Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.05.2019
Школьный буллинг – это серьезная, но не новая проблема. Подвергнуться буллингу может любой. При проявлениях буллинг в классе нарушается психологическая безопасность всех участников образовательного процесса. Что совершенно не способствует процессу обучения?
Целью данного проекта является профилактика проявлений буллинга в подростковой среде и оказание помощи подросткам, ставшим жертвами буллинга и кибербуллинга.
социальный проект по буллингу.docx
Социальный проект
«Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении»
Анотация проекта
Школьный буллинг – это серьезная социально – педагогическая проблема. Но она не
нова. Любой ребенок может подвергаться буллингу не по своей вине. Дети относятся жестоко
друг по отношению к другу из поколения в поколение. Часто в классе, где происходит буллинг,
страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники. Безопасность
социума нарушается для всех. Способствует ли это процессу обучения? Нет.
Данный проект в первую очередь нацелен на предотвращение проявлений буллинга в
подростковой среде и оказание помощи подросткам, ставшим жертвами буллинга, а также
призван воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди дете и подростков
йй
в качестве меры предотвращения кибербуллинга. Основная идея проекта заключается в 1)
организации и проведении уроковтренингов для школьников, родителе и педагогов, форум
йй
театр, 2)
информационнопросветительской работе, включающей: сбор и публикацию
актуальнои статистики о проблеме, размещение на сайте гимназии статеи из Законодательства
РФ по теме буллинга и кибербуллинга, советы и рекомендации по предотвращению буллинга и
кибербуллинга и защите от него, успешные кеисы — интервью с теми, кто смог успешно
справиться с подобными проблемами в своеи жизни, 3) организации почты доверия и
почтальонов доверия.
Урокитренинги будут ориентированы на 3 целевые аудитории: школьников (учащихся
78 классов), родителеи и педагогов. Тренерами для школьников могут выступать помимо
социального педагога и психолога лидеры мнений и молодые эксперты, что позволит построить
с детьми и подростками доверительный диалог.
Наиболее значимые ожидаемые результаты: проект позволит оказать помощь
подросткам, пострадавшим от буллинга, проинформировать педагогов и родителей о важности
проблемы, проконсультировать о возможных стратегиях поведения, воспитать цифровую
культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков, предотвратить возможные
проявления буллинга среди учащихся 8х классов.
Реализация проекта предусматривает три этапа: подготовительный (январь 2019г),
организация (февральмарт 2019г), обобщение и распространение опыта (апрель 2019) Сумма, запрашиваемая на реализацию проекта 25000 рублей. Требуются призы для
участников и победителей конкурсов. Это могут быть брендированные чашки, футболки,
кепки, блокноты, билеты в кино. Также инициаторы проекта ищут интересных спикеров,
которые готовы провести беседы на тему противодействия буллингу. Гимназия берет на себя
затраты, связанные с распечаткой материалов, задействованию оргтехники.
Обоснование необходимости проекта.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным
детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют
это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена для разрядки
детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.
Последние
исследования показали, что от буллинга страдают до 20 % школьников.
Буллинг (bullying, от анг. bully хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в
скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация,
травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как: длительный процесс
сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или
группы детей к другому ребенку (другим детям).
Выделяют несколько типов буллинга:
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как
одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов,
выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе,
интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи,
портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и
даже проклятиях. Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется
в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный
адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и
общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по
телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со
стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в
формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может
безнаказанно убивать и бить.
2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют
справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги
опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии
других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо
учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение
буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой
квалификацией.
Социальная структура буллинга: преследователь (булли), жертва, наблюдатель.
Дети – булли (по Д.Ольвеусу):
дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей. Не
умеющие сочувствовать своим жертвам. Физически сильные. Легко возбудимые,
импульсивные, с агрессивным поведением. Мечтающие быть лидерами в классе. Желающие
быть в центре внимания. Уверенные в своем превосходстве над жертвой. Агрессивные дети,
самоутверждающиеся в жертве. Со слабым контролем. Интуитивно чувствующие – какие
одноклассники не окажут им сопротивление.
