ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
обучении школьников..........................................................................................5
1.1. Сущность и содержание понятия социальный сервис..................................5 1.2. Способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место в процессе обучения.............................................................................................................................9 Выводы по перовой главе.....................................................................................14
технологии"..........................................................................................................16
2.1. Фрагмент урока по теме "Телекоммуникационные технологии" на уроке
информатики с помощью социальных сервисов................................................16
2.2. Разработка методических рекомендаций для организации обучения с
социальными сервисами.......................................................................................20
Выводы по второй главе.......................................................................................22
Заключение.............................................................................................................23
Список литературных и интернет-источников....................................................25
Введение
В Федеральном законе [1] от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость улучшения образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей обучающихся.
Современная школа в нашей стране стремительно меняется, старается соответствовать требованиям, предъявляемым обществом. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько «обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться» [3].
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам личности, общества и государства нужны новые средства и построенные на их основе новые образовательные технологии, новые организационные формы обучения.
Сегодня Интернет в жизни каждого играет огромную роль, у каждого пользователя есть либо компьютер, планшет или смартфон. Уже каждый может позволить себе это удовольствие. Благодаря Интернету появились безграничные возможности во всех областях жизни. Интернет в нашей жизни играет огромную роль.
Современные дети начинают пользоваться гаджетами еще до того, как идут в школу. Дети начинают с игр, и как только они осваивают чтение и письмо, ничего не может их остановить в стремлении создать свой аккаунт в любой социальной сети.
Развитие социальных сервисов в значительной мере сказывается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов. Изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики их использования в процессе обучения информатике представляется весьма актуальной задачей.
Исходя из вышесказанного, целью работы является разработать методико-дидактические материалы для организации обучения школьников с использованием социальных сервисов.
Объект работы – процесс обучения школьников информатики в общеобразовательном учреждении.
Предмет работы – социальные сервисы при обучении школьников теме «Телекоммуникационные технологии».
Задачи работы:
1. Определить сущность и содержание понятия социальный сервис.
2. Рассмотреть способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место в процессе обучения.
3. Составить фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики.
4. Разработать методические рекомендации для организации обучения с социальными сервисами.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: анализ и синтез, анализ научной педагогической и методической литературы, системный метод, метод сравнения, метод обобщения.
Глава 1. Теоретические основы использования социальных сервисов при обучении школьников
Образовательные потребности нынешнего поколения в современное время требуют использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) не только для удовлетворения своих потребностей, но и для изучения различных предметов. Под информационно-коммуникационными технологиями понимаются «технические устройства и средства, программные и программно-аппаратные устройства, которые действуют на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору и накоплению, хранению, обработке и передаче информации, и дает возможность доступа к информационным ресурсам как локальных, так и глобальных компьютерных сетей» [15, с.13].
Использование ИКТ считается необходимым для повышения качества образования путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам, расширения и обогащения учебных программ. Особое внимание уделяется условиям обучения или удовлетворению потребностей различных категорий учащихся с помощью информационных технологий.
Информатика занимает одно из главных мест в процессе обучения современных школьников. Стоит отметить, что благодаря изучению информатики достигается большинство компонентов цели образования, а именно «интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов» [1].
Основным требованием к овладению информатики в соответствии с ФГОС среднего общего образования является «сформированность коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [2].
Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику являются сегодня ключевой задачей российского образования на пути перехода к информационному обществу» [7, с.45].
Анализируя педагогическую и психологическую литературу, можно увидеть несколько определений понятия «Социальный сервис». Рассмотрим данное понятие с точки зрения различных авторов (Т.И. Канянина, К.Г. Кречетников, Е.В. Оспенникова, А.В. Палкова и др.) и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения (см. таблица 1).
Таблица 1 – Различные подходы к понятию «Социальный сервис»
Авторы |
Определения понятия «Социальный сервис» |
Т.И. Канянина |
«Социальный сервис – это интерактивный веб-сайт на котором общается группа пользователей» (Т.И. Канянина) [6]. |
К.Г. Кречетников |
«Социальный сервис – это автоматизированная социальная среда, которая объединяет всех общим интересом» (К.Г. Кречетников) [7]. |
Е.В. Оспенникова |
«Социальный сервис – это виртуальная площадка для людей, объединенных в сеть» (Е.В. Оспенникова) [9]. |
А.В. Палкова |
«Социальный сервис – это специальные компьютерные ресурсы в Интернете, которые представляют общение в сети» (А.В. Палкова) [11, с. 21]. |
Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.
