Социокультурное пространство – «Музей дружбы народов Самарского края»
Автор: Марутик Олеся Михайловна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный
Аннотация: В данной статье раскрывается история создания в ОЦ школьного «Музея дружбы народов Самарского края». Исторически сложилось так, что в Южном городе проживают граждане самых разных национальностей и народностей. Перед школой встала задача не только воспитывать и образовывать многонациональный состав учащихся, но создавать поликультурную среду моногорода комфортную для её жителей.
Ключевые слова: «ОЦ «Южный город», Южный город, «Музей дружбы народов Самарского края», «170-летие образования Самарской губернии», Национальный проект «Образование».
Проблема национальной идентичности для России, для Самарской области, а уж тем более для микрорайона «Южный город» особенно актуальна. Исторически сложилось так, что выросший в чистом поле близ областного центра моногород привлек к себе всё этническое многообразие нашего края. Около 50 % жителей Южного города — это бывшие жители Самары, 25% - жители Самарской области, 17% - жители других областей России, 8% - жители других стран ближнего зарубежья.2 Развитая инфраструктура, доступное жильё, хорошее географическое расположение притянула в город молодые семьи с детьми. Открытый в ЮГ1 в 2017 году «ОЦ «Южный город» на 1500 мест учеников, уже на второй год работал в две смены. В 2019 году открывается второй корпус ОЦ в ЮГ2, в котором и начался реализовываться образовательный проект «Музей дружбы народов Самарского края». На данный момент в ОЦ получают образование 3300 учащихся3. Наш педагогический коллектив прилагает все усилия по выполнению стратегии и тактики Национального проекта «Образование»1.
Национальный проект «Образование» – ставит две главные ключевых задачи. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.1
Школа всегда была и есть центром культуры микрорайона. В нашем Южном городе изначально все праздники, выборы, субботники проходили с участием школы. Управляющая компания, администрация поселения всегда рука об руку с директором школы Кильдюшкиным Владимиром Михайловичем организовывала все знаковые мероприятия. Полиэтнический состав жителей Южного города удивляет своим многообразием. Социокультурная работа по выстраиванию мирного и дружеского сосуществование жителей стало первостепенной задачей администрации и школы. Жители города молодые люди, почти в каждой семье школьники. Начиная воспитывать и образовывать детей, мы плавно выстраиваем нити взаимодействия и взрослого населения. Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе является одной из приоритетных задач школьного образования. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом необходимо оставаться уникальными носителями своей культуры.
Проблемы образования и воспитания детей в полиэтническом обществе актуальны сегодня во всем мире, поэтому концепции поликультурного образования постепенного завоевывают мировое образовательное пространство. В основе этих концепций лежит тезис о том, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец».4
Проведение совместных мероприятий, праздников, марафонов, благотворительных акций позволяют познакомиться с самобытностью, уникальностью каждой национальной культуры семей, способствуют укреплению межэтнических связей, сохраняя при этом культуру каждого народа. Школа в Южном городе больше чем школа, это культурный центр, который объединяет как учащихся, так и родителей, бабушек, дедушек.
Приняв решения купить доступное жилье в моногороде, многие граждане сформировали сообщества, диаспоры, которые проживают организованно в Южном городе. Самарская область сама является поликультурным территориальным образованием. Обучения в школе ведётся на русском языке, хотя проживают народы, которые на бытовом уровне могут разговаривать на разных языках.
В Южном городе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся дети представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом. Национальную основу составляют русские, татары, мордва, казахи. Среди прочих национальностей представлены: чуваши, армяне, немцы, езиды, азербайджанцы, киргизы, таджики, узбеки, корейцы.
Совокупность полиэтнического и поликультурного образования является элементами социально-культурной компетенции, которая, в свою очередь, помогает воспитывать нравственного и высоко духовно-культурного человека. Человека – знающего и понимающего историю, культурные особенности своей малой родины, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы, а затем передавать полученные знания будущим поколениям.
