Социальные сервисы при обучении школьников теме Телекоммуникационные технологии
Оценка 5

Социальные сервисы при обучении школьников теме Телекоммуникационные технологии

Оценка 5
Научные работы
pdf
04.10.2022
Социальные сервисы при обучении школьников теме Телекоммуникационные технологии
Социальные сервисы при обучении школьников теме Телекоммуникационные технологии.pdf

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы использования социальных сервисов при

обучении школьников..........................................................................................5

1.1. Сущность и содержание понятия социальный сервис..................................5 1.2. Способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место в процессе обучения.............................................................................................................................9 Выводы по перовой главе.....................................................................................14

Глава 2. Методика организации обучения школьников с использованием социальных сервисов по теме "Телекоммуникационные

технологии"..........................................................................................................16

2.1. Фрагмент урока по теме "Телекоммуникационные технологии" на уроке

информатики с помощью социальных сервисов................................................16

2.2. Разработка методических рекомендаций для организации обучения с

социальными сервисами.......................................................................................20

Выводы по второй главе.......................................................................................22

Заключение.............................................................................................................23

Список литературных и интернет-источников....................................................25

Введение

 

В Федеральном законе [1] от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость улучшения образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей обучающихся.

Современная школа в нашей стране стремительно меняется, старается соответствовать требованиям, предъявляемым обществом. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько «обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться» [3].

Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам личности, общества и государства нужны новые средства и построенные на их основе новые образовательные технологии, новые организационные формы обучения.

Сегодня Интернет в жизни каждого играет огромную роль, у каждого пользователя есть либо компьютер, планшет или смартфон. Уже каждый может позволить себе это удовольствие. Благодаря Интернету появились безграничные возможности во всех областях жизни. Интернет в нашей жизни играет огромную роль.

Современные дети начинают пользоваться гаджетами еще до того, как идут в школу. Дети начинают с игр, и как только они осваивают чтение и письмо, ничего не может их остановить в стремлении создать свой аккаунт в любой социальной сети.  

Развитие социальных сервисов в значительной мере сказывается на ходе и результатах общественных, производственных, политических и культурных процессов. Изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики их использования в процессе обучения информатике представляется весьма актуальной задачей. 

Исходя из вышесказанного, целью работы является разработать методико-дидактические материалы для организации обучения школьников с использованием социальных сервисов.

Объект работы – процесс обучения школьников информатики в общеобразовательном учреждении.

Предмет работы – социальные сервисы при обучении школьников теме «Телекоммуникационные технологии».

Задачи работы:

1.                      Определить сущность и содержание понятия социальный сервис.

2.                      Рассмотреть способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место в процессе обучения.

3.                      Составить фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики.

4.                      Разработать методические рекомендации для организации обучения с социальными сервисами.

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: анализ и синтез, анализ научной педагогической и методической литературы, системный метод, метод сравнения, метод обобщения.


Глава 1. Теоретические основы использования социальных сервисов при обучении школьников

 

1.1. Сущность и содержание понятия социальный сервис

Образовательные потребности нынешнего поколения в современное время требуют использования информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) не только для удовлетворения своих потребностей, но и для изучения различных предметов. Под информационно-коммуникационными технологиями понимаются «технические устройства и средства, программные и программно-аппаратные устройства, которые действуют на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору и накоплению, хранению, обработке и передаче информации, и дает возможность доступа к информационным ресурсам как локальных, так и глобальных компьютерных сетей» [15, с.13].

Использование ИКТ считается необходимым для повышения качества образования путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам, расширения и обогащения учебных программ. Особое внимание уделяется условиям обучения или удовлетворению потребностей различных категорий учащихся с помощью информационных технологий. 

Информатика занимает одно из главных мест в процессе обучения современных школьников. Стоит отметить, что благодаря изучению информатики достигается большинство компонентов цели образования, а именно «интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов» [1].

Основным требованием к овладению информатики в соответствии с ФГОС среднего общего образования является «сформированность коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [2]. 

Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику являются сегодня ключевой задачей российского образования на пути перехода к информационному обществу» [7, с.45].  