Практически каждый день создаются новые социальные сервисы, поэтому на данный момент любая классификация будет относительной. Множество авторов в своих работах уделили этому вопросу особое внимание.
Обратимся к классификации, представленной Е. Г. Патаракиным [12] (см. рис.
1).
Не вызывает сомнения то, что многие из вышеперечисленных социальных сервисов обладают явным образовательным потенциалом и могут быть использованы в педагогической практике. К.Г. Кречетников [7] в своей классификации в отдельную группу выделяет социальные сетевые образовательные сервисы:
«1. СоцОбраз – это социальный сервис, который включает в себя:
1) социальных педагогов;
2) педагогов-психологов;
3) педагогов дополнительного образования;
4) классных руководителей;
5) родителей;
6) молодых специалистов и др.
2. Дневник.ру – это социальный сервис, который позволяет создать общую образовательную сеть для учителей, учеников и их родителей. С помощью данного социального сервиса у всех участников образовательного процесса появляется возможность получать основную информацию об предстоящих событиях в учреждении и др.
3. Проект «Открытый класс» – социальный сервис, который создан для того, чтобы:
1) организовать единую площадку для общения как для учителей, так и для учеников и их родителей;
2) обсуждать, создавать, оценивать различные материалы сети Интернет на данном сайте;
3) организовать объединение участников для создания совместного проекта;
4) коллективно обсуждать проблемы в блогах.
4. Сеть творческих учителей – социальный сервис, целью которого является информирование и обмен знаниями между учителями о новейших информационных технологиях в образовании. На сайте представлено электронное собрание авторских методических разработок, которые находятся в открытом доступе» [7].
Е. Г. Патаракин раскрывает возможности социальных сервисов перед педагогической практикой [13]:
«1. Использование открытых, свободных интерактивных ресурсов. Распространение социальных сервисов с каждым днем увеличивает количество материалов, которые находятся в свободном доступе и могут быть использованы в образовательном процессе.
2. Самостоятельное создание социального сетевого учебного содержания. Пользователи сами создают и заполняют виртуальную среду.
3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Перед участниками образовательного процесса открывается совершенно новая среда для развития их деятельности».
Рассмотрев основные возможности социальных сервисов, необходимо сформулировать виды учебной деятельности школьников с применением сервисов.
П.В. Сысоев отмечает, что «социальные сервисы являются «новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций» [17, с.46].
Автор определяет место в системе источников информации для учебной деятельности: социальные сервисы служат носителем учебного контента и являются хранилищем всевозможных учебных материалов. Кроме того, социальные сервисы предоставляют возможность знакомства с опытом деятельности отдельных людей. Благодаря этому школьники учатся анализировать работу сторонних участников сообщества, выявлять ошибки и положительные стороны, переносить данный опыт на свою деятельность и организовывать её с учетом выявленной информации. Как подчеркивает автор, социальные сервисы являются не только источником учебных материалов, но и инструментом деятельности учащихся.
Представлена единая система общих целей применения социальных сервисов в обучении:
« 1. поиск учебных материалов и информации при помощи механизмов социальных сервисов (по запросу в поисковой системе, по тегу, и т.п.) Тег (иногда тэг, от англ. – «tag» - признак, метка, маркер, ярлык) – метка или ключевое слово, с помощью которых помечается материал для дальнейшего описания и поиска информации;
2. поиск и изучение научной и научно-технической информации (данных исследований, результатов научных экспериментов);
3. поиск и изучение научно-популярной и учебной информации, которая размещена учителем в социальных сетевых сервисах, а также самостоятельная работа учащихся с учебными материалами сети Интернет (учебными текстами, анимацией, презентациями, видео- и аудиоматериалами и т. п.);
4. изучение опыта работы людей в виртуальном пространстве (специалистов необходимой области, ученых), к которым также относятся участники образовательного процесса – учащиеся, учителя;
5. хранение учебных материалов различных форматов;
6. классификация информации с помощью использования тегов;
7. размещение в сети самостоятельно созданных материалов, а также результатов деятельности автора с помощью функций социальных сервисов;
8. рецензирование, аннотирование и комментирование размещенной информации;
9. редактирование информации, учебных материалов на сервисах создания, хранения и редактирования документов (социальные сервисы Google);
10. применение сервисов виртуального общения (блоги, чаты, форумы) для обсуждения авторских материалов с целью их апробации;
11. создание совместных учебных документов с другими участниками учебного процесса (опорного конспекта, презентаций, статьи и пр.);
12. социальное сетевое взаимодействие: - с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе сервисов видео передачи данных), - учащимися (общение в блогах и дискуссии в режиме онлайн при выполнении совместных заданий и подготовке учебных материалов для отчетов), - учеными, специалистами (консультации, дискуссии в режиме реального времени);
13. контроль самостоятельной деятельности (обращение к
хранилищам информации с целью оценки результатов собственной работы, анализ хода работы на основе предложенной инструкции, алгоритма или эталона деятельности);
14. внешний контроль: - со стороны учителя (создание учащимся условий для внешнего контроля: формирование тегов, написание аннотации к работам, обеспечение открытого доступа к размещенным документам; проверка учителем результатов деятельности учащегося по наличию размещенных материалов, качеству материалов, количеству и качеству размещенных комментариев и дополнений к материалам, созданных другими участниками образовательного учебного процесса); - со стороны сетевого сообщества (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитической оценки результатов работы сетевым сообществом)» [10].
