ВВЕДЕНИЕ
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Цель: развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Принципы программы:
· Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.
· Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.
· Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
· Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.
· Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.
· Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей. Вывод семей из социально опасного положения.
Семья как социальный институт — очень тонкий, специфический объект социального воздействия. Влияние на семью в наименьшей степени может быть прогнозируемым и моделируемым, поскольку семья — закрытая социальная структура. Все изменения, в ней происходящие, обусловлены социально, но направляются исключительно волей и сознанием входящих в нее индивидов. Следовательно, прежде чем выработать какие-либо социальные технологии воздействия на объект, нужно досконально изучить его сущность и структуру, особенности функционирования в современном обществе и направленность развития.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.
Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью - это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми ее членами. При этом с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой — цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями.
Понятие трудной жизненной ситуации, ее виды и характеристика
Анализ психологической литературы показывает, что понятие «трудная жизненная ситуация» в ряде работ используется как объединяющая категория для приведенных терминов; в других источниках применяется в более узком, специальном смысле. Однако четкое определение данного понятия нами не обнаружено, несмотря на его общеупотребимость. В связи с этим принципиально важным становится вопрос о критериях описания трудных ситуаций.
Распространенность понятия «трудная жизненная ситуация», его использование в других областях знания определяют и постановку другого вопроса – выявление собственно психологического аспекта изучения проблемы. Очевидно, что предметом психологического исследования является не объективная ситуация, а «субъективная представленность картины ситуации в индивидуальном сознании». Восприятие ситуации субъектом, интерпретация и отношение к ней определяется в современной науке как «когнитивное оценивание». При этом подчеркивается, что именно субъективная оценка ситуации (а не объективные события) определяет выбор стратегии совладающего поведения.
Наиболее разработанной в психологии является теория когнитивного оценивания Р. Лазаруса. Автор выделил два этапа оценки:
– первичную (PrimaryAppraisal), которая позволяет индивиду воспринять стресс, оценить масштаб угрозы собственному благополучию;
– вторичную (SecondaryAppraisal), состоящую в том, что индивид оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы, определяет методы влияния на негативные события.
По Лазарусу, оценивание предполагает установление соотношения между требованиями ситуации и имеющимися возможностями ее преодолеть. Результатом такого процесса является оценка события как несущего: а) угрозу (ThreatAppraisal), б) потерю (LossAppraisal), или в) вызов (ChallengeAppraisal).
Оценка угрозы возникает, когда личность оказывается в ситуации, с большой степенью вероятности несущей угрозу благополучию – физическому, психологическому, финансовому и др.
Оценка потери проявляется в ситуациях, связанных с утратой чего-то ценного (разрыв отношений с близким человеком, известие о том, что сгорел дом, и др.).
Оценка «вызов» имеет место, когда у человека есть возможность достижения определенного результата, благоприятного исхода, но предполагается, что это достижение будет нелегким (например, экзамен). Третий вид оценки, выделенный Лазарусом. связан с переоценкой ситуации и базируется на реализации обратной связи от результата взаимного сопоставления первичной и вторичной оценок. Вследствие этого субъект может пересмотреть свои возможности, ресурсы преодоления и воздействия на трудную жизненную ситуацию.
Данная модель получила широкое признание в зарубежной психологии и в настоящее время, подавляющее большинство исследований когнитивных механизмов копинг-поведения проводится в русле концепции Лазаруса. В них описываются взаимосвязи между оценками угрозы, потери, вызова и типами совладающего поведения. Определения когнитивного оценивания, предлагаемые отечественными авторами (Л.А. Александровой, Л.И. Анцыферовой, Ф.Б. Березиным, В.А. Бодровым, Т.Л. Крюковой), также в большой степени апеллируют к теории Р. Лазаруса и испытывают сильное влияние термина «угроза».
Вместе с тем, с нашей точки зрения, в отечественной психологии заложена основа для более широкого понимания когнитивного оценивания. Л.И. Анцыферова характеризует данный процесс как «распознавание особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего». Такое понимание когнитивного оценивания ситуации представляется более широким, чем концепт, предложенный Р. Лазарусом. Однако развернутых эмпирических исследований данной проблематики в России не проводилось. Тема когнитивного оценивания затрагивалась лишь в отдельных статьях и остается малоразработанной.
