Совершенствование форм контроля и диагностики учебных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки -несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио).
Диагностика достижений учащегося — это не просто один из способов решения проблемы оценки знаний, но также и попытка увлечь учащегося чтением, “заставить” его прочесть или усвоить те или иные литературные факты, показать перспективу совершенствования читательской (а также исследовательской, творческой) деятельности, наметить пути этого совершенствования, спрогнозировать успех.
После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для выполнения этого безусловно необходима диагностика, задача которой - проанализировать процесс и результат развития, обучения и воспитания.
Последовательность диагностического процесса (виды контроля)
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения и навыки учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Этапы диагностики:
-предварительный (входной) анализ уровня обученности по предмету - того багажа, с которым учащийся пришел в наше училище из школы. Он осуществляется на первых двух неделях занятий. К вводному или входному виду диагностического анализа отношение моих коллег и родителей неоднозначное. Многие считают, что поростки должны сначала повторить материал, забытый летом. Очевидно, что большинство из тех, кто высказывается за повторение перед диагностикой, отдают себе отчет в том, что если перенести эту работу на третью или даже вторую учебную неделю, то сама идея входной диагностики уже «не работает». Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной диагностики являются выявление исходного уровня состояния учащихся для составления программы их развития, плана работы.
- текущая проверка в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Параллельно с изучением нового повторяют изученный ранее материал. Повторная проверка способствует упрочнению знаний. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
-рубежный контроль- целесообразен после изучения крупной темы, раздела.
- итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретаемых на всех этапах дидактического процесса. На этом этапе учащиеся должны проявить умение реализовать межпредметные связи, решать задачи практического характера, проводится в конце полугодия, учебного года.
Формы и методы контроля
Формы такой диагностики: зачёты, тестирование, пресс-конференции, игры, викторины... Выбор формы зависит от того, на чём на данном этапе строится изучение темы (автора, произведения) и что необходимо проверить: биографические подробности, творческую предысторию, литературоведческий аспект, композиционную структуру...
Разнообразие методов и форм контроля отражает реализацию принципа системности в оценивании учебных достижений учащихся, - и именно в своем разнообразии они должны широко применяться в практике преподавания в школе, а именно:
· устный индивидуальный опрос,
· фронтальный опрос,
· групповой опрос,
· взаимоопрос,
· письменный контроль,
· тестовый контроль,
· практический контроль,
· взаимоконтроль,
· самоконтроль.
Методы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.
Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося.
Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.
Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.
Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.
Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.
Формы контроля (по деятельности)
1. Урочные - традиционные: контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные; практические работы; практические работы; самостоятельные задания; зачеты; рефераты.
2.Внеурочные: конкурсные проекты, газеты
3.Урочные нетрадиционные: круглые столы; литературные гостиные; дидактические многофункциональные игры
Формы контроля (по функциям)
1.Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала
2.Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
3. Корректирующий - исправление недостатков.
Система диагностической деятельности в преподавании русского языка и литературы
В начале учебного года учащимся предлагается выполнить программированную диагностическую работу, цель которого определить уровень обученности по предмету. Вопросы этой диагностики составлены таким образом, чтобы выявить общекультурный уровень знаний и эрудицию учащихся.
На следующем занятии проводится выборочный контроль и самоконтроль выполнения домашнего задания (заполняется таблица выполнения домашнего задания).
Таким образом, с самых первых дней учащиеся ощущают систему контроля и учета знаний, что заставляет их более ответственно и осознанно относиться к учебному предмету.
В процессе изучения первой темы на уроках литературы проводится текущая проверка знаний и учений в форме диагностической работы репродуктивного уровня. Здесь предлагаются такие задания, как "дополнить...", " закончить фразу...", "назвать произведение, автора...", «назвать событие…»" назвать период ...". Анализируя результаты этой работы, убеждаешься в положительной динамике роста качества обученности.
Также учащимся предлагается поработать с деформированным текстом: вставить пропущенные термины и провести взаимоконтроль выполнения задания. Подобного вида диагностика позволяет поставить учеников в позицию преподавателей, дает им первый опыт оценки знаний учащихся.
Учитывая принцип системности в оценивании учебных достижений, на занятиях постоянно проводятся текущие и повторные проверки усвоения материала. С этой целью предлагаются задачи различного уровня сложности: репродуктивного, практического, аналитического. Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? и др.
В качестве примеров диагностических методов, применяемых в практике работы на уроках русского языка и литературы, можно привести:
Тест. Задание теста может состоять в том, что отвечающий должен
выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов или найти «пару»
и т. д.
Экспресс-опрос («летучка»). Это могут быть краткие устные или
письменные ответы (например, по карточкам на знание основных понятий), задания
типа «продолжи предложение», заполни таблицу и т. д.
Расширенный опрос. Педагог предлагает учащемуся устно или
письменно полно ответить на поставленный вопрос, с пояснениями отдельных
положений, с приведением аргументов, примеров, при устном ответе педагог и
другие обучающиеся могут задавать дополнительные вопросы; вариантами этого
метода является устный экзамен по билетам, письменная контрольная работа,
домашнее эссе.
Контрольное упражнение или творческое задание. Для
контрольного упражнения может быть применена, в том числе, и интерактивная
методика. Например, это может выступление в суде, на конференции, подготовка
аргументов, выполнение задания в группе, составление документов, написание
доклада, эссе, сочинения, реферата.