Данные виды учебной деятельности, реализуемые с помощью социальных сервисов, показывают многообразие способов использования в обучении, а также позволяет судить о целесообразности использования в образовательных целях.
Как утверждает О. Г. Пронина, существуют четыре основных аспекта, благодаря которым становится возможным внедрения социальных сервисов в образовательную среду. Автор подчеркивает, что «данные аспекты положительно влияют как в общем на процесс обучения, так и на каждого обучающегося в частности» [14]. Рассмотрим данные аспекты (см. таблица 2).
Таблица 2 – Аспекты внедрения социальных сервисов в образовании
Исследование |
Сотрудничество |
Языковая грамотность |
Публикация |
Аспекты левой колонки отражают социальные проблемы и представляют собой процессы обучения, а аспекты правой колонки указывают на когнитивные аспекты обучения и его результат.
Рассмотрим подробно каждый аспект:
1 аспект. Исследование. С помощью социальных сервисов обучающиеся имеют возможность применять новые способы в их исследованиях. Ученики становятся «независимыми исследователями» благодаря совершенно новым структурам организации данных в среде Интернет, новым источникам и инструментам запроса информации.
2 аспект. Языковая грамотность. С помощью социальных сервисов повышается положительное отношение к языку. На первый план в данном контексте выступает связь языка с письмом. Посредством письма происходит выражение мыслей учащихся. У общества появилась потребность в совершенствование знаний и умений не только в области спонтанной устной речи, но и письменной.
3 аспект. Сотрудничество. В данном аспекте подразумевается возможность коммуникации между пользователями сети с помощью социальных сервисов. Сотрудничество в данной среде позволяет учащимся организовывать свою деятельность таким образом, чтобы осуществлять реализацию совместных проектов в сети, обмениваться опытом, помогать друг другу в решении поставленных задач.
4 аспект. Публикация. С помощью социальных сервисов происходит не только создание собственного или совместного проекта в сети, но и размещение оригинальных работ учащихся.
На сегодняшний день, наиболее распространенными социальными сервисами, которые используются в обучении информатики, являются:
1. «Ипользование Интернет-сайтов (BBC, Learning Apps) в обучении информатики. Такие сайты способствуют формированию умений и навыков читательской грамотности, с использованием материалов глобальной сети
Интернет; формирование мотивации к изучению информатки; расширению кругозора» [8].
2. «Применение электронной почты в обучении информатики. Данный социальный сервис предназнаен для получения и пересылки электронных сообщений, писем» [5].
3. «Использование сервисов Вики (Pbworks, MediaWiki, Wikihost) в обучении информатики. Веб-сайт предназначен для самостоятельного изменения информации на этом сайте с помощью инструментов, например вставка различных инструментов в текст, корректировка и удаление контента. С помощью сети Интернет в создании викистраниц может принимать участие неограниченное количество людей, находящиеся далеко друг от друга» [18].
4. «Применение скайпа на уроках информатики. Это бесплатное программное обеспечение, которое обеспечивает текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. Онлайн общение способствует развитию коммуникативной компетенции» [4].