Понятие «трудная жизненная ситуация» тесно связано со словосочетанием «экстремальная ситуация», т.к. нельзя не брать во внимание, что на исходе ХХ столетия люди поневоле стали жертвами различных бедствий и катастроф.
Люди, испытавшие на себе всю тяжесть экстремальных ситуаций, проходят ряд психологических состояний. Сначала возникает эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.
Речь идет о широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни, изменениях в личности человека и его окружения, которые мешают жить в данных условиях, ощущать дискомфорт по отношению к себе и к членам своей семьи или ставят его перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
На данный круг явлений распространено понятие стресса. Наиболее признанным большинством зарубежных авторов считается определение стресса как связи между индивидом, его внутренним миром и окружающей внешней средой, причем воздействие среды превышает его собственные силы и возможности. При этом появляется угроза здоровью человека, социальному приспособлению и уровню работоспособности. Стресс представляет собой дисбаланс между внешними и внутренними требованиями к личности и ее возможностями реагирования на них, причем этот дисбаланс не обязательно существует объективно, он может переживаться субъективно, то есть ситуация воспринимается человеком как критическая.
Трудных жизненных ситуаций, по мнению Малкиной-Пых И.Г., большое множество и со всеми человек нередко самостоятельно справиться не может.
Очень часто женщины, как менее защищенная и более уязвимая группа людей попадают в затруднительное положение. Они становятся жертвами домашнего насилия, физических истязаний, изнасилований, психологических травм, связанных с потерей работы, не в состоянии прокормить своих детей, у них возникают проблемы в послеродовой период и т.д.
В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что проблемы семейного неблагополучия в целом, и насилия в частности, требуют решения комплекса задач психологического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению насилия и реабилитации пострадавших.
По мнению Белогривцевой М.В., чтобы успешно противостоять насилию в семье, нужно не только сделать это явление «видимым», но и разобраться в его причинах, так как:
- семейная жизнь всегда была наиболее специфической и менее всего поддающейся правовому регулированию областью отношений между людьми;
- связи между членами семьи трудно регламентировать извне;
- насилие в семье – явление неоднородное, имеет множество форм и проявлений.
Насилие в семье – одна из наиболее распространенных травмирующих трудных жизненных ситуаций.
Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой систематически повторяющиеся действия, и именно это отличает домашнее насилие от конфликта или ссоры. Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить. Домашнее насилие, наоборот, происходит с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Второе принципиальное отличие домашнего насилия от других актов агрессии, которое усугубляет психологическую травму, заключается в том, что обидчик и пострадавшая – близкие люди. В отличие от преступления, совершенного незнакомым человеком, домашнее насилие исходит от супруга или партнера, бывшего супруга, родителей, детей, других родственников, жениха и т.д. Здесь следует отметить и третью принципиальную особенность домашнего насилия. Согласно исследованиям она заключается в том, что домашнее насилие имеет гендерную основу. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины и дети.
Наиболее распространенный и опасный вид – это физическое насилие. Оно характеризуется такими действиями, как толчки, хватание, бросание, нанесение ударов ладонью, кулаком или посторонними предметами, удерживание, удушение, пинки, использование оружия, ожоги. Согласно российским данным, примерно каждая третья россиянка страдает от физического насилия со стороны мужа. Физическое насилие представляет серьезную угрозу здоровью и жизни женщин. Ежегодно более 1000 россиянок погибают от рук мужа или партнера.
Сексуальное насилие – это принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование); принуждение к половым отношениям в приемлемой для женщины форме. Сексуальное насилие очень часто присутствует в ситуации насилия в семье и обладает повышенной латентностью.
Сложно говорить о каких-либо кардинальных мерах, способных оградить женщин от негативных влияний. Для этого должна измениться к лучшему социально-экономическая обстановка в стране, стать более эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен контроль за соблюдением законов. Однако хорошую службу могут сослужить кризисные центры, куда женщины, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, могут обратиться за помощью, психологической поддержкой, медицинской или юридической консультацией.
