Род, Родина, родник, родня – все это слова одного корня. Родник – значит приникший к роду. А отошел или, хуже того, предал его, и иссяк твой род, прервался. Словно илом затягивается душа человеческая, как и когда-то чистый и звонкий ручеек в овраге. Время как будто останавливается, замедляет свой бег. А родник томительно ждет своего часа, своего человека с незамутненной душой, который помнит и чтит свои корни. Бесценный дар приносит родниковый ключ человеку, не требуя взамен ничего, кроме бережного к себе отношения. А люди, привыкая к нему, начинают воспринимать его как нечто само собой разумеющееся, порой и забывают о своем роднике, забывая о том, что ему обязаны целые поколения, выросшие возле него. Актуальность нашего проекта заключается в том, что мы привлекаем внимание учащихся нашей школы и жителей села к защите родника.
Актуальность
Задачи проекта:- формировать понимание взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной системе;- формировать усиления внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе;- формировать активную жизненную позицию, желание быть неравнодушным к судьбе своей малой Родины, ее экологическому состоянию.
Этапы проекта1 этап. Ознакомление учащихся с темой проекта.2 этап. Постановка проблемного вопроса. Деление на группы . 3 этап. Работа групп со своими заданиями. 4 этап. Очистка и благоустройство родника.5 этап. Информирование населения о проведенных мероприятиях и результатах акций.
реализация проекта
Однажды классный час Елена Николаевна начала с прочтения этой сказки:
«Слезы родника»
Давным-давно появился на улице Крейдянка Родничок. Сначала он был маленьким ключом и радовался солнышку и воздуху. А потом его заметили добрые люди и помогли ему подрасти, расчистив и расширив его. И Родник щедро отблагодарил их, подарив свою чистейшую воду.
Каждое утро шли казинчане к Роднику за водой, а он встречал их своим звенящим смехом. И каждый, кто брал его воду, не забывал говорить «Спасибо».
Шли годы, и Родник стал замечать, что все вокруг меняется. Люди стали не такими добрыми, как раньше: кто-то забудет поблагодарить его, а кто-то и мусор бросит у берега. И вот наступил день, когда по дороге над родничком проехал первый автомобиль. От выхлопных газов родничок чихнул. Уж слишком близко была от него дорога! Стало Родничку грустно.
Но это было только начало его бед. Вскоре люди вообще перестали благодарить его за воду, на берегу и даже в воде появлялось все больше мусора, а по дороге стало ездить так много автомобилей, что Родник стал просто задыхаться от выхлопных газов.
Родничок долго терпел все эти напасти, но вот настал предел его терпению и он горько заплакал. Но никто не видел его слез, потому что родники плачут беззвучно, незаметно. И только люди, приходящие за водой, заметили, что вода стала как будто немного соленой.
До наших дней непрерывно льются соленые слезы родника, и никто на свете не хочет ему помочь…
- Ребята, а можете ли вы придумать такое продолжение этой сказки, чтобы Родничок снова смеялся? – закончила сказку Елена Николаевна.
Такая же участь может постичь и наш родник.
Испокон веков родник у человека пользуется особым вниманием и любовью. Родники любят и ценят за то, что они дают начало малым и большим рекам нашей планеты Земля, и за удивительно вкусную, чистую и прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками из поколения в поколение передавалась любовь к родникам. Ведь их судьба в руках человека! К сожалению, не все проявляют заботу об окружающей среде: раскидывают бутылки, разжигают костры и т.д. Наш родник может разделить судьбу Родничка из сказки «Слёзы Родничка», которую нам прочитала Елена Николаевна.
Поэтому мы решили заняться этим вопросом.
Класс разделился на группы:
Теоретики
Литераторы
Редколлегия
Отчёт теоретиков.
Из истории родников
Родники по славянским поверьям – «глаза земли», впитывающие особым образом её силу. ... Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение. Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из - под земли. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой в мороз, не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится.
О родниках в старину слагали легенды, с ними связывают особые предания, приметы. Студеной воде из этих ключей приписывали волшебную силу. В прошлом почитали, чистили, заботились о родниках. Обычно весной 22 апреля, люди обходили родники и при этом говорили: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути внешние». На рождество пресвятой Богородицы женщины встречали осень у воды родниковой: «Богородица пречистая, - просили они, - избавь от маеты, беды от души отведи». А вода, набранная в источнике, в ночь на 19 января обладает чудодейственной силой: исцеляет от болезней, придает силу, заряжает энергией. Православный народ использует ее в течение всего года. Воду дают больным, с ее помощью отваживают любое бедствие от дома. Освященная вода из родника кристально чистая остается долгое время, не мутнеет и не дает осадка.