5. «Создание и использование аудиозаписей и видеозаписей с помощью
подкастинга (распространение видеопередачи, видеозвука,
видеоинформации) и YouTube (услуги видеохостинга). С помощью подкастов в процессе обучении можно как слушать информацию, так и создавать собственные продукты. С помощью YouTube пользователи могут просматривать, добавлять, комментировать видеозаписи» [19].
6. «Использование блогов (интернет-дневник, онлайн-дневник, интернетжурнал) в самостоятельном изучении информатики. Блог – это сайт, в котором систематически добавляются записи и разлиные изображения» [16].
В первой главе мы рассмотрели понятие социальных сервисов. Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.
Социальные сервисы – это как современные средства, поддерживающее групповые взаимодействия.
Раскрывая содержание данного понятия, нами были выделены виды социальных сервисов по функции их использования, а именно сервисы, позволяющие совместно искать информацию, хранить закладки на вебстраницы или любые другие мультимедиа материалы (в том числе учебные), создавать и редактировать документы, карты знаний, а также обмениваться сообщениями в виртуальном пространстве сети Интернет.
Кроме того, нами была рассмотрена классификация отдельной группы социальных сервисов – образовательные сервисы.
Мы пришли к выводу, что основными способами пименения социальных сервисов являются поиск, изучение и хранение электронных учебных материалов; самостоятельное создание учебного содержания; возможность принимать участие в создание и редактирование коллективных проектов.
Нами были рассмотрены четыре аспекта внедрения социальных сервисов в образование (исследование, языковая грамотность, сотрудничество, публикация), которые положительно влияют как в общем на процесс обучения информатики, так и в отдельности на каждого обучающегося.
В данной главе была рассмотрена роль социальных сервисов в обучении информатики на примере использования в обучении таких технологий сети Интернет как Интернет-сайты, электронная почта, социальный сервис Вики, скайп, подкастинг, YouTube и блог. Мы пришли к выводу о том, что вышеперечисленные социальные сервисы обладают большим педагогическим потенциалом, представляя собой источник дополнительных научнометодических материалов.
Глава 2. Методика организации обучения школьников с
использованием социальных сервисов по теме «Телекоммуникационные технологии»
Таблица 3 – Фрагмент технологической карты урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики
|
Описание занятия |
||
Предмет |
Информатика |
Дата проведения |
|
Класс |
10 |
||
Учитель |
|
||
Базовый учебник |
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 304 с. |
||
Тема урока |
Телекоммуникационные технологии |
||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока (деятельностная, содержательная) |
Деятельностная: создать условия для формирования у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации способов познакомить обучающихся с понятием телекоммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы в группах под контролем учителя, формирования способности обучающихся к новому способу действия. Содержательная: научить обобщению материала по теме, развивать умения строить теоретические предложения о дальнейшем развитии темы, научить применять знания для решения задач и обозначить их значения для дальнейшего изучения. |
||
Задачи урока |
- способствовать развитию навыков сотрудничества и коммуникации при выполнении заданий в группах, вдумчивого чтения, экологического мышления при решении межпредметных задач; - углубить и систематизировать теоретические знания. |
||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: демонстрационный показ, беседа. |
||
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная. |
||
Оборудование |
Учебник Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 304 с.; мультимедийный проектор; интерактивная доска; ПК для обучающихся; интерактивные тесты. |
||
Межпредметные связи |
ОБЖ |
Продолжение таблицы 3
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Личностные Ответственное отношение к успешной учебной деятельности. |
Метапредметные Познавательные: правильное применение знаний, находить ответы на вопросы, вычислительная работа. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Предметные общие представления об телекоммуникационных технологиях; умение приводить примеры телекоммуникационных технологий; умение работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
|||
Основные понятия |
Телекоммуникации, технология |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этапы занятия Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе
|
Деятельность учителя, задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность обучающихся |
Развиваемые УУД |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий. Форма работы: фронтальная. Методы: упражнения. |
Повторение изученного материала на прошлом уроке. Задание: Ребятам, предлагается заполнить таблицу, вспомнив какие формы передачи они знают (3-4 примера). |
Воспроизводят знания необходимые для построения нового способа действий. Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном учебном занятии. |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: правильное применение знаний. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, высказывать свое предположение. |
||
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
Этап первичное закрепление нового знания. Цель: научить обучающихся структуризации полученного знания. Форма работы: индивидуальная. Методы: упражнения.
