Методика социальных историй в
работе специалистов по
поведенческому анализу
1. Предупредельная методика (зная заранее
трудности ребенка мы предвосхищаем
проблемную ситуацию. Поездка на поезде, поход
с классом в театр, мы можем проговорить и
обсудить варианты поведения в той или иной
ситуации)
2. Обучающая методика ( в результате происходит
научение новому социальному навыку)
3. Реактивная методика (поведение произошло и
мы анализируем почему)Методика социальных историй в
работе специалистов по
поведенческому анализу
1. Предупредельная методика (зная заранее
трудности ребенка мы предвосхищаем
проблемную ситуацию. Поездка на поезде, поход
с классом в театр, мы можем проговорить и
обсудить варианты поведения в той или иной
ситуации)
2. Обучающая методика ( в результате происходит
научение новому социальному навыку)
3. Реактивная методика (поведение произошло и
мы анализируем почему)
Это методика которая широко
используется в
разных направлениях работы с
поведением
Кэрол Грэй – в 1991году впервые
разработала и применила
социальные истории для детей
и подростков с аутизмом.
•
Социальные истории
• Являются описанием жизненной ситуации,
события или деятельности с участием
или другого персонажа его заменяющего.
• В некоторых случаях социальная история
ребенка
может
включать информацию:
• Чего можно ожидать в этой ситуации
• А также варианты социально одобряемого
•
Почему
поведения
Методика социальных историй в
работе специалистов по
поведенческому анализу
1. Предупредельная методика (зная заранее
трудности ребенка мы предвосхищаем
проблемную ситуацию. Поездка на поезде,
с классом в театр, мы можем проговорить и
обсудить варианты поведения в той или иной
поход
ситуации)
происходит
2. Обучающая методика ( в результате
научение новому социальному навыку)
3. Реактивная методика (поведение
произошло и
мы анализируем почему)
В каких ситуациях могут помочь социальные
истории?
• После переживания драматического события
или сложной стрессовой ситуации (смерть
близкого человека или животного, авария,
разбитая коленка, падение с велосипеда,
начало занятий в садике или в школе)
• При сложностях при переходе от одного
вида
деятельности к другому
• Когда у ребенка есть сложности с
восприятием
информации на слух
• В обучении новым знаниям и навыкам
Правила написания социальных
1. Выберите событие или
историй
конкретную
ситуацию
социальные
Мы
кино,
кафе…)
Мы не начинаем писать
истории о проблемных моментах.
пишем обычные истории о
ребенке (как
мы ходили в магазин, зоопарк,
Правила написания социальных
историй
2. Выберете конкретного персонажа
КАК ВЫБИРАТЬ ПЕРСОНАЖ?
Это может быть ребенок
Бывают ситуации когда нужно изменить
имя ребенка, пол, главного персонажа на
животное или предмет…Например
ситуация когда он был наказан, было
стыдно..или мы видим что ребенку не
приятно слушать.
Правила написания социальных
историй
• Описание должно быть простым,
буквально и конкретно предельным.
• Простые слова
• Знакомые слова
• Длина истории зависит от уровня
понимания ребенка, усидчивости,
наличия
навыка слушать.
• Важно не читать нотация и не
укорять
ребенка
Правила написания социальных
историй
4. Включите в историю конкретные детали
которые будут напоминать о событии о
котором Вы пишете. Это могут быть:
• Цвет одежды
• Еда
• Запахи
• Звуки
• Игрушки
• Место
• Фотографии места и конкретных
предметов
Что происходит при использовании
социальной истории?
1. Интеграция информации
• Событие разбивается по шагам
• Вербальное и визуальное представление
события.
2. Обучение альтернативным поведениям
• (например, выражение злости социально
одобряемыми способами)
3. Получение новых знаний (как реагировать)
4. Знакомство с новыми правилами
(расписание
дня)
• Пример социальной истории о
Пример№1
приятном
событии из жизни ребенка. Ребенок
часто
перечитывает эту историю.
