
В изменяющемся техногенизирующемся мире компьютеры и интернет, социальные сети со всеми их возможностями для современного общества в целом, для современной системы образования, направленной на инклюзию и доступность получения образования для всех, в том числе дистанционно, стали насущной необходимостью. Новые формы, вызовы и риски сетевой социализации влияют на все содержание образования, а не только на отдельные составляющие: на теорию коллектива, теорию воспитательных системы, теоретические представления об образовательной среде, воспитательном пространстве, воспитательном процессе, объектах и субъектах педагогического воздействия, в контексте новых образовательных стандартов, учитывающих требования к информационной культуре педагогического сообщества, ключевые компетенции современного учителя включают в себя не только традиционный набор профессионально-личностных требований к умению грамотно построить педагогический процесс, выявить его дидактические составляющие.
Интернет-фактор предъявляет новые требования к педагогическому процессу. Необходимы:
― подготовка и переподготовка преподавателей, осведомленных о негативном воздействии бесконтрольного использования Интернета подростками, формирование у преподавателей навыков вести оздоровительную профилактическую работу по предотвращению возникновения у подростков интернет-зависимости;
― организация масштабного междисциплинарного сотрудничества педагогов средней и высшей школы, медиков и психологов в решении этой актуальной проблемы на государственном уровне;
― выработка и внедрение программы изменяющейся теории воспитания, в которую входит разработка средств, методов и форм корректной оценки всех дидактических составляющих, их воспитательного потенциала в рамках культуры здорового образа жизни на фоне той информационно культуры, воплощением которой, со всеми ее достижениями, пробелами и воспитательными возможностями является сегодняшний интернет [3, c.87];
― активное привлечение членов семей подростков к участию в семейной психотерапии и реабилитационных мероприятиях. Необходимо учитывать дисфункциональные созависимые отношения между компьютерным аддиктом и его родственниками, которые сами того не осознавая, поддерживают зависимость, необходимо не просто объяснять им неприемлемость прежних стратегий поведения в семье, но и сформировать и закрепить новые, конструктивные поведенческие стратегии, направленные на сотрудничество между всеми участниками семейной системы;
― с целью профилактики распространения интернет-зависимости среди подростков необходимо усилиями врачей психотерапевтов, наркологов и клинических психологов организовать обязательное обучение школьных психологов технологиям экспресс-диагностики аддиктов и выявлению групп риска на уровне учебных заведений. После такого обучения психологи смогут проводить адресные групповые профилактические тренинги, направленные на формирование высоких уровней психологического здоровья с самыми уязвимыми по шкале аддикции подростками, проводить тренинги с родителями, обучая их построении, доверительных, теплых, синергетических взаимоотношений с детьми [10, c. 132].
Профилактическая и реабилитационная работа с подростками должна строиться на формировании у них основных параметров психологического здоровья ― личностных свойств, высокий уровень развития которых обеспечивает устойчивость индивида в агрессивной среде, в том числе устойчивость к срывам и повторному вовлечению в зависимость. Это:
― полноценное завершение личностной идентификации;
― наличие позитивного (идентификационного) жизненного сценария;
― сформированность навыков свободного и ответственного выбора;
― сформированность внутреннего локуса контроля;
― наличие психологических ресурсов, необходимых для реализации позитивного жизненного сценария;
― наличие адекватной информированности об агентах, агрессивных и деструктивных по отношению к основным жизненным сценариям.
Другими мишенями работы с подростками, зависимыми от Интернета также являются:
― коррекция мотивационной сферы зависимых подростков и членов их семей;
― нивелировка патологического влечения к компьютеру (как главной характеристике общего синдрома зависимости);
― коррекция сопутствующих психопатологических синдромов ― расстройства сна, астении, тревоги, депрессии;
― коррекция патологического личностного статуса, с наиболее часто наблюдающимися расстройствами личности ― радикалами эмоционально неустойчивости, тревожности, циклотимности и другими;
― формирование конструктивного статуса родственно-семейных отношений [10, c. 137].
В работе по профилактике интернет зависимости у подростков могут быть использованы следующие социально-психологические методы: групповые дискуссии, информирование, тренинговые упражнения, моделирование эффективного социального поведения, ролевые игры, психотерапевтические методики.