|
Работа на компьютерах. Открываем ноутбуки. Выполнение интерактивных упражнений на платформе интерактивных упражнений Learningapps. Включите компьютеры, откройте браузер, в адресную строку скопируйте ссылку https://learningapps.org. Вам откроется сайт Learningapps, в котором есть интерактивное упражнение в виде викторины, где надо ответить на 8 вопросов. https://learningapps.org/10950202
|
Рассаживаются по компьютерам. Читают инструкцию и выполняют интерактивные задания.
|
Личностные: умение проводить самооценку. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: находить ответы на вопросы. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
Этап самостоятельной работы. Цель: достижения цели пробного учебного действия. Форма работы: индивидуальная. Методы: практический.
|
Учитель предлагает учащимся пройти по ссылкам и пройти тестирование по теме: «Телекоммуникационные технологии». 1 вариант: https://testedu.ru/test/informatika/10klass/test-po-temekommunikaczionnyie-texnologii.html 2 вариант: https://onlinetestpad.com/ru/test/11542kompyuternye-telekommunikacii |
Учащиеся выполняют тестирование |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: вычислительная работа. |
Опираясь на результаты нашей работы, мы решили разработать методические рекомендации для организации обучения, которые помогут правильно пользоваться социальными сервисами.
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей основной и средней школы, студентов педагогических и лингвистических высших учебных заведений. Методические рекомендации направлены на развитие коммуникативной компетенции обучающихся посредством интернет-технологий.
Методические рекомендации к составлению заданий, используемых в учебном процессе на основе применения социальных сервисов при изучении информатики:
1. Содержание индивидуализированного задания, которое тесно связываться с основными этапами использования средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения учащимися.
2. Учебные задания, которые содержат не только учебный материал, но и описание действий учащихся по самостоятельному изучению Интернетзаданий (инструкции).
3. Индивидуализированные задания, которые стимулируют самостоятельность обучающихся в усвоении изучаемых понятий.
4. Индивидуализация обучения, которая предполагает самостоятельность самих учащихся в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения и достижения результата.
Учитель должен для обучающихся подбирать задания последовательно. Сложность таких заданий должна соответствовать уровню знаний каждого ученика и уровню его самостоятельности, а последовательность подбора заданий должна зависеть не от внешних признаков (например, нумерация), а от внутренних взаимосвязей (содержание, структура задания) в соответствии с этапами заданий. Такой подход предполагает четкую постановку целей к заданиям, выполнение которых обеспечивало бы мотивацию к следующей деятельности ученика. Поэтому содержание разрабатываемой методики организации коллективной и индивидуальной работы при использовании средств телекоммуникаций.
Рассмотрим как составляются задания с помощью социального сервиса Makebeliefcomix. Данный сервис предназначен для создания комиксов.
Инструкция по работе с социальным сервисом Makebeliefcomix:
1. Скачать распечатки с готовыми комиксами без регистрации (раздел
Printables).
2. Описание создания комиксов можно найти в разделе How to play.
3. Выбор героя и вставка его в окно.
4. Добавления текста.
5. Выбор цветного фона.
7. Добавление различных объектов.
8. Печать комикса или отправка его по электронной почте.
Возможности применения социального сервиса Makebeliefcomix:
1. Создание диалога: распечатайте готовые комиксы без текста или создайте сами под определенную тему.
2. Обмен комиксами: предложите учащимся выбрать комиксы или создать самим, и составить диалог в качестве домашнего задания.
3. Чей комикс лучше: соревнование можно провести как среди учащихся одного класса, так и среди разных классов / групп. Ученики создают комиксы (с текстом) и вывешивают их на общий стенд / выкладывают в блог класса. При помощи голосования выбираются финалисты, которые представляют свои работы в виде инсценировок.
Целью методических рекомендаций является развитие коммуникативной компетенции обучающихся. А также нами был представлен конкретный социальный сервис с инструкцией по работе с ними.
Выводы по второй главе
В рамках практической части данной курсовой работы был разработан фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии», который направлен на применение социальных сервисов в обучении школьников.
Также мы обосновали основные методические рекомендации к составлению заданий, используемых в учебном процессе на основе применения социальных сетевых сервисов при изучении информатики. Задания индивидуализированные связываются с основными этапами использования средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения обучающимися. Задания вырабатывают самостоятельность и усилия ученика в усвоении изучаемых понятий.