По моему мнению, насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человечности; оно находится между ними, представляя собой способ выхода из естественного состояния или обратного провала в такое состояние. Оно входит в реестр негативных ценностей в качестве их предельного случая, оно есть крайнее выражение зла.
Технология социального сопровождения семей в социально опасном положении
Социальная работа в России пережила не раз комплексные масштабные изменения, которые обуславливались социально-экономическим состоянием государства, организационными структурами, ресурсными и технологическими изменениями в организациях и учреждениях, входящие в систему защиты населения.
В настоящие время социальная работа в России это уже свершившийся факт, это деятельность, обеспечивающая не только оказание помощи человеку или семье, но и необходимый уровень социальной безопасности в стране.
Особое место среди всего правового обеспечения принадлежит, Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В данном законе в статье № 22 законодательно закреплен новый вид социального обслуживания – социальное сопровождение.
Согласно закону, социальное сопровождение – это содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи гражданину, в том числе родителям, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, не относящихся непосредственно к социальным услугам.
По мнению автора, ключевым словом в определении является содействие в помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение можно представить, как совместную деятельность специалистов социальных организаций системы социальной защиты населения, и специалистов других ведомств (медицины, образования, права, органов внутренних дел, культуры и т.д.) по удовлетворению потребностей человека или членов семьи в их услугах. Система социального сопровождения – функциональная структура, включающая социальное бюро и партнерская сеть, деятельность которой построенная на условиях взаимных договоренностей.
Кононова Л. И. отмечает, что социальное сопровождение универсально и относится не только к работе с людьми ограниченными возможностями, нуждающимся в помощи, но и с семьей, находящейся в социально – опасном положении, кризисной ситуации, нуждающейся в поддержке.
В самом Федеральном законе понятия семьи нет и она нигде, ни в одном статье не обозначена, но возможно использование социального сопровождения как технологии в отношении различных категорий граждан и членов семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Начиная с 2013 года, практика сопровождения участковыми социальными работниками семей в социально – опасном положении осуществляется во многих городах нашей страны, в том числе и в Кировской области. Автор выяснила, что при этом повышается качество помощи семьям, оказавшимся в социально – опасном положении. Получаемый эффект от использования такой технологии проявляется:
− раннем выявлении семенного неблагополучия;
− повышении ответственности специалистов и семей за результаты совместной деятельности по преодолению имеющихся проблем;
− усилении роли местных органов власти в координации деятельности всех ведомственных учреждений в отношении решения проблем семьи путем использования социального сопровождения.
Для того, что бы внедрить социальное сопровождение в отношении семьи, автор создала алгоритм действий для социального работника:
· обеспечить инфраструктурные изменения в деятельности организации социального обслуживания, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми;
· сформировать механизм межведомственного и внутриведомственного взаимодействия в процессе социального сопровождения семей с детьми;
· осуществить информационное, методическое и кадровое обеспечение организаций социального обслуживания, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми;
· разработать и утвердить нормативные документы, обеспечивающие алгоритм осуществления социального сопровождения в отношении семей, в том числе, процедуру определения нуждаемости семей в оказании помощи в форме социального сопровождения, включая критерии нуждаемости, порядок предоставления помощи в виде социального сопровождения;
· создать межведомственную рабочую группу (комиссию), обеспечивающую координацию по выполнению комплекса действий по социальному сопровождению, включая принятие решений об оказание помощи в виде социального сопровождения.
Комиссия может быть создана при муниципальных администрациях, и возглавляться заместителями глав по социальным вопросам, исполняющих роль координаторов социального сопровождения.
Выделяют несколько уровней социального сопровождения семей в социально – опасном положении.
Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации.
Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.
Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско – родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).
Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать- одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).
Деятельность по сопровождению семьи в социально – опасном положении состоит в следующем алгоритме:
Этап I. Поступление информации о семье, находящейся в социально-опасном положении: заявление гражданина (его законного представителя) или направление (ходатайство) должностного лица учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задача 1. Поставить семью на учет.
Задача 2. Инициировать процесс оказания помощи.
Задача 3. Формирование карты сопровождения семьи.