Самооценка и взаимооценка. Оценка учащимися своей работы или своих коллег, а также занятия в целом является ценным методом оценивания. Применив этот метод, педагог может многое узнать о себе и учащихся, а также о качестве учебного процесса. Самооценка и взаимооценка применяются при оценивании групповой работы. Одним из эффектов применения этого метода является то, что оценка, как правило, не идёт в журнал, а также то, что учащиеся начинают понимать трудности оценивания и учатся смотреть другими глазами на свою.
Игровые методы оценивания. Оценку очень часто можно превратить в игру, проведение интеллектуальных соревнований и конкурсов, решение кроссвордов, командное первенство, игра по маршруту и т. д.
Фронтальный устный опрос. Формированию умений и навыков, наряду с контролем знаний учащихся, способствует фронтальный устный опрос, который проводится в активной форме. Задача учащегося: самостоятельно грамотно формировать вопросы по изучаемой теме, использовать вопросы разного дидактического уровня (простые, уточняющие, объясняющие, практические, оценочные, творческие). Задавать их своим товарищам, выслушивать, анализировать и оценивать ответы. Эта работа сложна и непонятна учащимся на первых занятиях, затем заинтересовывает их, позволяет углубить и систематизировать изучаемый материал.
Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа учеников способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений учеников, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
В начале изучения темы каждый на учащегося заводится диагностическая карта по теме, которая хранится у преподавателя.
ОБРАЗЕЦ
Диагностическая карта учащегося 9 класса по теме «Сложносочинённое предложение»
(УМК под ред. М.М.Разумовской)
Фамилия, имя учащегося____________________________________________
№ |
Дата |
Наименование работы |
Оценка |
1. |
|
Строение сложносочинённого предложения. (Проверочная работа) |
|
2. |
|
Средства связи в сложносочинённом предложении (Выполнение упражнения 72) |
|
3. |
|
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. (Тест) |
|
4. |
|
Запятая между частями сложносочинённого предложения. (Проверочная работа) |
|
5. |
|
Контрольная работа №2 по теме «Сложносочиненные предложения» |
|
Таким образом, учащиеся постоянно видят результаты своего труда, анализируют их, сравнивают между собой. Это позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников, вести контроль целостно, в системе, что повышает ответственность ученика.
К диагностической карте прикладываются все творческие работы учащегося: рефераты, доклады, кроссворды, т. е. все работы, демонстрирующие не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению. Диагностическая карта является своеобразным мониторингом учащегося своих знаний и достижений по данным предметам. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание.
В текущем оценивании используется модульно-рейтинговая система оценки (по результатам заполнения диагностических карт учениками составляется рейтинговая таблица) , которая обеспечивает не только регулярность работы над учебным предметом, но и вовлеченность в оценочную деятельность самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Рейтинговая таблица изучения темы «Сложносочинённое предложение»
ФИО ученика |
Строение сложносочинённого предложения. (Проверочная работа) |
Средства связи в сложносочинённом предложении (Выполнение упражнения 72) |
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. (Тест) |
Запятая между частями сложносочинённого предложения. (Проверочная работа) |
Контрольная работа №2 по теме «Сложносочиненные предложения» |
Результат освоения темы |
Рейтинг |
А. Никита |
|
|
|
|
|
|
|
А. Анастасия |
|
|
|
|
|
|
|
В. Кирилл |
|
|
|
|
|
|
|
Г. Егор |
|
|
|
|
|
|
|
К. Анастасия |
|
|
|
|
|
|
|
К. Иван |
|
|
|
|
|
|
|
Л. Наталья |
|
|
|
|
|
|
|
М. Илья |
|
|
|
|
|
|
|
М. Арина |
|
|
|
|
|
|
|
О. Анна |
|
|
|
|
|
|
|
П. Алина |
|
|
|
|
|
|
|
П. Сергей |
|
|
|
|
|
|
|
П. Руслан |
|
|
|
|
|
|
|
Х. Денис |
|
|
|
|
|
|
|
Х. Андрей |
|
|
|
|
|
|
|
Ш. Никита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Считаю, что трудно переоценить роль педагогической диагностики достижений в работе учителя, хотя методика педагогической диагностики еще требует достаточно научного обоснования.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения и воспитания не только эффективным, но и интересным для учащихся. Систематическая диагностика достижений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами диагностики способствует повышению уровня учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Диагностика для учащихся должна быть обучающей, а, следовательно, она будет и развивающей, и воспитывающей.
В результате проведения традиционных и нетрадиционных форм педагогической диагностики раскрываются индивидуальные особенности ребят, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.
Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.
Диагностические работы моих учеников многое рассказывают о них, об их способностях. Эти работы говорят и обо мне как об учителе. Результаты данной диагностики никто не видит, но для размышлений о собственной работе, об особенностях моего отношения к учебному предмету получаю богатейший материал. Вновь и вновь возвращаясь к анализу результатов итоговой диагностики в группе, я должна, если это необходимо, вносить серьезные коррективы в свою последующую работу.
Выводы
Правильно выстроенная система диагностики и контроля реализует концепцию развивающего обучения
При диагностических исследованиях учитель своевременно получает необходиую информацию об уровне усвоения учебного материала. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль носит развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровень его развития.
Учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.
Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.
Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения, и своевременно их решить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.