Союзники булли:
боящиеся быть на месте жертвы, не желающие выделяться из толпы одноклассников,
дорожащие своими отношениями с лидерами, поддающиеся сильному влиянию, не умеющие
сопереживать и сочувствовать другим. Безинициативные, принимающие травлю за развлечение, дети жестоких родителей, из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия, озлобленные
ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Жертва: тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе. Не имеющие ни
одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый. Пугливые, застенчивые,
замкнутые, чувствительные. Склонные к депрессии и суициду, из неблагополучных семей,
имеющие опыт насилия. Страдающие от одиночества. Верящие, что заслуживают роль жертвы,
и пассивно ждущие насилия от преследователей. Имеющие негативный опыт жизни, из
неблагополучных семей, не верящие в защиту учителей. Смирившиеся с насилием, как со своей
судьбой. Предпочитающие умалчивать о травле и насилии.
Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США)
Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить. Возвращается из
школы подавленным. Часто плачет без видимых причин. Никогда не вспоминает никого из
одноклассников. Одинок, ничего не рассказывает о своей школьной жизни, его не приглашают
ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.
По данным исследования 2018 г. организации Ipsos MORI, Россия является лидером в
мире по неосведомленности о кибербуллинге. В нашей стране менее 1% родителей
осведомлены о том, что их ребенок подвергается кибербуллингу в социальной сети. И при
этом данные того же исследования свидетельствуют о том, что 56% людей в России в среднем
подвергаются кибербуллингу. Самую большую опасность кибербуллинг несет детям и
подросткам.
Самым критичным является то факт, что каждый 5 ребенок в возрасте 1213 лет,
столкнувшийся с буллингом и кибербуллингом, не обращается при этом за помощью ни к кому.
Лишь 17% обращаются за помощью к родителям и 16% к друзьям. Старшие подростки ищут
поддержку у друзей (27%) и в семье (8%). В большей степени это связано с тем, что дети и
подростки боятся заявить о своей проблеме близким, испытывают перед ними чувство стыда и
потому нуждаются в нейтральной стороне, которая не осудит их за поступки и окажет
реальную помощь и поддержку. Именно поэтому для реализации проекта были выбраны
наиболее уязвимые категории участников образовательного процесса учащиеся 78 классов.
Кроме того, в России также целых 37% респондентов считает, что буллинг и
кибербуллинг не являются существенной проблемой, и не заслуживает особого внимания. Среди стран, выбранных для участия в исследовании, Россия по данному вопросу занимает 26
место из 28, что еще раз свидетельствует о недостаточной осведомленности о проблеме.
Таким образом, наш проект будет направлен на решение следующих социальных
проблем: неосведомленность родителей о том, что их дети подвергаются буллингу и
кибербуллингу, страх детей и подростков сообщить о том, что они подвергаются буллингу и
овой
кибербуллингу. Профилактика проявлений буллинга в подростк
среде.
Цель и задачи проекта.
В соответствии с социальной значимость и актуальностью проблемы была поставлена
цель проекта: предотвращение проявлений буллинга в подростковой среде и оказание помощи
подросткам, ставшим жертвами буллинга и кибербуллинга.
Осуществление цели будет происходить посредством достижения следующих задач:
1. развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга
(саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность,
ответственность, эмпатия);
2. обучать учащихся правовой грамотности в отношении противоправных действий против
личности;
3. использовать форумтеатр, психологические тренинги, ориентированные на организацию
совместной деятельности школьников и взрослых, способную изменить систему сложившихся
взаимоотношений;
4.воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди дете и подростков в
качестве меры предотвращения кибербуллинга.
йй Методы реализации проекта
В соответствии с целями и задачами проекта на каждом этапе были выбраны
следующие методы.
1. Подготовительный (январь 2019г)
1 метод составление маршрута получения результатов, способов и средств
деятельности. Организационные формы сотрудничества (беседа, дискуссия), в результате
которых определен 2 метод сбора и обработки информации, в том числе и оценки
результативности проекта. Такой, как проведение социологического опроса среди учащихся 7
8 классов, педагогов и родителей на предмет определения безопасности окружающей среды в
гимназии, с последующим графическим представлением результатов, прогнозирование
результатов по окончанию проекта, 3 метод организация почты доверия, информирование
участников образовательного процесса о возможностях почты доверия, выбор ответственного
за просмотр писем, экономическая оценка реализации проекта.
