Организация деятельности обучающихся
в социально - значимых проектах.
Авторы проекта:
учащиеся МБОУ СОШ № 16 г. Пятигорска:
Покормяк София Владимировна 10 «А»,
Даценко Людмила Алексеевна 10 «А»,
Калмыков Михаил Александрович 9 «Б»,
Зацарин Генрих Витальевич 9 «А»,
Голионцев Александр Алексеевич 9 «А»
Калмыкова Юлия Александровна 8 «Б»,
Кутюхина Полина Вячеславовна 8“Б”,
Тавакалян Армине Арсеновна 8 «Б»
Руководитель проекта:
Учитель изобразительного искусства и МХК
Лазарева Анна Михайловна
Проект «Мы – за здоровый образ жизни!»
Автор: Лазарева Анна Михайловна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №16 г. Пятигорска, Ставропольского края.
Описание материала: предлагаю вам проект «Мы - за здоровый образ жизни!». Данный проект разработан с использованием здоровьесберегающих технологий и реализует системно - деятельностный подход в воспитательном процессе. Проект направлен на расширение знаний социально-биологических и психологических основ ЗОЖ, воспитание осознанного понимания экологической культуры человека и может быть взят за основу для организации внеурочной деятельности класса любой параллели.
Проект «Мы – за здоровый образ жизни!»
Паспорт проекта
Направление проектирования: «Здоровьесбережение и здоровый образ жизни»
Информация о заявителе: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 16 города Пятигорска Ставропольского края.
Автор и руководитель проекта: Лазарева А.М., учитель изобразительного искусства.
Партнёры:
1. родители учащихся
2. учителя школы
3. школьный медработник
4. представители учреждений дополнительного образования
Участники проекта:
Учащиеся старших классов
Сроки реализации проекта:
Предполагаемая дата начала проекта: сентябрь 2014 г.
Предполагаемая дата окончания проекта: май 2015 г.
Продолжительность проекта: учебный год
Краткое содержание идеи проекта
Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Проект предполагает повышение уровня информированности о деятельности детских учреждений дополнительного образования г. Пятигорска, предоставляющих возможность активного и полезного проведения свободного времени, развития творческих способностей учащихся. Проект способствует формированию негативного отношения к алкоголю, курению, наркотикам, даёт возможность получить знания о правильном питании.
Совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Проект стимулирует школьников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Цель: расширение знаний социально-биологических и психологических основ ЗОЖ, воспитание осознанного понимания экологической культуры человека.
Задачи:
- Познакомить учащихся с деятельностью детских центров дополнительного образования с целью повышения мотивации к занятиям спортом и ведению активного образа жизни.
- Способствовать повышению информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Содействовать формированию личной ответственности за собственное здоровье.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать.
2. Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
3. Снижение уровня заболеваемости в классе
Деятельность в рамках проекта
1. Реализация проекта начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо изучить медицинские карты, поговорить с фельдшером школы о группах здоровья, с учителем физического воспитания о показателях физической подготовки учащихся.
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения их желания участвовать в проекте, и что они хотели бы узнать по теме проекта.
3. Родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта.
4. Малый педсовет с учителями, работающими в классе с целью выяснения их заинтересованности в данном проекте.
5. Формирование групп с учётом интересов, индивидуальных особенностей, личных симпатий и распределение заданий и обязанностей внутри группы
Учащиеся делятся на 4 группы, распределяются задания внутри группы (получение и обработка информации, оформление, презентация).
Первая группа должна узнать о ЗОЖ, собрать информацию о режиме дня, составить буклеты и проспекты о ЗОЖ. Им предстоит подготовить и провести спортивные соревнования и подготовить комплекс общеукрепляющих физических упражнений.
Вторая группа получает аналогичное задание собрать информацию о деятельности дома детского творчества в городе Пятигорске. Учащимся этой группы поручается собрать материал для альбома «Моё свободное время» и подготовить его презентацию.
