В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человека, приходится на время его пребывания в школе, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос стала разработка проекта «В школу – за здоровьем».
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
В ШКОЛУ – ЗА ЗДОРОВЬЕМПРОБЛЕМА.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к
своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для
личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую
информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных
ситуациях.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной
проблемой общества.
Современный человек все более осознает
необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении
здоровья.
В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как
физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек,
создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в
школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены,
знание целей и задач профилактики.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт
система образования. Период взросления человека, приходится на время
его пребывания в школе, в течение которого происходит ухудшение
состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под
постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно
считается, что основная задача школы – дать необходимое образование,
может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и
прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?
Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос стала
разработка проекта «В школу – за здоровьем».
Цель проекта:
Пропаганда общественных ценностей, направленная на воспитание
интеллектуальной, высокодуховной и физически здоровой личности,
способной к творческому созиданию.
Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников,
воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных,
востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
Задачи проекта:
пропагандировать здоровый образ жизни;
расширять и активизировать спортивную жизнь воспитанников;
всемерно использовать возможности для привлечения
школьников к активной жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ;
способствовать формированию у детейсознательного отношения к своему здоровью.
Адресная направленность:
Проект рассчитан для учащихся 78 классов, которые способны
реализовать данную идею за 20112012 учебный год.
Партнеры и их роль в проекте.
В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в
качестве которых выступают учитель и родители.
Проект предполагает:
1.Информационнометодическую
работу
со
школьниками,
выразившими желание принять участие в работе по данному проекту.
2.Проведение тренингов, конкурсов, соревнований, экскурсий, встреч с
родителями, с представителями государственных и общественных
организаций, интерактивных игр.
3.Создание учащимися буклета, газеты, видеофильма, написание
стихотворений, сочинений, развитие исследовательской деятельности среди
школьников.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
АНАЛИТИЧЕСКИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Срок реализации этапа: сентябрь 2011 года – октябрь 2011 года
Задачи данного этапа:
- анализ нормативноправовой базы;
- изучение и анализ научного, методического, информационного и
технического обеспечения проекта;
- создании условий для осмысления всеми субъектами педагогического
процесса ценностей индивидуализации образования.
- диагностика участников проекта (учащихся);
- внесение коррективов в проектную инициативу.
Информационное обеспечение
1) Изучение опыта работы по здоровьесбережению г.Тюмень
2) Изучение методики В.Ф.Базарного, опыта работы школы ст. Павловской
3) Изучение опыта работы школ Алтайского края
4) Накопление материалов для создания информационного банка данных
по проблеме проекта
5) Изучение опыта работы МОУ СОШ №10 муниципального образования
Ленинградский район Краснодарского края
Организационное обеспечение
п/п
Основная деятельность
Ответственные
1.
2.
3.
4.
деятельности
Организация
аналитической группы
Изучение
мотивационной
сферы педагога в области
инновационной деятельности
Первичная
педагогическая диагностика
Проведение
собрания
родительского
психолого
Л.В. Фатеева
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Нормативно
правовое
обеспечение
План
группы
Отчет
работы
Справка
Протокол
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Создана специальная медицинская группа учащихсяРазработаны и рецензированы программы внеурочной
деятельности по реализации проекта.
2.
3.
Разработана система индикаторов эффективности деятельности
участников педагогического процесса по тематике проекта.
4.
Проведена диагностика учащихся 78 классов.ОРГАНИЗАЦИОННОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
Срок реализации этапа: октябрь 2011 года – апрель 2012 года
Задачи данного этапа:
- проведение
просветительской, исследовательской и агитационной
деятельности, направленной на пропаганду среди учеников школы,
общественности понимания ценности родного языка.