Наряду с этим в рамках учебного заведения необходимо обеспечить интернет-безопасность локальной сети школы, в том числе:
― для контроля трафика и фильтрации нежелательного трафика и запросов на каждом компьютере активируется брандмауэр, встроенный в операционную систему Windows. В дополнение к нему на каждом компьютере устанавливается бесплатный персональный файервол Comodo Firewall. Данная программа проста в установке и не требует никаких дополнительных настроек;
― учитывать, что учебные заведения постоянно сталкиваются с необходимостью предотвратить доступ учащихся к информации, несоответствующей их возрасту, и что в России существует законодательство, которое обязывает руководство образовательных учреждений обеспечить защиту учащихся от информации, которая может нанести вред их развитию. Обычно к такой информации относят порнографию, пропаганду наркотиков, алкоголя, суицидов, экстремизм и тому подобное. Для этого можно принять специальное решение для защиты учащихся в школах ― установить контент-фильтр SkyDNS.Школа. Внедрение контент-фильтра SkyDNS позволяет обеспечить полное соблюдение российского законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. SkyDNS ― это облачный контент-фильтр, который блокирует доступ к опасным сайтам еще до передачи информации с таких ресурсов. В большинстве случаев отпадает необходимость ставить дополнительное программное обеспечение на компьютеры учеников. Все, что потребуется ― настроить параметры сети интернет-шлюза и указать категории для блокировки на сайте поставщика. Для повышения безопасности детей действует безопасная поисковая система poisk.skydns.ru, которая дополнительно фильтрует все поисковые запросы на предмет запрещенного контента и при этом свободно позволяет искать тексты и картинки в сети. Подключение системы контент-фильтрации SkyDNS не пробьет дыру в бюджете учебного заведения. Стоимость годовой подписки на услуги фильтрации за защищаемый компьютер невелика. И чем больше компьютеров клиент будет защищать, тем ниже будет цена такой системы контент-фильтрации.
Выводы
Социально-педагогическая профилактика интернет-зависимости у подростков ― необходимое направление в работе социального педагога и школьного психолога.
Социально-педагогическая деятельность по профилактике интернет-зависимости реализуется комплексом диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности подростков. В процессе профилактики аддикций у подростков педагоги оказывают целенаправленное воздействие на сознание, чувства, поведение подростков и на окружающую их микросреду.
Профилактика интернет-зависимости у подростков должна включать социальные, воспитательные, законодательные мероприятия, проводимого государственными институтами и общественными организациями, воспитание информационной культуры, волонтерские движения.
Основными целями социально-педагогической профилактики интернет-зависимости подростков являются:
― выявление причин и условий, способствующих появлению интернет-зависимости у подростков;
― минимизация возможности или предупреждение возникновения интернет-зависимости у подростков;
― предотвращение возможных психологических, социальных, физических и других проблем у несовершеннолетних;
― сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни подростков;
― содействие одному или группе несовершеннолетних в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Литература
1. Акутина, С.П. Профилактика интернет-зависимости у как формы девиаций современных подростков группы риска / С.П. Акутина // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно практической конференции с международным участим (9–10 декабря 2015 г.) / под ред. Т.Т. Щелигной, Т.В. Калининой. ― Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. ― С. 292–295.
2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова; под ред. А.Е. Войскунского. ― М.: Наука, 2000. ― 438 с.
3. Беляева, А.В. Профилактика интернет-зависимости подростков как проблема изменяющейся теории воспитания / А.В. Беляева, Е.А. Штакк // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. ― 2014. ― № 4. ― С. 82–87.
4. Георгиевская, Д.А. Педагогическая профилактика интернет-зависимости у подростков группы риска: проблемы и пути решения / Д.А. Георгиевская, Ю.С. Бутузова, С.П. Акутина // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно практической конференции с международным участим (9–10 декабря 2015 г.) / под ред. Т.Т. Щелигной, Т.В. Калининой. ― Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. ― С. 282–287.
5. Гилева, И.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков / И.С. Гилева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. ― 2016. ― № 4 (26). ― С. 136–139.
6. Кисилева, Т.Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к Интернет-зависимости / Т.Г. Кисилева // Вестник КГУ. Серия Психология. ― 2017. ― № 3. ― С. 46–50.
7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: учебное пособие / П.Ф. Лесгафт. ― М.: Просвещение, 1992. ― 200 с.
8. Максимова, Т.А. Социально-педагогическая профилактика интернет-зависимости у подростков / Т.А. Максимова, Т.И. Кузнецова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы II Международной научно-практической конференции, 2013. ― Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. ун-т, 2013. ― С. 224– 226.
9. Павлова, Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся / Е.А. Павлова [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: htpp://banderus2.narod.ru/85631.html (дата обращения: 05.10.2019).
10. Титова, В.В. Интернет-зависимость: причины, механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике / В.В. Титова, А.Л. Катков, Д.Н. Чугунов // Педиатр. ― 2014. ― Т. V. ― № 4. ― С. 132–139.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.