Третья группа должна посетить детскую юношескую спортшколу, договориться с представителем спортшколы о проведении лекции, приобрести видеофильм и научно-популярную литературу о спорте. Четвёртой группе поручается собрать информацию о здоровой пище и режиме питания. Для этого им необходимо воспользоваться Интернетом, поработать в библиотеке, побеседовать с фельдшером школы.
В подготовке и проведении театрализованного представления «Суд над вредными привычками» предполагается задействовать всех участников проекта.
Контроль
В ходе реализации проекта необходимо осуществлять промежуточный контроль в форме отчётов всех участников проекта, которые показывают уровень подготовки и помогают своевременно выявить возможные разногласия и противоречия, мешающие выполнению проекта. Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется учителем, родителями, самими участниками проекта.
План-график мероприятий
1. Оформление информационного стенда о деятельности спортшкол города Пятигорска - сентябрь.
2. Лекция «Жизнь без наркотиков» с использованием видеофильма - октябрь.
3. Презентация фотоальбома «Моё свободное время» - ноябрь.
4. Театрализованное представление «Суд над вредными привычками» - декабрь.
5. Спортивные соревнования «Весёлые старты» - февраль.
6. Лекция–презентация на тему «Ты – то, что ты ешь!» - март.
7. Конкурс на лучшее вкусное и полезное блюдо – апрель - май.
8. Разработка комплекса общеукрепляющих физических упражнений. Создание видеофильма – май – июнь.
Показатели:
Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у школьников правильного понимания здорового образа жизни.
Основными показателями такого критерия будут служить:
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Информированность по теме проекта.
- Активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам).
Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся и родителей на разных этапах реализации проекта, анализ результатов.
Устойчивость проекта
Учитывая актуальность направления, данный проект может быть продолжен и расширен. Данный проект может быть использован или взят за основу классными руководителями любого класса для организации внеурочной деятельности.
Литература:
1. Журнал «Классный руководитель».
2. Е. С. Полат «Обучение в сотрудничестве» («ИЯШ» 2013 № 1)
3. «Физкультура и закаливание в семье» (М. 2013)
4. А. А. Леонтьев «Психология общения» (М. 2014)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«Мы за здоровый образ жизни!» |
Срок реализации |
Проект рассчитан на семь месяцев 2014-2015 учебного года |
Год разработки |
сентябрь 2014 |
Исполнители |
Учащиеся школы, родители |
Цель |
Помочь учащимся укрепить здоровье, развивать чувство неприязни к курению, алкоголю, наркотикам, а также формировать готовность к интерактивному взаимодействию, развивать навыки совместной деятельности в различных жизненных ситуациях |
Задачи |
1. Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью 2. Формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам; 3. Формирование личной стратегии жизни подростка; 4. Пропаганда здорового образа жизни. |
Ожидаемые результаты |
Современный ребёнок – это здоровый человек: - физически развитый; - не имеющий вредных привычек; - имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни; - отрицательно относящийся к курению, алкоголю, наркотикам. |
Обоснование проекта
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека не только способности к творческому мышлению, инициативности, но и самостоятельности в принятии решений. Это касается и ведения здорового образа жизни.
В мире много соблазнов, которые рекламирует телевидение. И не всегда они положительно влияют на здоровье человека. Все это касается не только рекламы табака и алкоголя, но и продуктов питания. Не секрет, что многие родители, не подозревая об опасности, с радостью покупают своим детям чипсы, конфеты, газированные напитки, дают попробовать пиво, шампанское, вино, курят в присутствии своих детей, зачастую даже не выходя их квартиры. В результате с раннего возраста организм ребенка привыкает к запаху табачного дыма, к вкусу алкогольных напитков, продуктов, содержащих ароматизаторы, красители и усилители вкуса. Впоследствии возникают проблемы, связанные со здоровьем.
Одни врачи справиться с этой проблемой не в состоянии, поэтому родители, классные руководители и сами учащиеся должны больше уделять внимания пропаганде здорового образа.