Останавливается на деталях.
Рассматривает
фотографии. Вначале развлекательный
центр был совершенно нейтральным
местом, а сейчас отсроченным
поощрением.
Как мы знакомим ребенка с
социальной историей?
Как мы знакомим ребенка с
социальной историей
• Выберете время когда ребенок спокоен и
готов слушать историю
• Скажите ребенку что это написали Вы
специально для него
• Читайте историю медленно,
доброжелательно
и если он протестует, отложите ее на потом.
• Составьте таблицу в которую Вы будете
записывать результаты работы (частота и
интенсивность поведения до и после
истории,
отмечайте дату прочтения)
Пример №2
• Пример социальной истории
предупреждающей
нежелательное
место,
неделю до
поведение. Ребенку предстояла
длительная
консультация у психолога. Новое
новый человек. Составлялась за
• Пример обучающей социальной истории о
дружбе. Когда он хотел играть – начинал
трогать детей. Когда не хотел играть
грубо и резко отталкивал. Читали историю
утром в обед и вечером. Я специально
моделировала ситуации в которых к
ребенку подходили одноклассники и
предлагали поиграть. Или наоборот
создавала ситуации когда он
Пример № 3
интересовался
деятельностью детей.
Социальная история продвинутый уровень.
«Иногда я могу увидеть страшный сон, когда я
сплю.
порядке.»
Ночные кошмары – то же, что и сон, только
страшнее. События в ночном кошмаре не
происходят на самом деле. Это как картинки в
моей голове. Это нормально, если я испугаюсь. Я
могу попробовать сказать себе: «Это все в моей
голове, это просто сон». Взрослые тоже могут
помочь детям, если им снятся плохие сны. Это
нормально, если я попрошу помощи у взрослого.
Когда я проснусь, я увижу, что я в полном
Пример №5
•
Когда меня зовет взрослый
• Когда взрослый зовет меня, то мне нужно
прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.
• Возможно, что взрослый хочет сказать мне то,
что мне нужно срочно узнать.
• Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне
• Взрослым не нравятся дети, которые их не
нужно знать.
слушают.
• Я буду слушать взрослых.
Повторение
1. Выберете событие или конкретную ситуацию
2. Выберете конкретного персонажа
3. Просто и доступно опишите ситуацию (в первом
лице Я или в третьем ОН ОНА)
4. Обязательно включите в свою историю детали
5. История пишется позитивным языком с позитивно
поданным описанием ответов и поведений.
6. История может содержать иллюстрации для того
чтобы пояснять и улучшать понимание текста
7. История содержит несколько типов предложений
которые приняты в методике (описательные,
перспективные, директивные)
Перспективные предложения
• Этот тип предложений описывает
реакции
других людей, чтобы человек узнал точку
зрения окружающих на эту ситуацию. Эти
предложения описывают внутренние
состояния людей, их мысли, чувства и
настроение.
• Детям это не приятно…
• Люди могут подумать что я невежа…
• Мама очень огорчилась…
Описательные предложения
• рассказывают о том, что люди
делают в
конкретных социальных
ситуациях, и
определяют, где эти ситуации
происходят,
кто в них участвует, что эти
люди делают и
почему.
Директивные предложения
• Директивные предложения описывают
желательный или подходящий образ
действий в данной ситуации. Такие
предложения строятся в утвердительной
форме, объясняя в позитивных терминах,
какое поведение является желательным.
• Я попытаюсь оставаться спокойным….
• Я буду…
Примеры
• Социальная история Как
здороваться
• Социальная история Как
пользоваться
салфетками
злюсь
• Социальная история Когда я
• Социальная история Об
уважении
Интернет-ресурсы
http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07
/330026694634_54d8732d6afa.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/valenta-mog.
133/0_6dcfa_54f39f53_orig.jpg