Опрос учащихся и их семей выявил следующие проблемы:
– слабое владение русским языком мигрантами ближнего зарубежья (маленький словарный запас, неправильная устная речь);
– проблема адаптации вновь прибывших детей;
– низкий уровень знаний мигрантами истории российского народа;
– наличие традиционного уклада жизни, отличающегося от привычного для россиян.
Образовательный маршрут, дорожную карту в данном случае целесообразно построить по следующим принципам:
1. Приоритет российских этнокультурных традиций в содержании поликультурного образования.
2. Развивающая и воспитательная направленность синтеза полиэтнического и поликультурного образования.
3. Непрерывность и преемственность образования. Включение полиэтнического и поликультурного компонентов, как в основном блоке, так и на внеурочной деятельности, в структурах дополнительного образования.
4. Вариативное содержание образования, гибкое сочетание в нем самобытного и поликультурного компонентов.
5. Взаимодействие семей и школы, индивидуальный подход.
Мы с коллегами педагогами на практике начали выполнять проект по организации социокультурного пространства в школе «Музей дружбы народов Самарского края». Данный проект должен стать одним из механизмов более крупного проекта «Модели формирование поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР» в Южном городе. Проводя в жизнь данные проекты, мы закладываем ценностные ориентиры в наших учащихся, которые в будущем могут влиться на поликультуру государства. Мы воспитываем чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей малой и большой Родине, растим социально-активных граждан с высоким уровнем социально-культурных компетенций, помогаем раскрыть новые возможности каждой личности.
В основу проекта по созданию социокультурного пространства школьного «Музея дружбы народов Самарского края» заложено формирование базовых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, образовательной. Данный проект дополняет реализуемую программу «Образования», так как расширяет задачу проекта: «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»1, путём приобщения детей к национально-культурным традициям русского народа, других народов Самарской области, к этнокультурному наследию и поликультурным ориентирам, закладывает основы духовно-нравственного развития обучающихся.
Цель проекта: создание социокультурного доступного пространства краеведческого и этнического направления для формирования и развития духовно-нравственных качеств личности: толерантности, дружбы, мира и согласия в полиэтническом и поликультурном сообществе через знакомство с многообразием этнического состава Самарского края, традициями и обычаями народов его населяющих.
Задачи:
– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии Самарского края и формах культурного взаимодействия разных народов;
– формирование представления об истории и природе, традициях;
– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов Самарской губернии;
– создание условий для коллективного творческого дела, объединяющего учащихся, их семьи и педагогов;
– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы.
Методы и приёмы
Наблюдение, сбор и анализ информации, преподавание курсов внеурочной деятельности «Рассказы по Истории Самарского края», «Мастер прикладного творчества» «Традиции и обычаи», «Южные блогеры» и реализация проектов данных курсов, проведение классных часов, экскурсий, лекций, фестивалей и самое главное постоянное присутствие учеников на переменах, их реальная жизнь в этом социокультурном пространстве.
Регулярно мы проводим в музеи мероприятия, на которых дети независимо от национальности приобщаются к идеям добра и приятия разных культур. Празднование памятных дат исторического значения, например, «170-летия образования Самарской губернии», конкурс рисунков, посвященный этой дате, выставки по этнической культуре, фольклорные концерты, конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд, представителями различных этнических диаспор, экскурсии этнокультурного содержания, видео-проекта в группе ВКонтакте нашего ОЦ.
В нашей школе есть все необходимые предпосылки для полноценной реализации Национального проекта «Образования»1, создания целостной воспитательной и образовательной системы, которая способствует повышению эффективной социализации школьников в условиях многонационального сообщества.
Наш проект социокультурного пространства «Музей дружбы народов Самарского края» долговременный и на данном этапе мы только набираем обороты, задачи, поставленные нами, выполняются довольно успешно, уже можно сделать определенные выводы, и мы наблюдаем конкретные результаты нашей работы.