В нашей команде собрались единомышленники из разных возрастных категорий. Все мы не равнодушны к проблеме, которая встает перед подрастающим поколением. В условиях нашей школы, да и любого другого учебного заведения, можно найти способ влиять на еще не окрепшее сознание детей и подростков, изменить их отношение к питанию и пагубному влиянию курения, алкоголя и наркотиков.
Статистика показывает, что индивидуальное здоровье зависит от наследственности – около 20%, от индивидуального образа жизни – 50%, от медицины – 10%, от окружающей среды – 20%.
В основном здоровье человека зависит от индивидуального образа жизни, поэтому мы решили разработать проект, посвященный этой проблеме. Так как социум сильнее одноразового мероприятия, и мы решились на это проект. Пока он рассчитан на один год, и, если у нас получится осуществить задуманное, найти единомышленников еще, мы продолжим свою работу.
Цель и задачи проекта
Отсюда вытекает главная цель:
- содействовать распространению здорового образа жизни, снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками, табаком и алкоголем.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- объединить детей, подростков, взрослых на решение единой проблемы: привитие себе и окружающим культуры питания, негативного отношения к вредным привычкам;
- формировать потребность к самосовершенствованию, способность успешно адаптироваться в окружающем мире;
- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.
Участники проекта
В успешной реализации проекта могут быть заинтересованы представители разных групп общественности. Среди участников проекта:
1. Учащиеся школы;
2. Родители учащихся;
3. Учителя, классные руководители, администрация школы.
Механизмы реализации
Проект реализуется посредством проведения разных мероприятий, проводимых в школе.
Работа по разработке и реализации плана мероприятий школы должна сопровождаться участием не только учащихся нашей команды, учителей-предметников, классных руководителей, преподавателей дополнительного образования, кружковцев, но и родителей учащихся.
По завершении действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов.
Мероприятия по реализации проекта
№
|
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные
|
1 |
Формирование школьной волонтерской команды |
сентябрь |
Учитель изобразительного искусства Лазарева А.М., зам.директора по ВР, классные руководители, учащиеся |
2 |
Подбор материала для проведения цикла классных часов о вреде курения, пагубном воздействии алкоголя на организм, об основах правильного питания, о пользе занятий спортом. |
0ктябрь-апрель |
Участники волонтерской команды |
3 |
Классные часы, беседы |
Октябрь-май |
Классные руководители, участники волонтерской команды |
4 |
Выступления на классных часах волонтеров по теме: «Я расскажу о проблеме» |
Ноябрь-май |
Участники волонтерской команды |
5 |
Организация различных спортивных соревнований между учащимися школы |
Февраль |
Классные руководители, учителя физкультуры, участники волонтерской команды |
6 |
Конкурс плакатов о ЗОЖ |
Осень, весна |
Администрация школы, классные руководители |
7 |
Подготовка бюллетеней, посвященных ЗОЖ |
Январь, февраль |
Участники волонтерской команды |
8 |
Участие в различных школьных и городских мероприятиях, посвященных ЗОЖ |
В течение учебного года |
Участники волонтерской команды |
9 |
Подведение итогов, отчет |
апрель |
Участники волонтерской команды |
Ресурсное обеспечение Проекта
Финансирование Проекта осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств, спонсорской помощи. Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства заместитель директора по воспитательной работе.
Этапы реализации проекта
Продолжительность проекта - 7 месяцев. Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.
Подготовительный этап
В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы школы, план работы для каждого класса. Указываются мероприятия на каждую неделю, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций к теоретическим конкурсам.
Организационный этап
Формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся.
Практический этап
Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Заключительный этап
На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся. Проводится публичная презентация полученных результатов.
Оценка проекта
Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование, тестирование для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни), которое проводится в конце года.
