СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 5

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Оценка 5
docx
23.08.2023
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Осипова О.С. _статья..docx

Осипова Олеся Сергеевна

Учитель начальных классов

МКОУ Чикская СОШ №7

Новосибирская область, Коченевский район, р.п.Чик

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Социальное взросление личности  детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и успешной интеграции в общество.

Проблема социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день одна из самых острейших. Необходимо приспособить таких детей к жизни в обществе, что бы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслужить, выполнять трудовые операции, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения. Наиважнейшую роль интеграции детей с ограниченными возможностями в социум играет школа.

Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, взглядов, убеждений, определяющих направление развития личности и её отношение к действительности. Следует помнить, что детям с ограниченными возможностями здоровья трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразии всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь детям приспособиться к реалиям современной школы.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно - обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся учащийся приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Д. Б. Эльконин предложил посмотреть на взаимосвязь ребенка и общества немного с иной стороны и говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. При усвоении общественно выработанных способов действия с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества. Система «ребенок — взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.

Мы рассматриваем понятие «социализация» как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Образовательный процесс в современной школе планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать с взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, с сохранными сверстниками,  что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога (тьютора). Специальная работа по интеграции ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно, начинается с эпизодической интеграции, затем организуются регулярные контакты детей с ограниченными возможностями здоровья с их более сохранными сверстниками.

Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов в образовательном процессе. Целью данной работы является приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных компетенций, которые дадут им возможность ориентироваться в современном обществе, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Для каждого ребёнка определяются перспективные направления развития и обучения, осуществляется подбор наиболее эффективных методов и приёмов, работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту. Каждый ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, уровень которых определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности: игровой, опытно-экспериментальной, проектной.

Вопросы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья привлекают к себе внимание представителей многих смежных дисциплин, в частности коррекционной психологии и педагогики, социальной психологии, социологии. Процесс развития особенного ребенка определяется влиянием ряда биологических и социальных факторов, которые находятся в тесном взаимодействии. Л. С. Выготский подчеркивает, что в случаях возникновения проблем в развитии ребенка социальное воздействие приобретает особое значение, так как создает реальные возможности для коррекции и компенсации нарушенных функций и обеспечивает приобщение ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам.

Проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате внедрения социальной интеграции у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Список литературы:

1.     Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1983

2.     Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности школьника / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. — М. : Просвещение, 1965.

3.     Закрепина, А. В. Трудный ребенок / А. В. Закрепина. — М. : Дрофа, 2007

4.     Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб. : Питер, 2009

5.     Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня : учеб.-метод. пособие / А. В. Мудрик. — М. : Моск. психол.- соц. ин-т, 2006

6.     Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В. О. Скворцова. — М. : Владос-Пресс, 2006.


 

7.    

Осипова Олеся Сергеевна Учитель начальных классов

Осипова Олеся Сергеевна Учитель начальных классов

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой

Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов в образовательном процессе

Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов в образовательном процессе

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023