Анализируя педагогическую и психологическую литературу, можно увидеть несколько определений понятия «Социальный сервис». Рассмотрим данное понятие с точки зрения различных авторов (Т.И. Канянина, К.Г. Кречетников, Е.В. Оспенникова, А.В. Палкова и др.) и выберем наиболее оптимальное с нашей точки зрения (см. таблица 1).

 

Таблица 1 – Различные подходы к понятию «Социальный сервис»

Авторы

Определения понятия «Социальный сервис»

Т.И. Канянина

«Социальный сервис – это интерактивный веб-сайт на котором общается группа пользователей» (Т.И.

Канянина) [6].

К.Г. Кречетников

«Социальный сервис – это автоматизированная социальная среда, которая объединяет всех общим интересом» (К.Г. Кречетников) [7].

Е.В. Оспенникова

«Социальный сервис – это виртуальная площадка для людей, объединенных в сеть» (Е.В. Оспенникова) [9].

А.В. Палкова

«Социальный сервис – это специальные компьютерные ресурсы в Интернете, которые представляют общение в сети» (А.В. Палкова) [11, с. 21].

Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта.

Практически каждый день создаются новые социальные сервисы, поэтому на данный момент любая классификация будет относительной. Множество авторов в своих работах уделили этому вопросу особое внимание.

Обратимся к классификации, представленной Е. Г. Патаракиным [12] (см. рис.

1).

Не вызывает сомнения то, что многие из вышеперечисленных социальных сервисов обладают явным образовательным потенциалом и могут быть использованы в педагогической практике.  К.Г. Кречетников [7] в своей классификации         в отдельную группу        выделяет    социальные         сетевые образовательные сервисы:

«1. СоцОбраз  –  это социальный сервис, который включает в себя:

1)  социальных педагогов; 

2)  педагогов-психологов; 

3)  педагогов дополнительного образования; 

4)  классных руководителей; 

5)  родителей; 

6)  молодых специалистов и др.

2.                      Дневник.ру  –  это социальный сервис, который позволяет создать общую образовательную сеть для учителей, учеников и их родителей. С помощью данного социального сервиса у всех участников образовательного процесса появляется возможность получать основную информацию об предстоящих событиях в учреждении и др.  

3.                      Проект «Открытый класс» –  социальный сервис, который создан для того, чтобы: 

1)                     организовать единую площадку для общения как для учителей, так и для учеников и их родителей;  

2)                     обсуждать, создавать, оценивать различные материалы сети Интернет на данном сайте; 

3)                     организовать объединение участников для создания совместного проекта; 

4)                     коллективно обсуждать проблемы в блогах.

4. Сеть творческих учителей  – социальный сервис, целью которого является информирование и обмен знаниями между учителями о новейших информационных технологиях в образовании. На сайте представлено электронное собрание    авторских          методических      разработок,         которые находятся в открытом доступе» [7].   

 

1.2. Способы применения социальных сервисов, их роль, значение и место в процессе обучения

 

Е. Г. Патаракин раскрывает возможности социальных сервисов перед педагогической практикой [13]:  

«1. Использование открытых, свободных интерактивных ресурсов. Распространение социальных сервисов с каждым днем увеличивает количество материалов, которые находятся в свободном доступе и могут быть использованы в образовательном процессе.  

2.                      Самостоятельное создание социального сетевого учебного содержания. Пользователи сами создают и заполняют виртуальную среду. 

3.                      Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Перед участниками образовательного процесса открывается совершенно новая среда для развития их деятельности». 

Рассмотрев основные возможности социальных сервисов, необходимо сформулировать виды учебной деятельности школьников с применением сервисов.

П.В. Сысоев отмечает, что «социальные сервисы являются «новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций» [17, с.46]. 

Автор определяет место в системе источников информации для учебной деятельности: социальные сервисы служат носителем учебного контента и являются хранилищем всевозможных учебных материалов. Кроме того, социальные сервисы предоставляют возможность знакомства с опытом деятельности отдельных людей. Благодаря этому школьники учатся анализировать работу сторонних участников сообщества, выявлять ошибки и положительные стороны, переносить данный опыт на свою деятельность и организовывать её с учетом выявленной информации.   Как подчеркивает автор, социальные сервисы являются не только источником учебных материалов, но и инструментом деятельности учащихся. 