2. Организация (февральмарт 2019г)
4 метод Урокитренинги для учащихся, педагогов и родителей. Уроки для
подростков будут освещать вопросы: что такое буллинг и кибербуллинг, к каким негативным
последствиям он может привести, какая ответственность ложится на агрессора, что делать,
если подвергся буллингу и др. 5 метод Заведение «дневника буллинга», где учащиеся могут
записывать проявления буллинга в свой адрес по следующей схеме:
Что произошло? Когда это произошло? О чем шла речь? Почему произошел конфликт?
Кто и как себя вел? Кто и что сказал? Были ли какието особые обстоятельства? Как я себя
при этом чувствовал? Как я себя вел? Мог бы я вести себя както иначе? Был ли ктото, кто
мне помог, меня поддержал? Есть ли свидетели или доказательства? Был ли ктото, кто не
помог? Урокитренинги предусматривают создание «команды связей» из самых позитивных,
улыбчивых, активных с лидерскими чертами старшеклассников 1011 классы. Один человек
может курировать до 35 учащихся 78 классов. Что нужно делать? Хотя бы раз в день на
перемене подойти к каждому, поздороваться, улыбнуться, спросить: «Как дела?», «Все в
порядке?», «Есть проблемы?» и дать понять, что готов помочь ему в решении этих проблем.
Старшеклассники лучше адаптированы к школе и, конечно, смогут помочь почти во всех
проблемах. И о возможной травле они узнают первыми. В школах, где есть шефство, затяжной
травли практически не бывает. Курируют «Команду связей» социальный педагог и школьный
психолог. Один час в неделю члены Команды проводят урокитренинги вместе с психологом,
темы которых: Как правильно слушать, когда мало времени? Как познакомить ребят? Как
помочь разрешить конфликты? Что делать, если столкнулся с травлей? И т.д. Эта система
существует в североамериканской педагогике (США и Канаде) и придумана Джоном Дьюи,
выдающимся педагогом и философом.
Тренинги для родителей и педагогов будут нацелены на консультацию о том, что такое
буллинг и почему он возникает, кто из детей и подростков ему чаще всего подвергается, как
вести себя с детьми и подростками, подвергающимися буллингу и кибербуллингу или
выступающими агрессорами, как необходимо выстраивать диалог с детьми и подростками,
чтобы предотвратить возникновение буллинга и др.
«Изюминкой» проекта будет 6 метод проведение среди школьников конкурса
плакатов о противодействии буллингу с выдачей призов победителям. Это могут быть
брендированные чашки, футболки, кепки, блокноты, билеты в кино.
7 методом, позволяющим формировать модели безопасного поведения в ситуациях
риска является «Форумтеатр».
Основоположником «Форумтеатра» считается бразильский режиссер Августо Боаль.
Целью использования данного метода является поиск в рамках спектакля путей решения
конфликта или выхода из сложной жизненной ситуации. Причем в поиске участвуют как
персонажи, так и зрители. Темы постановок могут касаться проблем в семье или школе. При
выборе проблемы для постановки обязательно учитываются особенности аудитории, для
которой готовится постановка: возраст, социальный статус, интересы. Это необходимо для
того, чтобы участник процесса заинтересовался проблемой, понял, что выбранная проблема
близка и может произойти с кемлибо из его круга общения, а он сможет помочь разрешить ее. Особенностью данного метода является обратная связь с аудиторией и отсутствие
прямых рекомендаций, как нужно поступать в том или ином случае.
Данный метод позволяет решать следующие задачи:
разрушение отрицательных качеств, стереотипов поведения; поддержка положительных
проявлений в поведении;
подведение зрителей к активному решению своих проблем;
позитивные изменения в актерской группе, изменения личности актеров и зрителей. Здесь
«Форумтеатр» пересекается с психодрамой и социодрамой, однако следует помнить, что
он предназначен для более широкой задачи и направлен на большую целевую группу.
Как происходит подготовка к постановке? Перед началом действия,
ведущий знакомит зрителей с проблемой, которой посвящена сцена, а после окончания —
выясняет уровень осознания проблемы и ее последствий для конкретного человека путем
опроса. Затем зрителям предлагается в ходе очередного просмотра спектакля, если у них
возникает полезная идея, самим изменить ход действия. Учащийся из числа зрителей говорит
«Стоп!», выходит на сцену, сменяет выбранного персонажа и показывает, как, по его мнению,
следует себя вести и что говорить для изменения ситуации к лучшему. Темы постановок
толерантное отношение к представителям других рас по сценарию «Не такие как все»,
«Откуда берутся белые вороны». Частота постановок – один раз в месяц.