Этап II. Исследование семейной ситуации.
Задача 1. Получение информации общего характера о семье.
Задача 2. Установление контакта с семьей, мотивация семьи на сотрудничество.
Задача 3. Проблемный анализ семейной ситуации (совместно с семьей).
Этап III. Составление индивидуальной программы социальной реабилитации семьи.
Задача 1. Составить индивидуальную программу социальной реабилитации семьи, находящейся в социально – опасном положении.
Этап IV. Оказание семье социально-бытовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Этапы IV-IX. Не разделены во времени, а представляют собой единый процесс социальной терапии, направленный на достижение намеченных преобразований в жизни семьи.
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям.
Этап V. Оказание семье социально-медицинских услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям
Этап VI. Оказание семье социально-экономических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям
Этап VII. Оказание семье социально-правовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям
Этап VIII. Оказание семье социально-педагогических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).
Задача 1. Повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей; коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок в воспитании.
Этап IX. Оказание семье социально-психологических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости)
Задача 1. Формирование семейных отношений, создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми. Коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок в воспитании.
Этап X. Оценка эффективности оказанных социальных услуг семье (по результатам реализации индивидуальной программы социальной реабилитации).
Также существуют различные технологии по сопровождению семей в социально опасном положении:
1. Технология службы социального сопровождения семьи по месту
жительства. Включает в себя сбор и анализ информации о ситуации в семье, первичный акт обследования семьи (проверка информации), выявление проблем семьи, составление индивидуального плана работы с семьѐй.
Участковая служба проводит комплексное социальное обследование, сбор информации о семье (детальный, из разных источников), выяснение ключевой проблемы, определение причин и следствий неблагополучия, составление программы работы с данной семьѐй. Развивает компетентность членов семьи и уверенность в том, что их действия могут улучшить их жизненную ситуацию. Определяют перспективы улучшения ситуации в семье.
Технология включает комплекс мероприятий по социально – медицинской, социально – правовой, социально – педагогической, социально – психологической, социокультурной, социально – бытовой реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для этого используются следующие формы:
· беседы;
· рекомендации;
· наблюдения;
· реализация намеченного плана;
· привлечение специалистов;
· способность помочь в разрешении проблемы;
· проведение работы по разрешению конфликтной ситуации в семье.
Осуществляется патронаж семьи (интенсивный, текущий и контрольный). Передается информация в «банк данных» семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проводится социальная диспансеризация (осуществляется регулярное социальное наблюдение).
2. Технология организации выездных мобильных бригад. Формируется мобильная бригада для выезда к неблагополучной семье, в состав которой входят специалисты социального Центра. Состав бригады изменяется в зависимости от выявленных проблем семьи. Выезд специалистов планируется один раз в месяц или чаще, в зависимости от потребностей для оказания необходимой консультативной помощи и экономической.
3. Технология психолого – педагогического сопровождения.
Организация психолого – педагогического сопровождения семей, обеспечивает социально – психологическую поддержку, помощь в построении детско-родительских отношений. При этом могут быть задействованы родительские клубы на базе социальных учреждений. Оказание помощи родителям в осознании ценности семьи для ребенка и ребенка в семье посредством проведения совместных досуговых мероприятий.
4. Технология оказания экстренной социально - психологической помощи по «телефону доверия».
Организация социально - психологического консультирования граждан по «телефону доверия». Организация «горячих телефонных линий» по вопросам воспитания детей, проблем семейного насилия.
5. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров включает в себя заключение договоров о сотрудничестве, привлечение специалистов различных служб, использование ресурсных возможностей партнеров.
Сильные стороны социального сопровождения:
− это эффективная форма государственной социальной помощи семье с детьми, в основе которой лежат принципы добровольности и комплексности;
− обеспечивается развитие социальных ресурсов территории и семьи;
− «возрождается» характерный для российской ментальности тип социальных отношений, построенный на участии общности в судьбе семьи;
− обеспечивается ранняя профилактика семейного неблагополучия;
− повышается качество социального обслуживания семьи, повышает уровень безопасности для ребенка;
− развиваются внутриведомственные и межведомственные связи;
− формируется эффективная структура управления и финансирования системы социального обслуживания.