Представлена единая система общих целей применения социальных сервисов в обучении: 

« 1. поиск учебных материалов и информации при помощи механизмов социальных сервисов (по запросу в поисковой системе, по тегу, и т.п.) Тег (иногда тэг, от англ. – «tag» - признак, метка, маркер, ярлык) – метка или ключевое слово, с помощью которых помечается материал для дальнейшего описания и поиска информации; 

2.                      поиск и изучение научной и научно-технической информации (данных исследований, результатов научных экспериментов); 

3.                      поиск и изучение научно-популярной и учебной  информации, которая размещена учителем в социальных сетевых сервисах, а также самостоятельная работа учащихся с учебными  материалами сети Интернет (учебными текстами, анимацией, презентациями, видео- и аудиоматериалами и т. п.); 

4.                      изучение опыта работы людей в виртуальном пространстве (специалистов необходимой области, ученых), к которым также относятся участники образовательного процесса – учащиеся, учителя; 

5.                      хранение учебных материалов различных форматов; 

6.                      классификация информации с помощью использования тегов; 

7.                      размещение в сети самостоятельно созданных материалов, а также результатов деятельности автора с помощью функций социальных сервисов; 

8.                      рецензирование, аннотирование и комментирование размещенной информации;  

9.                      редактирование информации, учебных материалов на сервисах создания, хранения и редактирования документов (социальные сервисы Google); 

10.                 применение сервисов виртуального общения (блоги, чаты, форумы) для обсуждения авторских материалов с целью их апробации;  

11.                 создание совместных учебных документов с другими участниками учебного процесса (опорного конспекта, презентаций, статьи и пр.); 

12.                 социальное сетевое взаимодействие:  - с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе сервисов видео передачи данных),  - учащимися (общение в блогах и дискуссии в режиме онлайн при выполнении совместных заданий и подготовке учебных материалов для отчетов),  - учеными, специалистами (консультации, дискуссии в режиме реального времени); 

13.                 контроль    самостоятельной деятельности       (обращение          к

хранилищам информации с целью оценки результатов собственной работы, анализ хода работы на основе предложенной инструкции, алгоритма или эталона деятельности);

14.                 внешний контроль:  - со стороны учителя (создание учащимся условий для внешнего контроля: формирование тегов, написание аннотации к работам, обеспечение открытого доступа к размещенным документам; проверка учителем результатов деятельности учащегося по наличию размещенных материалов, качеству материалов, количеству и качеству размещенных комментариев и дополнений к материалам, созданных другими участниками образовательного учебного процесса); - со стороны сетевого сообщества (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитической оценки результатов работы сетевым сообществом)» [10].

Данные виды учебной деятельности, реализуемые с помощью социальных сервисов, показывают многообразие способов использования в обучении, а также позволяет судить о целесообразности использования в образовательных целях.  

Как утверждает О. Г. Пронина, существуют четыре основных аспекта, благодаря которым становится возможным внедрения социальных сервисов в образовательную среду. Автор подчеркивает, что «данные аспекты положительно влияют как в общем на процесс обучения, так и на каждого обучающегося в частности» [14]. Рассмотрим данные аспекты (см. таблица 2). 

 

Таблица 2 – Аспекты внедрения социальных сервисов в образовании

Исследование

Сотрудничество

Языковая грамотность

Публикация

 

Аспекты левой колонки отражают социальные проблемы и представляют собой процессы обучения, а аспекты правой колонки указывают на когнитивные аспекты обучения и его результат.

Рассмотрим подробно каждый аспект:

1 аспект. Исследование. С помощью социальных сервисов обучающиеся имеют возможность применять новые способы в их исследованиях. Ученики становятся «независимыми исследователями» благодаря совершенно новым структурам организации данных в среде Интернет, новым источникам и инструментам запроса информации. 

2 аспект. Языковая грамотность. С помощью социальных сервисов повышается положительное отношение к языку. На первый план в данном контексте выступает связь языка с письмом. Посредством письма происходит выражение мыслей учащихся. У общества появилась потребность в совершенствование знаний и умений не только в области спонтанной устной речи, но и письменной. 

3 аспект. Сотрудничество. В данном аспекте подразумевается возможность коммуникации между пользователями сети с помощью социальных сервисов. Сотрудничество в данной среде позволяет учащимся организовывать свою деятельность таким образом, чтобы осуществлять реализацию совместных проектов в сети, обмениваться опытом, помогать друг другу в решении поставленных задач.  