п/п Основная деятельность
Ответственные
Нормативно
правовое
обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Корректировка плана работы по
здоровьесбережению
Диагностика состояния здоровья
учащихся
Заседание творческой группы
Ежеквартальный отчет
о
реализации проекта на школьном
и муниципальном уровне
работа
Внеклассная
здороьесбережению:
здоровья
(по
воспитательной работы)
Семинар
здоровьесберегающим
технологиям
Обобщение
здоровьесбережению
Тьюторское
сопровождение
детей специализированных групп
( по отдельному плану)
Взаимопосещение уроков с целью
обмена опытом
по
часы
плану
опыта
по
по
10. Применение
здоровьесберегающих
технологий на уроках
11. Организация
проектной
деятельности учащихся по
здоровьесбережению
Л.В. Фатеева
Швед
Фельдшер,
О.А.
Л.В. Фатеева
Л.В. Фатеева
Протокол
Отчет
Классные
руководители
Отчеты
педагогов
Л.В. Фатеева
Творческая группа
Л.В. Фатеева
Педагоги
в
Педагоги,
участвующие
проекте
Творческая группа,
учителя начальных
классов12. Сетевое взаимодействие по
проблеме здоровьесбережения с
УДО
(учреждениями
дополнительного образования)
13. Сезонная витаминизация
14. Организация групп ЛФК
15. Проведение уроков физической
применением
с
культуры
здоровьесберегающих
технологий
Л.В. Фатеева
Швед
Фельдшер,
О.А.,
директор
МБОУ СОШ №1,
Персёлкова М.А.
Фатеева Л.В
Учителя
физической
культуры
16. Организация работы спортивных
секций
17. Организация
туристическо
экскурсионной деятельности
18. Индивидуальные консультации
для детей и родителей
Якимова
Н.Ю.,
зам.директора по
УВ
Колембекова О.В.
Антипова Л.Н.
Л.В. Фатеева
Проведение тематических классных часов:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Занимайся физкультурой, если хочешь быть здоров!
Презентация «Правильное питание»
«Мы и витамины»
КТД «Режим дня»
«Компьютерная зависимость»
«Помоги себе сам»
«Здоровый образ жизни»
1
2
3
4
5
6.
7.
8.
9. Интеллектуальная игра «Здоровье это твое счастье»
«Табакокурение, его вред».
10.
11
«Хочешь быть здоровым будь им!»
12 Своя игра «Здоровье – это ЗОЖ!»
Приказ
Приказ
Отчеты
педагогов
Приказ
сентябрь
ноябрь
февраль
апрель
октябрь
декабрь
март
май
сентябрь
ноябрь
январь
апрель
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Создание благоприятной среды для развития личности учащихся;
2. Укрепление здоровья детей.
3.
Снижение количества пропусков обучающихся по болезни.4.
5. Увеличение
Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.
числа учащихся, систематически занимающихся
физкультурой и спортом.ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Срок реализации этапа: май 2012 года
Задачи данного этапа:
- организация обобщения и распространения передового педагогического
опыта по тематике проекта.
п/п Основная деятельность
Ответственные
Нормативно
правовое
обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
и
основных
Изучение
обобщение
экспериментальных данных по
теме опыта
Самоэкспертиза
результатов проекта
Обобщение опыта по итогам
реализации проекта
Проведение
научно
практической конференции по
результатам деятельности
Проведение
семинара
практикума, презентации идей
опыта
Творческая
группа
Творческая
группа
Творческая
группа
Л.В. Фатеева
Л.В. Фатеева
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Выработка рекомендаций для родителей по проблеме оздоровления.
2. Публичный отчёт по выполнению проекта (ежеквартально).
3. Обобщен и внесён в школьный банк данных ППО.БИБЛИОГРАФИЯ
1. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2001.
2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань,
1997.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.
4. Лёвина С.А., Тукачёва С.И.Физкультминутки. Волгоград, Учитель,
2005.
5. С.А.Исаева «Физкультурные минутки в начальной школе», Айрис
пресс, Москва 2004г.
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
всовременной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
7.Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “ОлмаПресс”. 2001
8.Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М.: 1984
9.Холодова. О. « Юным умникам и умницам».
10.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура
и спорт” М.: 2002