Социальное сопровождение позволяет:
− внедрять новые виды и формы социального обслуживания;
− повышать ответственность органов власти за самочувствие семьи;
− эффективно использовать механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;
− повышает уровень профессионализма кадров.
В процессе сопровождения:
− формируется новые социальные отношения;
− сохраняется кровная семья для ребенка;
− родители обучаются выполнять свои функции и роли (мужа, жены, отца, мамы и т.д.);
− устраняются внутрисемейные конфликты;
− ребенок остается в семье.
Достоинством этого вида социального обслуживания в том, что социальное сопровождение может быть организовано для любой категории нуждающихся, в каждом регионе может быть своя практическая модель сопровождения граждан и нуждающийся семьи.
Можно сделать вывод, что при разнообразии региональных организационных моделей сопровождения (службы сопровождения, центры помощи семье и детям, центры социального обслуживания) – их работа должна строиться на основополагающих принципах:
− социальное сопровождение семьи может быть организовано только на добровольной основе, с использованием ее ресурса;
− социальное сопровождение должно быть доступным для гражданина и для семьи, нуждающихся в помощи;
− социальное сопровождение должно осуществляться на основе индивидуальной программы, разработанной совместно с семьей;
− в основе эффективности в результативности социального сопровождения лежит принципе межведомственного взаимодействия;
− социальное сопровождение может осуществляться специалистами профессионально владеющими приемами и методами сопровождения.
Таким образом, следует отметить, что кризисное состояние экономики и общества требуют иной системы социального обслуживания, и социальное сопровождение может стать той технологией при ее реформировании, использую которую можно сменить вектор ее деятельности, делая упор при работе с нуждающимся, на развитии их человеческого ресурса. Только в этом случае можно говорить о повышении эффективности и качества социального обслуживания.
Социальное сопровождение
Социальное сопровождение - особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.
Социальное сопровождение - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей клиента к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.
При социальном сопровождении решаются следующие задачи:
- Адаптация клиента к реальным условиям его жизнедеятельности.
- Реабилитация и выведение клиента из кризисных ситуаций.
- Повышение социального статуса клиента.
- Нормализация отношений и утверждение себя в социуме.
- Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.
- Создание условий для самореализации клиента в семье и обществе.
Социальное сопровождение осуществляется специалистами социальной сферы, психологами, педагогами и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.
Служба социального сопровождения - это система, которая ставит целью создание равных возможностей как для людей, имеющих инвалидность, так и для других категорий населения (пожилые люди, многодетные родители, одинокие матери, семьи, воспитывающие ребенка-инвалида и проч.).
При патронаже или надомном обслуживании лиц, имеющих право на участие социального работника, помощь осуществляется все же в замкнутом круге жизнедеятельности - клиент в определенной степени зависит от помогающего.
И совершенно по другому принципу строится деятельность социального сопровождающего: он помогает, содействует инвалиду или другому лицу, нуждающемуся в постороннем участии, стать конкурентоспособным в секторе своей деятельности, приносить пользу окружающим людям и государству, активно участвовать в жизни общества.
Человек, имеющий инвалидность, не должен зависеть от социального сопровождающего - напротив, специалист готов содействовать инвалиду (или лицу, нуждающемуся в помощи) стать свободным в своем выборе и от жизненных обстоятельств, взять в свои руки управление своими жизненными ситуациями. В процессе внешнего социального сопровождения человек с ограничениями приобретает возможность самому решать, что, когда и как делать. Он получает возможность планировать и последовательно осуществлять свои жизненные и творческие планы.
Осуществлять социальное сопровождение может человек любой профессии, имеющий высокий уровень сознательности и достаточный уровень социальных знаний.
Социальный сопровождающий способствует инвалиду в удовлетворении основных потребностей как в его доме (таких как выполнение процедур личной гигиены, одевание и раздевание, принятие пищи, общение), так и вне дома, в том числе помогая делать покупки, сопровождая в социальные и медицинские учреждения, на работу, на важные встречи и мероприятия.