4 аспект. Публикация. С помощью социальных сервисов происходит не только создание собственного или совместного проекта в сети, но и размещение оригинальных работ учащихся.

На сегодняшний день, наиболее распространенными социальными сервисами, которые используются в обучении информатики, являются: 

1.                      «Ипользование Интернет-сайтов (BBC, Learning Apps) в обучении информатики. Такие сайты способствуют формированию умений и навыков читательской грамотности, с использованием материалов глобальной сети

Интернет; формирование мотивации к изучению информатки; расширению кругозора» [8].

2.                      «Применение электронной почты в обучении информатики. Данный социальный сервис предназнаен для получения и пересылки электронных сообщений, писем» [5].

3.                      «Использование сервисов Вики (Pbworks, MediaWiki, Wikihost) в обучении информатики. Веб-сайт предназначен для самостоятельного изменения информации на этом сайте с помощью инструментов, например вставка различных инструментов в текст, корректировка и удаление контента. С помощью сети Интернет в создании викистраниц может принимать участие неограниченное количество людей, находящиеся далеко друг от друга» [18].

4.                      «Применение скайпа на уроках информатики. Это бесплатное программное обеспечение, которое обеспечивает текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. Онлайн общение способствует развитию коммуникативной компетенции» [4]. 

5.                      «Создание и использование аудиозаписей и видеозаписей с помощью

подкастинга           (распространение           видеопередачи,           видеозвука,

видеоинформации) и YouTube (услуги видеохостинга). С помощью подкастов в процессе обучении можно как слушать информацию, так и создавать собственные продукты. С помощью YouTube пользователи могут просматривать, добавлять, комментировать видеозаписи» [19].

6.                      «Использование блогов (интернет-дневник, онлайн-дневник, интернетжурнал) в самостоятельном изучении информатики. Блог – это сайт, в котором систематически добавляются записи и разлиные изображения» [16].  

 

Выводы по первой главе  

 

 В первой главе мы рассмотрели понятие социальных сервисов. Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта. 

Социальные сервисы – это как современные средства, поддерживающее групповые взаимодействия.

Раскрывая содержание данного понятия, нами были выделены виды социальных сервисов по функции их использования, а именно сервисы, позволяющие совместно искать информацию, хранить закладки на вебстраницы или любые другие мультимедиа материалы (в том числе учебные), создавать и редактировать документы, карты знаний, а также обмениваться сообщениями в виртуальном пространстве сети Интернет. 

Кроме того, нами была рассмотрена классификация отдельной группы социальных сервисов – образовательные сервисы.   

Мы пришли к выводу, что основными способами пименения социальных сервисов являются поиск, изучение и хранение электронных учебных материалов; самостоятельное создание учебного содержания; возможность принимать участие в создание и редактирование коллективных проектов.

Нами были рассмотрены четыре аспекта внедрения социальных сервисов в образование (исследование, языковая грамотность, сотрудничество, публикация), которые положительно влияют как в общем на процесс обучения информатики, так и в отдельности на каждого обучающегося.   

В данной главе была рассмотрена роль социальных сервисов в обучении информатики на примере использования в обучении таких технологий сети Интернет как Интернет-сайты, электронная почта, социальный сервис Вики, скайп, подкастинг, YouTube и блог.  Мы пришли к выводу о том, что вышеперечисленные социальные сервисы обладают большим педагогическим потенциалом, представляя собой источник дополнительных научнометодических материалов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава     2.    Методика     организации    обучения     школьников     с

использованием социальных сервисов по теме «Телекоммуникационные технологии»

 

2.1. Фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики с помощью социальных сервисов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 3 – Фрагмент технологической карты урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики

 

Описание занятия

Предмет 

Информатика

Дата проведения

 

Класс

10

Учитель 

 

Базовый учебник

Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 304 с.

Тема урока

Телекоммуникационные технологии

Тип урока

Комбинированный

Цель урока (деятельностная, содержательная)

Деятельностная: создать условия для формирования у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации способов познакомить обучающихся с понятием телекоммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы в группах под контролем учителя, формирования способности обучающихся к новому способу действия.

