Муниципальное общеобразовательное учреждение Пчелиновская средняя общеобразовательная школа
Социальный проект
«Вторая жизнь бумажного листка»
Авторы проекта
учащиеся 5-9 классов
МКОУ Пчелиновская СОШ
Руководитель проекта Артюшова В.А.
с. Пчелиновка, 2016 год
Экологический проект «Вторая жизнь бумажного листка»
В начале 2015-2016 учебного года в нашем районе проходили две акции, которые и подтолкнули нас на реализацию проекта «Бумаге вторая жизнь». Первой была акция «Чистый берег». В ходе этой акции мы узнали, что берега нашей реки очень сильно загрязнены и виноваты в этом мы - люди которые отдыхают на реке. В ходе акции мы собрали большое количество различного мусора: бутылки, банки, пакеты и т.д. весь собранный мусор был вывезен и утилизирован. Вторая акция, которая стала толчком нашему проекту была «Наши в Артеке и Орлёнке». В ходе этой акции мы узнали, что в 1972 году ученица Пчелиновской школы Голикова Ольга Николаевна собрала 1 тону макулатуры и за это была награждена путёвкой в Артек.
Мы задумались и узнали из интернета, что по подсчётам учёных ежегодно каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Это не только бытовые отходы, но и промышленные: строительный мусор, неиспользованное сырье, устаревшее оборудование. Их надо утилизировать: закапывать или сжигать. Каждый из этих методов имеет свои недостатки:
- закапывание – уменьшение площади пахотных земель, загрязнение подземных вод и воздуха продуктами разложения;
- сжигание – загрязнение атмосферного воздуха вредными газообразными продуктами горения, обладающие канцерогенными свойствами.
Хотим дальше пользоваться благами цивилизации - надо искать выход. А он есть - это вывоз и переработка вторичного сырья, что означает возможность использования сырья по второму и более разу.
Важным экологическим и жизнеобеспечивающим принципом является сохранение на Земле кислорода. Нефти замену найдём. Кислороду - нет, некому уже будет искать. Леса обязательно надо сберечь!
Одним из твердых отходов является использованная бумага – макулатура. Она составляет примерно 2/5 всех твёрдых отходов. Цена переработанной макулатуры благодаря сбережённому лесу равна цене жизни. Ранее после приема и вывоза макулатура сжигалась, это бездумно: хотя у России половина лесов Земли, но как бы ни сбылось: "Потерявши - плачем".
В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги во многих различных целях уничтожаются
огромные площади леса. Остаётся все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу.
Наилучшим выходом из создавшейся ситуации является создание безотходных производств и вторичное переработка отходов.
Проект призван оказать поддержку муниципальным органам власти в реализации данной программы и потому вопрос переработки бумажных отходов является актуальным.
Проблема:
-сохранение природных ресурсов – лесов;
-низкий уровень экологической культуры населения.
Ведущая идея:
решение экологических проблем путем переработки вторичного бумажного сырья и формирования бережного отношения к природе.
Экологический лозунг:
«Мысли глобально, действуй локально»
Цель проекта:
обратить внимание жителей села Пчелиновка на то, что мусор нужно сортировать, предложить помощь в сборе макулатуры и пропаганде экологических знаний среди населения;
формировать экологическую культуру обучающихся МКОУ Пчелиновская СОШ
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме переработки бумажных отходов, технологию производства эковаты и бумаги из макулатуры;
2. Исследовать и оценить бумажные отходы (макулатуру), накопленные в школе;
3. Исследовать экономическую сторону ресурсосбережения лесов в условиях МКОУ Пчелиновская СОШ»;
4. Научиться перерабатывать и применять вторичное сырьё;
5. Сформировать детское сообщество экологов, объединенное деятельностью по просвещению, пропаганде экологических знаний среди детей.
Целевая группа:
Школьники в возрасте от 8 до 15 лет.
Разработчик проекта:Артюшова В.А.
Эксперты-консультанты проекта:
ü Щербаков А.Д., директор школы, учитель географии.
ü Калашникова С.И., зам директора по УВР, учитель химии и биологии.
ü Щербаков О.А., учитель ОБЖ
Участники:
субъекты образовательного процесса.