Социальное сопровождение - это качественно новая услуга, которая позволит лицам, имеющим инвалидность, и другим категориям лиц, нуждающимся в посторонней помощи, открыть доступ к образованию, участию в трудовой, культурной, спортивной, общественно-политической деятельности.
Социальный сопровождающий может пользоваться различными методами, чтобы помочь клиенту восстановить независимый образ жизни. Здесь могут быть использованы технологии и медицинской реабилитации, и социальной адаптации, и восстановления деятельности за счет использования вспомогательных приспособлений, например, с помощью оккупациональной терапии.
Таким образом, специалист, осуществляющий социальное сопровождение, исходит из представления о том, что состояние здоровья человека определяется рядом факторов, которые лежат за границами понятий о болезни или патологическом состоянии. Процесс обучения компенсаторным приемам складывается из нескольких последовательных этапов:
Оценка возможностей. Социальный сопровождающий должен определить требования клиента к совместной деятельности или активизации деятельности, принимая во внимание факторы, которые могут мешать и помогать в этом процессе, учитывая также влияние окружающей клиента обстановки.
Составление плана действий, в который входят: постановка целей (ожидаемый результат); этапы проведения занятий (инструктаж); использование специальных приемов обучения, способов и методов, облегчающих преподавание, совместную деятельность; характерные особенности условий взаимодействия; способы поощрения и награждения; меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.
Проведение занятий (инструктаж). Занятия проводятся с одним или группой клиентов в соответствии с планом и с внесением в него по мере необходимости дополнений и изменений. Обучение компенсаторным приемам предусматривает выполнение практических заданий, которые должны способствовать закреплению усвоенного материала.
Заключительный этап. Необходимо убедиться, что полученные знания и приобретенные навыки клиент успешно использует в повседневной жизни.
Стадии обучения. Определение степени овладения клиентом в процессе обучения компенсаторными навыками весьма важно. Регулярная оценка уровня подготовленности клиента будет определять тактику для облегчения обучения.
Готовность к обучению. Этот этап предшествует проведению занятий (инструктажу). Клиент, готовый к восприятию новой информации и освоению новых навыков, осознает необходимость получения новых знаний или практических умений и заинтересован в повышении уровня своей подготовки. Клиент, который не достиг такого уровня, извлекает мало пользы в процессе обучения, поскольку он не осознает необходимости приобретения новых знаний и умений, не готов к обучению или использованию этих знаний в повседневной жизни.
- Овладение знаниями и умениями. На этом этапе, используя инструктаж, клиент овладевает знанием или умением. Он должен продемонстрировать владение материалом, усвоенным за период обучения. Например, клиент с нарушением движений показывает свое умение перемещаться из инвалидного кресла на сиденье автомобиля. Или же клиент с проблемой социальной адаптации во время занятий показывает свое умение общаться при совершении покупок. Опыт, приобретенный на этом этапе, показывает, что сопровождающий и клиент должны будут адаптировать и изменять проведение занятий с учетом потребностей и возможностей клиента.
- Закрепление полученных знаний и навыков. На этом этапе клиент практически использует знания и навыки, приобретенные во время занятий, в повседневной жизни. Клиент, который освоил способы перемещения, использует это умение в различных реальных ситуациях повседневной жизни безучастия социального помощника. Клиент с проблемами социальной адаптации будет использовать свое умение при совершении реальных покупок в магазине. Если у клиента возникают трудности с практическим использованием приобретенных знаний и навыков, то тактика обучения должна быть сфокусирована на механизмах улучшения закрепления.
В центре внимания социального сопровождающего находится деятельность, которая включает в себя три области:
- самообслуживание или уход за собой;
- трудовую деятельность;
- проведение досуга и отдыха.
На характер действий по уходу за собой, проведению досуга и трудовой деятельности оказывают влияние социальные и культурные факторы. Действия, которые в одних условиях считаются типичными и уместными, могут оказаться неприемлемыми в других. Необходимо учитывать эти различия в практической деятельности по осуществлению социального сопровождения, руководствуясь при этом следующими принципами:
- Участие клиента в социальной деятельности жизненно необходимо. Такое участие позволяет человеку удовлетворять природные потребности, приобретать навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем, достигая чувства удовлетворенности и значимости.