Содержательная: научить обобщению материала по теме, развивать умения строить теоретические предложения о дальнейшем развитии темы, научить применять знания для решения задач и обозначить их значения для дальнейшего изучения.

Задачи урока

- способствовать развитию навыков сотрудничества и коммуникации при выполнении заданий в группах, вдумчивого чтения, экологического мышления при решении межпредметных задач; - углубить и систематизировать  теоретические знания.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная. 

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: демонстрационный показ, беседа.

Формы работы 

Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование 

Учебник Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 304 с.; мультимедийный проектор; интерактивная доска; ПК для обучающихся; интерактивные тесты.

Межпредметные связи

ОБЖ

 

 

 

Продолжение таблицы 3

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Ответственное отношение к успешной       учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные: правильное применение знаний, находить ответы на вопросы, вычислительная работа.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. 

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные

общие представления об телекоммуникационных технологиях; 

умение приводить примеры телекоммуникационных технологий; 

умение работать в парах; выполнять         задания             творческого   и          поискового

характера;

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Основные понятия

Телекоммуникации, технология

Организационная структура урока

Этапы занятия

Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе

 

Деятельность учителя, задания для обучающихся,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Развиваемые УУД

1

2

3

4

Этап актуализации и пробного учебного действия. 

Цель: организация   осознания обучающимися         внутренней потребности к          построению учебных действий.  

Форма работы: фронтальная.

Методы: упражнения.

Повторение изученного материала на прошлом уроке.  Задание: Ребятам, предлагается заполнить таблицу, вспомнив какие формы передачи они знают (3-4 примера).

Воспроизводят знания необходимые для построения нового способа действий. Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном учебном занятии.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности   учебной деятельности. 

Познавательные:      правильное применение знаний.

Коммуникативные: слушать и понимать       речь     других, высказывать свое предположение.

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Этап первичное закрепление нового знания. 

Цель: научить обучающихся структуризации полученного знания. 

Форма            работы: индивидуальная. Методы: упражнения.

 

Работа на компьютерах. Открываем ноутбуки. Выполнение интерактивных упражнений на платформе интерактивных упражнений

Learningapps. Включите компьютеры, откройте браузер, в адресную строку скопируйте ссылку https://learningapps.org. Вам откроется сайт Learningapps, в котором есть интерактивное упражнение в виде викторины, где надо ответить на 8 вопросов. https://learningapps.org/10950202  

 

Рассаживаются по компьютерам. Читают инструкцию и выполняют интерактивные задания.

 

Личностные: умение проводить самооценку. 

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные: находить ответы на вопросы.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Этап самостоятельной работы.

Цель: достижения цели пробного учебного действия.  

Форма работы: индивидуальная. Методы: практический.

 

Учитель предлагает учащимся пройти по ссылкам и пройти тестирование по теме:

«Телекоммуникационные технологии». 1 вариант:

https://testedu.ru/test/informatika/10klass/test-po-temekommunikaczionnyie-texnologii.html  

2 вариант:

https://onlinetestpad.com/ru/test/11542kompyuternye-telekommunikacii  

Учащиеся            выполняют

тестирование

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности   учебной деятельности. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

вычислительная работа.


2.2. Разработка методических рекомендаций для организации обучения с социальными сервисами 

 

Опираясь на результаты нашей работы, мы решили разработать методические рекомендации для организации обучения, которые помогут правильно пользоваться социальными сервисами.

Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей основной и средней школы, студентов педагогических и лингвистических высших учебных заведений. Методические рекомендации направлены на развитие  коммуникативной компетенции обучающихся посредством интернет-технологий.

 

Методические рекомендации к составлению заданий, используемых в учебном процессе на основе применения социальных сервисов при изучении информатики:

1.                      Содержание индивидуализированного задания, которое тесно связываться с основными этапами использования средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения учащимися.

2.                      Учебные задания, которые содержат не только учебный материал, но и описание действий учащихся по самостоятельному изучению Интернетзаданий (инструкции).  

3.                      Индивидуализированные задания, которые стимулируют самостоятельность обучающихся в усвоении изучаемых понятий.

4.                      Индивидуализация обучения, которая предполагает самостоятельность самих учащихся в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения и достижения результата.  