География проекта
с. Пчелиновка, Бобровский район, Воронежская область
Партнёры:
ü администрация школы,
ü администрация Пчелиновского сельского поселения и глава Пчелиновского сельского поселения Молдавская С.В.
ü магазин ИП Мамонтов «Русь», частный предприниматель Мамантов Д.А.
ü Левыкин В.М., частный предприниматель по производству деревянных изделий на территории с.Пчелиновка.
Условия реализации:
ü принятие важности идей исполнителями;
ü выполнение всех основных мероприятий по проекту;
ü финансирование по бизнес-плану;
ü реклама (пиар-кампания);
ü компетентность ключевых исполнителей;
ü заинтересованность партнеров и исполнителей.
Прогноз возможных негативных последствий:
ü недостаточная мотивация к формированию экологического сознания со стороны субъектов образовательного процесса;
ü консерватизм взглядов части субъектов образовательного процесса.
Данный проект будет реализовываться в 4 этапа:
1 этап: (2015 г. октябрь - ноябрь) – изучение литературы, связанной с переработкой вторичного сырья, проведение просветительских мероприятий для формирования позитивного отношения к утилизации бумажных отходов;
2 этап (2015 г. октябрь - ноябрь) – исследование и оценка бумажных отходов школы
3 этап (2015 г декабрь) – формирования экологического сознания и поведения обучающихся МКОУ Пчелиновская СОШ, сбор и сдача макулатуры;
4 этап (2016 год январь-февраль) - обобщение опыта, пропаганде экологических знаний среди населения, использование полученных денежных средств за макулатуру для культурного развития учащихся МКОУ Пчелиновская СОШ
Смета-расходов
№ |
Расходы |
Кол-во шт., ед. |
Внебюджетные средства |
Бюджет |
Спонсоры |
Разработка проекта: |
|||||
1 |
Бумага А4 для распечатки объявлений и буклетов |
1 пачка.
. |
- |
- |
250 руб. |
2 |
Фотобумага А4 для распечатки грамот победителям акции |
1 пачка. |
- |
- |
250 руб |
Итого: 500руб |
О реализации проекта
Во время реализации первого этапа проекта были проведены социологические опросыдля выявления уровня экологической культуры школьников.
Предложены следующие вопросы:
1. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру? Если «да», то поясните.
2. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
3. Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становиться все меньше, а потребность в бумаге возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
В результате соцопроса выяснилось, что учащиеся имеют недостаточно информации по рассматриваемой проблеме. (Приложение №1)
Хотя их родители, особенно бабушки и дедушки знают о переработке макулатуры очень много и многие в школе имели награды и поощрения з0а сбор макулатуры.
На втором этапе проекта, в результате исследования было определено, что в день в нашей школе выбрасывается более 3, 5 кг бумаги и картона, а за год -734кг!
Количество бумажных отходов в год на 1 учащегося, составляет около 600 граммов.
Если бы школа каждый год сдавала макулатуру, то мы бы за учебный год спасли 14 деревьев, сэкономили 14688 литров воды и 734,4 квт/ч электроэнергии! И это без учета макулатуры библиотеки! И без учёта той бумаги которую выбрасываю дома учителя. На этом этапе мы пообщались с представителями мусорной компании, которые рассказали нам, что при утилизации мусора имеется тенденция не сортировать мусор, а значит, огромное количество бумаги выбрасывается напрасно.
Во время реализации третьего этапа проекта создана рекламная продукция для расширения экологического кругозора учащихся младших классов, а также проведен сбор и сдача макулатуры собранной учащимися. (Приложение № 2). В результате учащимися нашей школы было собрано больше 1 тонны макулатуры, больше всего отличились учащиеся:Тахтарова К.(4 класс) -114 кг; Жильцов А. (7 класс)- 100 кг; Бавыкин К. (9 класс) – 29 кг (Приложение № 3). Большую помощь в сборе макулатуры оказали родители и частные предприниматели.