Откуда же берутся родники?
Выпадает дождь на поверхность земли или растает снег, часть воды испарится, часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, плохо пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Как только подземная вода дойдёт до обнажения обрыва, она выйдет на поверхность.
Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками или ключами. Чаще всего подземные воды выходят на поверхность земли вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли бывает мутной. Но, просочившись сквозь почву, камни песок, она очищается.
Отчёт литераторов.
Некоторые участники группы попробовали себя в роли поэтов.
Возле речки, в Боровом
Течёт родник холодный.
Чтоб напоить людей водой
Прозрачной, чистой, вкусной.
Дюсенбаева Инга, 2 класс.
К роднику ходим с бабулей,
И вздыхаем по пути:
Дорогие Боровчане,
Но зачем вы мусорите?
Родничок наш очень нежный,
Он так трепетно журчит.
Его нужно охранять,
Сберегать и очищать!
Лысова Надежда, 2 класс
Родничок мы убираем,
Родничок оберегаем.
Очень любим мы его,
чистого такого.
Что бы было так всегда
Очень мы мечтаем!
Дюсенбаева Инга, 2 класс
Живёт у нас родник.
В нём вкусная, холодная водица.
Живи и радуй нас, родник!
Позволь нам всем тобой напиться!
Анчукова Анастасия , 2 класс
Наш родник – он самый лучший.
Он наш самый лучший друг.
Нам здоровье, силу давший,
Нас спасёт от всех недуг.
Рыбникова Юлиана, 2 класс.
Родничок – Божий дар,
Боровчанам в радость дан.
Чистая водица
С водопроводной не сравнится!
Муртазалиева Наида, 2 класс.
Родник шумит,
Родник бурлит.
Он снова чист,
Он снова жив!
Кимибаева Дана, 2 класс
Родник – замечательный ручей,
Прозрачен, чист и полон света.
Бежать он будет всё быстрей
От тёмной ночи до рассвета.
Мусифуллина Дина, 2 класс
У нас за садом есть река.
В ней бьют сильнейшие ключи.
В них светло-чистая вода
И очень весело журчит.
Краснова Полина, 2 класс
А некоторые нашли много интересного в Устном творчестве разных народов:
Вода мутная от самого родника. (Персидская пословица)
Если исток родника чист, то и устье у него чистое. (Монгольская пословица)
Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду? (Армянская пословица)
Из высохшего родника воды не напьёшься. (Армянская пословица)
Как не мути родник, он все равно очистится. (Осетинская пословица)
Пей воду – и не мути родник. (Таджикская пословица)
Сидеть у родника и воды не пить – так не бывает. (Лакская пословица)
Умный человек подобен роднику. (Русская пословица)
Очистка родника.
Приводить родник в порядок дети решили вместе с родителями в удобное для них время.
Юлиана Рыбникова не только активно убирала территорию вокруг родника с семьёй, но и предоставила отличный фотоколлаж.
Заключительным этапом нашей работы стало расклеивание призывов на тумбах на территории посёлка, и установка таблички у родника.
Родничок мы расчищаем.
И вас, люди, призываем:
Родники не загрязняйте!
Мусор в воду не бросайте!
Выводы: Поставленные в проекте цели были достигнуты, задачи выполнены. Работа в процессе выполнения проекта помогла нам в развитии и совершенствовании трудовых навыков, благодаря чему мы смогли убрать и благоустроить территорию родника;
В ходе выполнения проекта был найден, расчищен и облагорожен родник в с. Боровое. Проект показал значимость и важность проблемы сохранения природного богатства Родного края.
В целом мы думаем о том, что сделали сообща одно, но очень важное для природы дело.
Интернет- ресурсы
Фон –http://www.hqoboi.com/img/other2/svobodnaya-tematika_195.jpg
Бабочка- http://f-picture.net/lfp/s55.radikal.ru/i150/1107/cb/9858ef343a07.png/htm-
Земной шар – http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/37366204.57d/0_124eb5_933a03bb_L.png
Ромашка - http://img-fotki.yandex.ru/get/5906/valenta-mog.1df/0_7cb24_b2c1ae50_L.png
Звезды - http://kira-scrap.ru/KATALOG/OFORMLENIE/1/0_8ba16_f0ee499e_L.png
Дымка (сеялки) -http://img-fotki.yandex.ru/get/9512/16969765.1e5/0_8ba0d_a93542ba_orig.png
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.