Учитель должен для обучающихся подбирать задания последовательно. Сложность таких заданий должна соответствовать уровню знаний каждого ученика и уровню его самостоятельности, а последовательность подбора заданий должна зависеть не от внешних признаков (например, нумерация), а от внутренних взаимосвязей (содержание, структура задания) в соответствии с этапами заданий. Такой подход предполагает четкую постановку целей к заданиям, выполнение которых обеспечивало бы мотивацию к следующей деятельности ученика. Поэтому содержание разрабатываемой методики организации коллективной и индивидуальной работы при использовании средств телекоммуникаций. 

Рассмотрим как составляются задания с помощью социального сервиса Makebeliefcomix. Данный сервис предназначен для создания комиксов.

Инструкция по работе с социальным сервисом Makebeliefcomix: 

1.    Скачать распечатки с готовыми комиксами без регистрации (раздел

Printables).  

2.    Описание создания комиксов можно найти в разделе How to play.  

3.    Выбор героя и вставка его в окно. 

4.    Добавления текста. 

5.    Выбор цветного фона. 

7.   Добавление различных объектов. 

8.   Печать комикса или отправка его по электронной почте.   

Возможности применения социального сервиса Makebeliefcomix: 

1.                      Создание диалога: распечатайте готовые комиксы без текста или создайте сами под определенную тему.

2.                      Обмен комиксами: предложите учащимся выбрать комиксы или создать самим, и составить диалог в качестве домашнего задания. 

3.                      Чей комикс лучше: соревнование можно провести как среди учащихся одного класса, так и среди разных классов / групп. Ученики создают комиксы (с текстом) и вывешивают их на общий стенд / выкладывают в блог класса. При помощи голосования выбираются финалисты, которые представляют свои работы в виде инсценировок.  

Целью методических рекомендаций является развитие коммуникативной компетенции обучающихся. А также нами был представлен конкретный социальный сервис с инструкцией по работе с ними.

Выводы по второй главе

 

В рамках практической части данной курсовой работы был разработан фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии», который направлен на применение социальных сервисов в обучении школьников.  

Также мы обосновали основные методические рекомендации к составлению заданий, используемых в учебном процессе на основе применения социальных сетевых сервисов при изучении информатики. Задания индивидуализированные связываются с основными этапами использования средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения обучающимися. Задания вырабатывают самостоятельность и усилия ученика в усвоении изучаемых понятий.

Учебные задания содержат не только учебный материал, но и описания действий обучающихся по самостоятельному изучению Интернет-заданий.

В предлагаемой методике особое место занимает принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 

В результате предложенных задач, нами были выделены виды социальных сервисов для использования в школьном курсе информатики: социальные поисковые системы и народные классификаторы, блоги, социальные медиахранилища.

Таким образом, в результате использования социальных сервисов стимулируется познавательный интерес у обучающихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, все это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, более рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении.  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать ряд выводов. Мы определили сущность и содержание понятия социального сервиса. В нынешнее время социальный сервис обрёл большую популярность. 

В рамках курсовой работы мы рассмотрели понятие социальных сервисов. Самое наилучшее на наш взгляд, то определение, которое было предложено А.В. Палковой, так как в нем раскрыт глубинный смысл данного понятия. Под социальным сервисом подразумевают, что это такие специальные средства, при помощи которых люди общаются друг с другом, обмениваются информацией, которую должны уметь учиться искать самостоятельно и самосовершенствоваться, саморазвиваться через усвоение нового социального опыта. Кроме того, нами была рассмотрена классификация отдельной группы социальных сервисов – образовательные сервисы.   

Также нами были рассмотрены четыре аспекта внедрения социальных сервисов в образование (исследование, языковая грамотность, сотрудничество, публикация), которые положительно влияют как в общем на процесс обучения информатики, так и в отдельности на каждого обучающегося.   

В рамках практической части данной курсовой работы был разработан фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии», который направлен на применение социальных сервисов в обучении школьников.  

Также мы обосновали основные методические рекомендации к составлению заданий, используемых в учебном процессе на основе применения социальных сетевых сервисов при изучении информатики. Задания индивидуализированные связываются с основными этапами использования средств телекоммуникаций и уровнями его усвоения обучающимися. Задания вырабатывают самостоятельность и усилия ученика в усвоении изучаемых понятий.