Практическая направленность проекта
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем – в выборе жизненного пути. Разумеется, результативность проектов подобного рода сложно отследить, но работа такого характера нужна.
Быть здоровым – это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию.
Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе.
Здоровый человек – здоровое общество. На примере данного проекта мы показали, что всё зависит от человека, от его образа и стиля жизни. Мы хотели сформировать в каждом позитивный образ жизни, чтобы каждый пришёл к мысли: «Здоровым быть модно!»
Ожидаемые результаты
Современный подросток – это здоровый человек:
§ Физически развитый;
§ Не имеющий вредных привычек;
§ Владеющий приёмами и способами оздоровления своего организма;
§ Имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни;
§ Отрицательно относящийся к курению, алкоголю, наркотикам.
Информация о ходе реализации проекта.
В ходе реализации настоящего проекта была сформирована команда из следующих учащихся МБОУ СОШ № 16 г. Пятигорска:
Покормяк София Владимировна 10 «А»,
Даценко Людмила Алексеевна 10 «А»,
Калмыков Михаил Александрович 9 «Б»,
Зацарин Генрих Витальевич 9 «А»,
Голионцев Александр Алексеевич 9 «А»
Калмыкова Юлия Александровна 8 «Б»,
Кутюхина Полина Вячеславовна 8 “Б”,
Тавакалян Армине Арсеновна 8 «Б»
Руководитель и инициатор проекта – учитель ИЗО Лазарева А.М..
В ходе подбора материала для проведения цикла классных часов о вреде курения, пагубном воздействии алкоголя на организм, об основах правильного питания и о пользе занятий спортом предполагалось готовить выступление агитбригады, проведение волонтерами классных часов и различных мероприятий. Изучив доступные материалы из сети Интернет выяснилось, что можно найти много уже готовых вполне удачных презентаций и готовых видеороликов нужной направленности. Каждому участнику команды было дано задание подобрать подходящий материал и предоставить его на обсуждение нашей команды.
После продолжительной работы и рассмотрения материалов был составлен более подробный план работы с открытыми датами, так как все действия ребят необходимо было согласовывать с классными руководителями, и конечно же, учитывалась внеурочная занятость участников команды. Итак, ПЛАН:
СЕНТЯБРЬ
Формирование школьной волонтерской команды «Друзья»
ОКТЯБРЬ
Подбор материалов для агитационной работы
НОЯБРЬ
Тема месяца «Я то, что я ем»
Проведены классные часы во 2-5-х классах на тему «Я то, что я ем»…
Учащимся 1-5-х классов было предложено зарегистрироваться на сайте зачётах.
ДЕКАБРЬ
Здесь учащиеся разных возрастных категорий могут самостоятельно принять участие во всероссийской игре «Город здоровья» и в течение учебного года выполнять различные задания переходя с одного этапа на другой. Игра «Город здоровья» - хорошая альтернатива тем играм, в которых пропагандируется «нездоровый образ жизни» и сюжеты, разрушающие психику ребенка. Игра довольно интересная и учащиеся после регистрации начала игры весело делятся своими впечатлениями.
ФЕВРАЛЬ
Организация спортивных соревнований: «Весёлые старты»(1-2 классы)
«Малые Олимпийские игры»(3-4 классы),
«Богатырская сила»(5-7 классы), «А ну-ка, парни!»(8-11 классы).
МАРТ
1)Конкурс плакатов о ЗОЖ .
2)Классные часы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма:
«Будь здоров»
«Советы доктора Айболита»
«Дети и сигареты»
АПРЕЛЬ
Подведение итогов проекта.
Круглый стол «Мы за здоровый образ жизни: итоги и перспективы».
Заключение
В заключении можно сказать, что нами была проведена колоссальная работа. И, конечно же, мы справились.
Мы поняли, что труд наш не напрасен и нельзя закрывать этот проект апрелем 2015. В следующем учебном году мы подготовим новую программу и выступим с новыми идеями.
Наше будущее – в наших руках!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.