Учебные задания содержат не только учебный материал, но и описания действий обучающихся по самостоятельному изучению Интернет-заданий.
В предлагаемой методике особое место занимает принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
В результате предложенных задач, нами были выделены виды социальных сервисов для использования в школьном курсе информатики: социальные поисковые системы и народные классификаторы, блоги, социальные медиахранилища.
Таким образом, в результате использования социальных сервисов стимулируется познавательный интерес у обучающихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, все это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, более рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать ряд выводов. Мы определили сущность и содержание понятия социального сервиса. В нынешнее время социальный сервис обрёл большую популярность.
В рамках курсовой работы мы рассмотрели понятие социальных сервисов. Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта. Кроме того, нами была рассмотрена классификация отдельной группы социальных сервисов – образовательные сервисы.
Также нами были рассмотрены четыре аспекта внедрения социальных сервисов в образование (исследование, языковая грамотность, сотрудничество, публикация), которые положительно влияют как в общем на процесс обучения информатики, так и в отдельности на каждого обучающегося.
В рамках практической части данной курсовой работы был разработан фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии», который направлен на применение социальных сервисов в обучении школьников.
Также мы обосновали основные методические рекомендации к составлению заданий, используемых в учебном процессе на основе применения социальных сетевых сервисов при изучении информатики. Задания индивидуализированные связываются с основными этапами использования средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения обучающимися. Задания вырабатывают самостоятельность и усилия ученика в усвоении изучаемых понятий.
Учебные задания содержат не только учебный материал, но и описания действий обучающихся по самостоятельному изучению Интернет-заданий.
В предлагаемой методике особое место занимает принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Таким образом, в результате использования социальных сервисов стимулируется познавательный интерес у обучающихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, все это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, более рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении.
В результате выполнения курсовой работы все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: http://mamonovo-sk75.ucoz.ru/FGOSOOO/10.12.17-prikaz_.. (дата обращения 11.06.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 // Федеральные государственные образовательные стандарты. — М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. — URL: http://минобрнауки/документы/2365 (дата обращения: 17.11.2016).
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для
студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова – М.: Пер Сэ, 2001. – 238 с.
4. Андреева И.А. Обучение говорению старшеклассников на уроках английского языка на основе информационных технологий / И.А. Андреева,
О.Б. Шепелина // Инновационная наука. — 2015. — Т. 2. — № 5 (5). — С. 159-
160. — [Электронный ресурс]. — URL:
http://elibrary.ru/download/elibrary_23484689_27980172.pdf (дата обращения: 08.02.2022).
5. Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным
языкам: учебнометодическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов [и др.] / под ред. проф. Р. Х. Лапытова. — Казань: КГУ, 2009. — [Электронный ресурс]. — URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения: 17.04.2022).
6. Канянина Т.И. Социальные сервисы в проектной деятельности педагогов и школьников : учеб.-метод. пособие / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, Л.А. Шевцова; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования "Нижегород. ин-т развития образования". — Н. Новгород: НИРО, 2011. — 102 с.
7. Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. — 2010. — № 3. — С. 45-50.
8. Мильруд Р.П. Информационно-педагогические технологии обучения иностранным языкам на базе WEB 2.0 / Р.П. Мильруд, И.Р.
Максимова // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 6. — С. 51-59.
9. Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 46-51.
10. Павлова Е.А. Облако слов как один из приемов
совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2016. — № 3. — С. 36-43.
11. Палкова А.В. Блог «Интернет-технологии в образовательном процессе». — 2010. — [Электронный ресурс]. — URL: http://annapalkova.wordpress.com (дата обращения: 21.02.2017).
12. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.
13. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю.
— 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.
14. Пронина О.Г. Использование технологии web 2.0 в обучении иностранному языку в вузе // Язык и культура. — 2010. — № 1(9). — С. 92-98.
15. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов
понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2006. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005453/mto002.pdf
(дата обращения: 19.02.2017).
16. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. — 2012. — № 4. — С. 115-127.
17. Сысоев П.В. Современные информационные и
коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. — 2012. — № 1. — С. 120-133.
18. Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе.
— 2009. — № 5. — С. 2-8.
19. Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия // Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении: сб. науч. тр. / под ред. Смирновой З.Ю. — СПб, РЦОКОиИТ, 2008. — С. 63-80.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.