На четвёртом этапе учащиеся Пчелиновской школы были вознаграждены за свои старания. Представители фирмы по сбору вторсырья подарили нашей школе набор мячей (Приложение № 4), а также наша школа была награждена Грамотой (Приложение № 5). За сдачу макулатуры были получены средства в размере 3000 рублей. Ребята решили использовать денежные средства с пользой. Во время зимних каникул учащиеся посетили массовые катания Бобровского ледового дворца им. В.Фетисова, а также посетили сеанс мультфильма в Бобровском дворце культуры.(Приложение № 6).
Оставшуюся сумму ребята потратили на участие во всероссийских блиц-турнирах проводимых Инфоуроком.
Заключение
Переработка макулатуры - очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья. Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают засорение среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину. В Германии, например, значительная доля бумаги и картона производится из макулатуры, и благодаря этому ежегодно сохраняется 1500 га леса.
С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. Нельзя забывать при этом, что целлюлоза – ценное химическое сырье для производства искусственных волокон, взрывчатых веществ, искусственной кожи, кинопленки и искусственного шелка.
Каждый гектар лесного массива позволяет получить в год около 45 т древесной массы, а при правильном разведении и уходе эта цифра может быть удвоена. Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно 1,3 т кислорода. Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м3 этого жизненно важного элемента, колоссальные количества которого мы затрачиваем на сжигание нефти, газа и угля. Через длительное время это должно привести к общему уменьшению содержания кислорода на Земле. В воздухе больших городов в часы пик и сейчас часто содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей. Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.
Макулатура — один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках без поступления кислорода в слой мусора бумага способна лежать до 30 лет не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды. По статистике: В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.
Мы тоже можем внести свою посильную лепту в дело охраны окружающей среды. Что мы и сделали в рамках нашего проекта.Считаем, что поставленные задачи проекта нам удалось выполнить.
Использованная литература
1. Акимова Т.А., Хаскин Т.В. Экология : Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ. -1999 г.
2. Блинова, И. А. Влияние щелочной обработки на процесс карбоксиметилирования вторичных волокон / И. А. Блинова, М. А. Агеев, О. М. Катюшенко // Химическая технология. - 2008. - № 10. - С. 493-496.
3. Бобович Б.Б. и Девяткин В.В., Переработка отходов производства и потребления. М: 2000г.
4. Гаврилюк А. Ямальцам, сортирующим бытовой мусор, понизят квартплату http://www.yamal.org/jkh/45659-2013-03-20-05-33-11.html
5. Демешкан, Е. Ю. Эколого-экономические аспекты использования макулатуры в целлюлозно-бумажной промышленности / Е. Ю. Демешкан // Лесной экономический вестник. - 2009. - № 1. - С. 30-36.
6. Евгений Рихванов. Экологический журнал "Волна" №18(1), 1999. Твердые бытовые отходы. http://www.recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=189
7. Иванова, М. Отходы - богатейший сырьевой ресурс / М. Иванова // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2008. - № 5. - С. 19-20.
8. Колесов, А. С. Макулатура - сырье для производства упаковки / А. С. Колесов // Твердые бытовые отходы. - 2009. - № 5 (35). - С. 58-61.
9. Коробкин В. И., Передельский Л. В. ЭКОЛОГИЯ. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Переработка_отходов
11. http://web-magnitogorsk.ru/v-magnitogorske-nachnut-po-novomu-sobirat-musor/
12. http://www.namusoril.ru/
Приложение №1.
Социологический опрос
Первый наш опрос был среди взрослых и детей с целью выяснить, кто из них собирал макулатуру. Результат опроса показал, что 85% жителей села от 40 до 75 лет собирали в школьном возврате макулатуру. Среди респондентов от 20 до 35 лет макулатуру собирали всего лишь 15 %. А вот подростки от 10 до 18 лет о макулатуре практически ничего не слышали.
Второй опрос был посвящен вопросу «Что вы знаете о вторичной переработке бумажного сырья».
1. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру? Если «да», то поясните.
2. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
3. Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится все меньше, а потребность в бумаге возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
Результаты исследования
Приложение № 2
Проведен сбор и сдача макулатуры учащимися
Приложение № 3
Самые активные участники по сбору макулатуры
Приложение № 4
Наши награды за сбор макулатуры
Приложение № 5.
Грамота за 1 место в районном конкурсе по сбору макулатуры
Приложение № 6.
Рациональное использование денежных средств
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.