Учебные задания содержат не только учебный материал, но и описания действий обучающихся по самостоятельному изучению Интернет-заданий.

В предлагаемой методике особое место занимает принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 

Таким образом, в результате использования социальных сервисов стимулируется познавательный интерес у обучающихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, все это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, более рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении. 

В результате выполнения курсовой работы все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературных и интернет-источников

 

1.                      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: [Режим доступа]: http://mamonovo-sk75.ucoz.ru/FGOSOOO/10.12.17-prikaz_.. (дата обращения 11.06.2018). 

2.                      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 // Федеральные государственные образовательные стандарты. — М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. — URL: http://минобрнауки/документы/2365 (дата обращения: 17.11.2016).

3.                      Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для

студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова – М.: Пер Сэ, 2001. – 238 с.

4.                      Андреева И.А. Обучение говорению старшеклассников на уроках английского языка на основе информационных технологий / И.А. Андреева,

О.Б. Шепелина // Инновационная наука. — 2015. — Т. 2. — № 5 (5). — С. 159-

160.              —             [Электронный             ресурс].              —             URL:

http://elibrary.ru/download/elibrary_23484689_27980172.pdf (дата обращения: 08.02.2022).

5.                      Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным

языкам: учебнометодическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов [и др.] / под ред. проф. Р. Х. Лапытова. — Казань: КГУ, 2009. —  [Электронный ресурс]. —  URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения: 17.04.2022).

6.                      Канянина Т.И. Социальные сервисы в проектной деятельности педагогов и школьников : учеб.-метод. пособие / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, Л.А. Шевцова; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования "Нижегород. ин-т развития образования". — Н. Новгород: НИРО, 2011. — 102 с.

7.                      Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. — 2010. — № 3. — С. 45-50.

8.                      Мильруд Р.П. Информационно-педагогические технологии обучения иностранным языкам на базе WEB 2.0 / Р.П. Мильруд, И.Р.

Максимова // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 6. — С. 51-59.

9.                      Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 46-51.

10.                 Павлова      Е.А.   Облако       слов   как    один из      приемов

совершенствования лексических навыков говорения на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2016. — № 3. — С. 36-43.

11.                 Палкова А.В. Блог «Интернет-технологии в образовательном процессе». — 2010. —  [Электронный ресурс]. — URL: http://annapalkova.wordpress.com (дата обращения: 21.02.2017).

12.                 Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.

13.                 Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю.

— 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.  

14.                 Пронина О.Г. Использование технологии web 2.0 в обучении иностранному языку в вузе // Язык и культура. — 2010. — № 1(9). — С. 92-98.

15.                 Роберт        И.В., Лавина       Т.А.   Толковый   словарь      терминов

понятийного аппарата информатизации образования. —  М.: ИИО РАО, 2006. —  [Электронный ресурс]. —  URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005453/mto002.pdf

(дата обращения: 19.02.2017).

16.                 Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. — 2012. — № 4. — С. 115-127.

17.                 Сысоев       П.В. Современные      информационные         и

коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. — 2012. — № 1. — С. 120-133.

18.                 Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе.

— 2009. — № 5. — С. 2-8.

19.                 Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия // Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении: сб. науч. тр. / под ред. Смирновой З.Ю. — СПб, РЦОКОиИТ, 2008. — С. 63-80.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...

Современная школа в нашей стране стремительно меняется, старается соответствовать требованиям, предъявляемым обществом

Современная школа в нашей стране стремительно меняется, старается соответствовать требованиям, предъявляемым обществом

Объект работы – процесс обучения школьников информатики в общеобразовательном учреждении

Объект работы – процесс обучения школьников информатики в общеобразовательном учреждении

Глава 1. Теоретические основы использования социальных сервисов при обучении школьников 1

Глава 1. Теоретические основы использования социальных сервисов при обучении школьников 1

Основным требованием к овладению информатики в соответствии с

Основным требованием к овладению информатики в соответствии с

А.В. Палкова «Социальный сервис – это специальные компьютерные ресурсы в

А.В. Палкова «Социальный сервис – это специальные компьютерные ресурсы в

Не вызывает сомнения то, что многие из вышеперечисленных социальных сервисов обладают явным образовательным потенциалом и могут быть использованы в педагогической практике