Во-первых, школьники, наполняя музей экспонатами, принесёнными из дома, из своей семьи, или сделанными своими руками на кружках по прикладному творчеству, бережно и трепетно относятся ко всему, что находится в музеи. Музей не закрыт под замком, его месторасположение в фойе общешкольного пространства, все желающие могут прийти в любое время, познакомиться и посмотреть экспонаты, присесть на пуфик и почитать книги или доклады ребят по краеведческой теме. У нас в школе большие коридоры, учителя начальной школы перенимая опыт работы «Музея дружбы народов…», в своих фойе так же стали организовывать социокультурное пространство. Теперь рядом с нашим музеем появился ещё один музей «С чего начинается Родина». В этом музеи можно узнать отдельно о каждом районе Самарской области, о достопримечательностях Самары, о вкладе самарцев в годы ВОВ.
Во-вторых, учащиеся еще недавно приходящие в школу отдельными этническими группами и сторонящиеся основной массы русскоязычного школьного коллектива, теперь смело общаются, не стесняясь с одноклассниками. Приходят на перемене и показывают на стенде на представителя своего этноса, гордо сообщая о том, что его бабушка или дедушка тоже относятся к этому народу. Дети, участвуя в этнических конкурсах и фестивалях, проводя коллективные творческие дела, заражают друг друга энергией, например, татарского танца, и все вместе и те, кто показывает татарский танец, и те, кто является зрителями, повторяют фигуры танца. Подготавливая трансляцию ВКонтакте5 видеопроект по работе нашего музея, мы нашли живой отклик семьи Бакоян, желающих поучаствовать и рассказать о самобытности такой малой этнической группы, например, как езиды. Молоды семьи, приехавшие в Южный город на постоянно место жительство с минимальным набором багажа, едут в свои родные сёла, ищут платки, головные уборы – реликвии семьи, чтобы показать и рассказать о своем народе школьному сообществу. На переменах в больших рекреациях ученики вместе играют в подвижные игры, общаются, и мы педагоги наблюдаем, как дети национальных меньшинств лучше начинают говорить на русском языке. Процесс социализации идёт успешно.
В-третьих, все образовательные программы ОЦ содержат в себе поликультурный компонент. У нас в классах совместно учатся не только дети разных народов и национальностей, но и дети ОВЗ. Почти в каждом классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, «классные мамы» учат одноклассников бережно относиться и помогать этим детям с особыми потребностями. Толерантность и гуманизм, является лейтмотивом всех образовательных программ ОЦ, в том числе и нашего проекта «Музея дружбы народов Самарского края". Воспитывая подрастающее поколение в условиях прекрасного и насыщенного социокультурного пространства, мы закладываем правильные ценностные ориентиры. Помогаем развиться и реализоваться каждой личности с учётом её индивидуальности и неповторимости. Сохраняем культурные и этнические корни народов населяющих наш Самарский край. Учим жить в новом всё более и более поликультурном обществе.
Подводя итоги данной статьи, хочется поделиться дальнейшими планами развития нашего проекта. Опыт нашей работы показал, что организация культурного интерактивного коммуникационного пространства дает толчок для развития личности, для её самоопределения и самоидентичности.
1. В перспективе мы планируем и дальше развивать направление оформления тематических рекреаций, наполненных самой полезной и культурной информацией.
2. Заложить традиции ежегодного фестиваля «Дружбы народ Самарского края» для самовыражения и сохранения традиций культурного наследия.
3. Есть идея создать школу «Юных краеведов – экскурсоводов» наших существующих музеев.
4. Проводить благотворительные добровольческие акции «Друг за друга мы горой» для помощи малоимущим, многодетным, нуждающимся в лечении сотоварищам.
Известная фраза Конфуция: «Дорогу осилит идущий», как нельзя лучше выражает наше стремление развивать начатое дело, результаты уже вдохновляют, есть много идей и планов, которые мы постараемся воплотить в жизнь. Всё что мы делаем, мы делаем с детьми и для детей, прививая любовь к своей малой родине – Самарской губернии, чье 170-летие ныне отмечаем, и к большой Родине – России неповторимой по самобытности и дружелюбию страны.
Список литературы:
1. Национальный проект «Образование», паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018 года.
2. «Другой город» интернет журнал, https://drugoigorod.ru/kk_st/
3. Официальный сайт «ОЦ «Южный город», https://www.школаюг.рф/
4. Перотти,1995,с.36
5. Школа Южного города, https://vk.com/video40778876_456239294
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.