КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром дошкольной группы
«Звездочки»
(четвертого года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка
Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.
Программа по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Задачи:
- продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы.
- пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков.
- формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации.
- формировать у детей представления о видах транспорта.
- формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).
- закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени.
- продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.
- развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают)
- Учить детей называть свой домашний адрес.
- Знакомить детей с профессиями парикмахера, учителя
- Уточнять представления детей об овощах и фруктах, учить их дифференцировать
- Учить детей дифференцировать диких и домашних животных
- Продолжать знакомить детей с птицами; учить дифференцировать диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока; курица, петух, гусь, утка, индюк)
- Закреплять представления детей о свойствах бумаги
- Знакомить детей со свойствами ткани
- Учить детей различать отдельные деревья и кустарники
- Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность
- Знакомить детей с поведением и образом жизни животных и птиц осенью
- Продолжать учить детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь
- Закреплять знания детей о правилах поведения на улице и в транспорте
- Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников
- Закреплять умение детей называть свой домашний адрес
- Знакомить детей с профессией почтальона
- Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей
- Знакомить детей с обобщающим словом транспорт
- Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера
- Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней Знакомить детей со школьными принадлежностями, знать их назначение Знакомить детей со свойствами стекла
- Учить детей находить предметы, сделанные из стекла, и бережно к ним относиться
- Учить детей называть дни недели
- Формировать у детей представления о занятиях в выходные дни Закреплять умения детей различать и называть время суток: утро, день, ночь
- Уточнять представления детей о значении профессий в жизни людей
- Стимулировать самостоятельные действия детей при организации игры с опорой на их представления о профессиональной деятельности
- Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток)
- Учить детей выполнять классификацию объектов и предметов по категориям «живое», «неживое»
- Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц
- Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей)
- Учить детей находить в ближайшем окружении и дифференцировать предметы, сделанные из бумаги, стекла, ткани, дерева, металла
- Расширять у детей представления о явлениях природы (гром, молния, гроза)
- Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина)
- Учить детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность
- Учить детей называть время суток: утро, день, вечер, ночь
Игры и упражнения: «Осенний огород», «Воробушек», «бумажная страна», «цветы в саду», и т.п.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
- называть свое имя, фамилию, возраст;
- называть город (населенный пункт), в котором они проживают;
- узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
- выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;
- различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;
- называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;
- определять признаки четырех времен года;
- различать время суток: день и ночь.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
3. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.
4. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.