Не вызывает сомнения то, что многие из вышеперечисленных социальных сервисов обладают явным образовательным потенциалом и могут быть использованы в педагогической практике

Дневник.ру – это социальный сервис, который позволяет создать общую образовательную сеть для учителей, учеников и их родителей

Дневник.ру – это социальный сервис, который позволяет создать общую образовательную сеть для учителей, учеников и их родителей

Использование открытых, свободных интерактивных ресурсов

Использование открытых, свободных интерактивных ресурсов

Представлена единая система общих целей применения социальных сервисов в обучении: « 1

Представлена единая система общих целей применения социальных сервисов в обучении: « 1

Данные виды учебной деятельности, реализуемые с помощью социальных сервисов, показывают многообразие способов использования в

Данные виды учебной деятельности, реализуемые с помощью социальных сервисов, показывают многообразие способов использования в

Как утверждает О. Г. Пронина, существуют четыре основных аспекта, благодаря которым становится возможным внедрения социальных сервисов в образовательную среду

Как утверждает О. Г. Пронина, существуют четыре основных аспекта, благодаря которым становится возможным внедрения социальных сервисов в образовательную среду

Сотрудничество. В данном аспекте подразумевается возможность коммуникации между пользователями сети с помощью социальных сервисов

Сотрудничество. В данном аспекте подразумевается возможность коммуникации между пользователями сети с помощью социальных сервисов

Интернет между компьютерами. Онлайн общение способствует развитию коммуникативной компетенции» [4]

Интернет между компьютерами. Онлайн общение способствует развитию коммуникативной компетенции» [4]

Интернет. Кроме того, нами была рассмотрена классификация отдельной группы социальных сервисов – образовательные сервисы

Интернет. Кроме того, нами была рассмотрена классификация отдельной группы социальных сервисов – образовательные сервисы

Глава 2. Методика организации обучения школьников с использованием социальных сервисов по теме «Телекоммуникационные технологии» 2

Глава 2. Методика организации обучения школьников с использованием социальных сервисов по теме «Телекоммуникационные технологии» 2

Социальные сервисы при обучении школьников теме Телекоммуникационные технологии

Социальные сервисы при обучении школьников теме Телекоммуникационные технологии

Таблица 3 – Фрагмент технологической карты урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики

Таблица 3 – Фрагмент технологической карты урока по теме «Телекоммуникационные технологии» на уроке информатики

Продолжение таблицы 3 Планируемые образовательные результаты

Продолжение таблицы 3 Планируемые образовательные результаты

Этап актуализации и пробного учебного действия

Этап актуализации и пробного учебного действия

Этап самостоятельной работы.

Этап самостоятельной работы.

Разработка методических рекомендаций для организации обучения с социальными сервисами

Разработка методических рекомендаций для организации обучения с социальными сервисами

Учитель должен для обучающихся подбирать задания последовательно

Учитель должен для обучающихся подбирать задания последовательно

Чей комикс лучше: соревнование можно провести как среди учащихся одного класса, так и среди разных классов / групп

Чей комикс лучше: соревнование можно провести как среди учащихся одного класса, так и среди разных классов / групп

Таким образом, в результате использования социальных сервисов стимулируется познавательный интерес у обучающихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, все это позволяет индивидуализировать и дифференцировать…

Таким образом, в результате использования социальных сервисов стимулируется познавательный интерес у обучающихся, повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы, все это позволяет индивидуализировать и дифференцировать…

В рамках практической части данной курсовой работы был разработан фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии», который направлен на применение социальных сервисов в обучении школьников

В рамках практической части данной курсовой работы был разработан фрагмент урока по теме «Телекоммуникационные технологии», который направлен на применение социальных сервисов в обучении школьников

Список литературных и интернет-источников 1

Список литературных и интернет-источников 1

Андреева И.А. Обучение говорению старшеклассников на уроках английского языка на основе информационных технологий /

Андреева И.А. Обучение говорению старшеклассников на уроках английского языка на основе информационных технологий /

Иностранные языки в школе. — 2016

Иностранные языки в школе. — 2016

Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе

Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022