- Взаимоотношения между клиентом и социальным сопровождающим носят характер сотрудничества. И тот и другой вносят в этот процесс свои знания, умения и опыт.
- Каждый человек имеет возможности для своего развития и совершенствования. Хотя возможности и способности могут быть ограничены по разным причинам, человек всегда имеет потенциал к развитию и совершенствованию. Люди, страдающие недееспособностью, все же располагают определенными резервами для удовлетворительной социальной деятельности.
- Между элементами, составляющими занятия, должен быть баланс, который необходим для обеспечения здорового и благоприятного образа жизни. Уход за собой, досуг и трудовая деятельность образуют определенную структуру в повседневной жизни человека.
- Требования к деятельности социального сопровождающего и его обязательства по отношению к клиенту изменяются на протяжении жизни и должны рассматриваться в перспективе развития. В процессе социального сопровождения необходимо учитывать возрастные особенности клиента.
- Вовлечение клиента в повседневную деятельность считается нормальным и социально оправданным. Оно может проводиться в той форме, которая позволяет клиенту интегрироваться в социальную жизнь. Поэтому во внимание должны приниматься как возможности клиента, так и особенности окружающей обстановки.
На основании изложенного можно сказать, что деятельность по социальному сопровождению состоит из комплекса знаний, умений и навыков, которые помогают лицам с ограниченными возможностями сохранять здоровье, уменьшать последствия травм и инвалидизации и вести независимый образ жизни.
Например, социально-педагогическое сопровождение диалектически связано как с социальным воспитанием, так и с социальным обучением. Несомненно то, что если сопровождение является фактором воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.
В процессе сопровождения формируется социальная компетентность клиентов, что, следовательно, способствует социальному обучению, и, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику, например, детей и молодежи.
В социально-психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Социальное сопровождение человека - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.
Социальное сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.
Можно выделить следующие группы целей социального сопровождения.
Идеальная цель - адекватная социализация и развитие индивидуальности человека. Эта идеальная цель всегда отражается в персонифицированной цели достижения каждым человеком своего более высокого уровня социальности, проявляющейся в его социальном самоопределении и развитии его индивидуальности.
Процессуальной целью является отражение в социально-педагогических средствах актуальных потребностей развивающейся личности, на основании которых ребенок или взрослый человек могут решить возникающую у них личностную проблему.
Социальное сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного человека, даже если специалист работает с группой.
Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за сопровождаемого, а стимулирование его самостоятельности в решении возникающей проблемы.
Субъектами социального сопровождения являются:
- члены ближайшего окружения клиента;
- профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, специалисты по социальной работе, психологи и др.);
- волонтеры, реализующие перечисленные выше функции этого процесса в рамках своей общественной деятельности.
Функция социального сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание действий. Необходимо выделить две группы функций социального сопровождения.
Первая группа - целевые функции, отражающие содержание основных задач реабилитации, социализации и интеграции, решаемых субъектами социального сопровождения.
Вторая группа - инструментальные функции, отражающие технологию социального сопровождения.
Несомненно, что в совокупности все целевые функции социального сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на социальное развитие клиента. Субъекты социального сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться прежде всего о развитии личности и индивидуальности клиента. В этом смысле развивающая функция является основной, так как соответствует смыслу любой гуманистически направленной деятельности.
Социальное сопровождение как процесс рассматривается диалектически, выделяя источник его развития, движущую силу и основные этапы.
Цель этого процесса - формирование социальности клиента; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия клиента с субъектом социального сопровождения. Это взаимодействие и есть движущая сила данного процесса.
Процесс социального сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.
Первый этап - этап проблематизации. На этом этапе специалисты обнаруживают и актуализируют вместе с клиентом предмет социального сопровождения. Выявляются суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.
На втором (вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия сопровождающего в этом процессе, а также средства сопровождения.
На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с клиентами реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят сопровождаемого к решению проблемы.
На четвертом (аналитическом) этапе сопровождающие и клиенты анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.