Сценарий для постановки пишется вместе с актерами из числа учащихся. В постановке
могут участвовать от 4х до 6 учащихся. В «Форумтеатре» завязка должна раскрываться в 12
эпизодах, далее очень напряженное развитие действия, кульминация, и – «СТОП!» Развязки
никто не знает. Зрителю предлагается самому додумать, что сделает персонаж в следующее
мгновение. В сценарии должны быть заложены моменты («бомбы» эмоциональные сцены), в
которых в последующем зритель сможет сделать «СТОП» и изменить ситуацию, то есть
действия, которые призваны провоцировать зрителя на разрешение и предотвращение
конфликта – это мизансцена и «бомба»
3. обобщение и распространение опыта (апрель 2019)
8 метод анализ проделанной работы, привлечение большего количества учащихся
старших классов для реализации. Формулировка основных выводов,
специальных тематических буклетов. Выступление на семинарах с обобщением опыта работы.
распространение .
\
Управление проектом.
Оргкомитет – проведение социологического опроса среди участников образовательного
процесса, организация конкурса рисунков, почты доверия, принятие учащихся старших
классов в «команду связей», проведение уроковтренингов, организация постановок
форумтеатра и др. Члены оргкомитета берут на себя функцию самоконтроля, где
главной задачей будет своевременно выявление отклонений от заданных цели и задач и
проведение корректировочных мер. А так же осуществляют заключительный контроль
по завершению реализации проекта, который производится путем сравнения
полученных результатов с заданными.
Конструкторский комитет помощь в технической реализации проекта, поиск
материалов и средств реализации инициатив, распечатка материалов, буклетов,
поддержка проекта в соц.сетях и на сайте гимназии. привлечение спонсоров для
финансирования проекта. № Наименование мероприятий
Срок
Рабочий план реализации проекта
1
2
3
4
5
6
7
Организационное членов оргкомитета и конструкторского комитета
18.01.2019
Определение роли каждого преподавателя в проекте.
Разработка анкеты для социологического опроса участников
образовательно процесса
Проведение социологического опроса среди учащихся 78 классов и
педагогов
Проведение социологического опроса среди родителей учащихся 78
классов
Оформление ящика «Почты доверия», информирование участников
образовательного процесса о его появлении и функциях
Анализ писем «Почты доверия»
Диагностика «Исследование психоэмоционального состояния»
опросник индекса общего самочувствия,
21.01.2019
23.01.2019
24.01.2019
28.01.2019
В течение
всего
проекта
31.01.2019 тестопросник А.В. Зверькова (исследование волевой саморегуляции)
Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с
эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных
ситуаций. Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь
учащимся для устранения эмоционального дискомфорта.
карта наблюдений за эмоциональным состоянием учащихся
8
Классный час
«Что такое буллинг. Есть ли буллинг в нашем классе».
(технология РКМ: Верные и неверные утверждения(«верите ли вы»)
Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся, выбирая
"верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную
тему (ситуацию, обстановку, систему правил)
9
Заведение «Дневника буллинга» для учащихся 78 классов
10
Создание «Команды связей» из учащихся 1011 классов, закрепление за
членами команды «подопечных» из 78 классов.
11
Уроктренинг в 7х 8х классах
«Мы в классе будем жить поновому»
(технология РКМ: Пирамида приоритетов
Каждые две
недели
4.02.2019
В течение
всего
проекта
6.02.19
11.02.2019
12.02.2019
12
Урок –тренинг в 78х классах для учащихся «Степень ответственности и
выход из ситуации» с приглашением инспектора ЦОБ
18.02.2019
19.02.2019
13
Уроктренинг для родителей «Буллинг в подростковой среде».
7х классов
8х классов
14.02.2019
15.02.2019
Уроктренинг для педагогов «Как предотвратить буллинг и кибербуллинг»
18.02.2019
20.02.2019
22.02.2019
14
15
Подготовка сценария «Не такие как все» с «командой связи» к форум
театру
16
Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»
(технология РКМ: стратегия IDEAL
Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL:
• Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена
проблема.
• Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и
групповая форма работы) • Выдвижение гипотез
• Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из
фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта?
(индивидуальная работа).
• Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
• Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее
оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).
• Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора).
17
Форум театр для учащихся «Не такие как все»
Для 7 классов
Для 8 классов
18
19
Конкурс плакатов «СТОП буллинг»
Уроктренинг
«Проигрывание ситуаций»
Для 7 классов
Дла 8 классов
25.02.2019
26.02.2019
4.03.2019
05.03.2019
06.03.2019
Игра «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой
игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей
обстановки (какието декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во
время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать
другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются
изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
20
Подготовка сценария «Откуда берутся белые вороны» с «командой связи» к
форум театру
11.03.2019
21
Форум театр для учащихся «Откуда берутся белые вороны»
Для 7 классов
Для 8 классов
22
Уроктренинг для родителей «Мой несговорчивый подросток»
7х классов
8х классов
23
Уроктренинг для учащихся 7х, 8х классов
«Волшебная подушка»
Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика.
Педагог усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня
12.03.2019
13.03.2019
14.03.2019
15.03.2019
18.03.2019
19.03.2019 есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать
нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку
следующему. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята?
Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя
более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы
исполнитель учитель или одноклассники?
24
Уроктренинг для родителей «Мой ребенок и кибербуллинг»
7 класс
8 класс
25
Повторная диагностика
(учащихся группы риска)
26
Оперативное совещание для педагогов
«Результаты проекта»
Отчет о проведенных мероприятиях, знакомство с результатами повторной
диагностики, составление плана дальнейших действий
20.03.2019
21.03.2019
21.03.2019
26.03.2019
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта учащиеся 78 классов в количестве 168 человек получат
навыки сотрудничества, умения работать в команде, уважительно относиться друг к другу.
Учащиеся «группы риска» получат квалифицированную психологическую помощь, а их
участие в проектной деятельности подчеркнет их успешность и значимость для коллектива
класса и стабилизирует индекс общего самочувствия учащихся.
Кроме того, планируется посредством проведения 4 уроковтренингов для учащихся, 2
спектаклей форумтеатра, индивидуальных консультаций, конкурса плакатов и т.д.
осмысление учащимися понятия буллинга и кибербуллинга, формирование аналитической
компетенции учащихся и соблюдение безопасности в сети интернет, позитивного отношения к
самому себе, повышение самооценки учащегося. Формирование у учащихся негативного
отношения к насилию над человеком, навыков работы в команде, развитие сплоченности,
ответственности, взаимопонимания, умения разрешать конфликтные ситуации. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам оказания конкретной
адресной помощи детям, попавшим в ситуацию буллинга и кибербуллинга.
Методы оценки результатов.
Ожидаемое количество участников проекта среди учащихся 78 классов 168 человек в
соответствии с количественным составом классов, среди родителей не менее 168 человек (по
количеству учащихся исходя из расчета 1 ребенок – 1 родитель), среди педагогов не менее 50
человек, включая организаторов проекта. Более точное количество участников среди
педагогов и родителей будет определено на основании регистрационных листов участников
уроковтренингов»
Качественная оценка предполагаемых результатов будет проводиться на основе
полученных данных первичной и итоговой диагностики «Исследование психоэмоционального
состояния» по тестам:
опросник индекса общего самочувствия, тестопросник А.В. Зверькова (исследование волевой саморегуляции)
для выявленной группы риска и статистических данных «Карты диагностики», заполняемых
классными руководителями.
Повышение компетентности родителей и педагогов будет оцениваться по итогам
социологического опроса «Оценка безопасности образовательной среды»
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта мы видим во внедрении подобного плана мероприятий и
выбранных методов профилактики буллинга и кибербуллинга среди обучающихся других
параллелей гимназии с учетом возрастных особенностей.
Кроме того развитие проекта предусматривает решение социального аспекта проблемы,
а именно: привлечение внимания участников образовательного процесса к решению проблемы
по предотвращению проявлений буллинга и кибербуллинга среди детей и подростков.
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Социальный проект "Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении" (7-8 класс, психологу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.