При этом необходимо конкретное определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи как через действия клиента, так и через действия специалистов.
Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи клиенту, организация совместной деятельности и др.
В основе определения принципов социального сопровождения лежит реализуемый специалистами экзистенциальный подход к пониманию социальных явлений. Основной идеей экзистенциального подхода к социальному процессу, выделение в качестве идеальной цели является формирование человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.
Принципы социального сопровождения:
- личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого клиента как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого социальное сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации;
- персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого клиента;
- конвенциалъности, предполагает, что реализация задач сопровождения ограничена соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самого клиента;
- оптимистической стратегии, предполагает, что субъекты сопровождения рассматривают социализацию, адаптацию и интеграцию клиента с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии;
- социального побуждения, который предполагает включение клиента в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Социальный сопровождающий видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального сопровождающего, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация, социализация, интеграция и др. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту или сформировать у него способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте.
Основные задачи социального сопровождения в контексте:
1. Провести необходимую оценку и составить план оказания всесторонней помощи, касающейся основных сфер жизни клиента: психосоциальной, медицинской, финансовой и т. д.
2. Убедиться, что клиенту доступны все виды услуг и что они соответствуют его потребностям.
3. Облегчить доступ и расширить спектр необходимых услуг.
4. Обеспечить непрерывность социально-медицинской и других видов помощи на всех этапах с привлечением различных организаций.
5. Уменьшить вероятность дублирования услуг и следить за качеством их предоставления.
6. Оказывать поддержку самостоятельной деятельности клиента и членов его семьи.
Социальное сопровождение должно отражать подход к предоставлению услуг, при котором соблюдается право клиента:
- на частную жизнь и конфиденциальность;
- на внимательное, непредвзятое отношение и уважение;
- на самоопределение и самостоятельность в выборе;
- на получение социальных услуг высокого качества. Программа социального сопровождения предполагает, что
клиент остается в контакте со специалистом по социальному сопровождению до тех пор, пока не будут определены пути решения проблем, возникающих у клиента, однако виды предоставляемых услуг могут варьироваться в зависимости от конкретных потребностей клиента на конкретном жизненном этапе.
Таким образом, социальное сопровождение является важнейшим компонентом социальной деятельности, суть которого в усилении позитивных и в нейтрализации негативных тенденций в жизни и деятельности клиент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов. Именно семьи в трудной жизненной ситуации являются объектами социальной работы с семьей.
Поддержка семьи, семейных ценностей - приоритет государственной политики, которой уделяется особое внимание на всех уровнях власти, что подтверждается анализом нормативно-правовой базы государственной семейной политики.
Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семьям, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы.
Законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:
1. Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
2. Ежемесячная денежная выплата семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства.
3. Обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.
4. Обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.
5. Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.
Для изучения качества услуг и предоставления социальной поддержки был проведен опрос (анкетирование) семей, состоящих на обслуживании в центре. По результатам опроса установлено, что социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, требует совершенствования в части реализации дополнительных мероприятий в таких направлениях как, во-первых, совершенствование системы учета семей и правового регулирования их государственной поддержки; во-вторых, помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в решении возникших проблем; в третьих, обеспечение совместного досуга и отдыха семей, пережившим или находящимся в кризисном состоянии; в-четвертых, распространение новых технологий работы с семьей и детьми, повышение профессиональной компетенции специалистов, работающих с семьей и детьми; в-пятых, повышение общественного статуса семьи, престижа семейного образа жизни и семейных ценностей у населения.
Полученные в ходе анкетирования данные были использованы в разработке Программы социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Цель Программы социальной поддержки - организация эффективной социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, уменьшение количества неблагополучных семей, увеличение ресурсов семьи для самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем.
Ожидаемые результаты использования программы социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию:
- уменьшение количества неблагополучных семей;
- увеличение резервов семьи для самостоятельного преодоления в будущем кризисных ситуаций, и как следствие уменьшение количество обращений в Комплексный центр;
- повышение качества жизни семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (увеличение среднедушевых денежных доходов; уменьшение семей с доходами ниже прожиточного минимума; снижение такого показателя как разводимость).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.