Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Консультация для педагогов ДОУ
Современный педагог – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;
- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Консультация для педагогов ДОУ
1
Совершенствование профессиональной компетентности педагога через
самообразование
Консультация для педагогов ДОУ
Федеральный
образовательный
государственный
стандарт
предусматривает создание условий для повышения качества образования.
Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к
образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию
образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому
очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических
работников) педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных
предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной
рабочей программой;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в
порядке, установленном законодательством об образовании.
В системе этих требований формируется заказ общества и государства к
уровню психологопедагогической подготовки педагогических кадров,
оформляется востребованность в психологопедагогической подготовке
педагога.
Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня
профессионального мастерства педагогов.
Одним из показателей
профессиональной компетентности педагога является его способность к
самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и
самосовершенствованию.
Современный педагог – это:
профессиональному,
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к
духовному,
общекультурному и физическому
совершенству;
специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства,
технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально
личностный подход;
умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной
деятельности;2
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности,
постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся
самообразованием, обладающий многогранностью интересов;
Самообразование – это потребность творческого и ответственного
человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной
моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии
педагогической направленности.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной
деятельности педагогов выступают следующие профессиональные
компетенции:
методическая компетентность;
исследовательская компетентность;
управленческая компетентность;
коммуникативная компетентность;
образовательная компетентность.
Организовать деятельность педагогов, направленную на развитие
профессиональной компетентности, можно через систему самообразования
педагогов.
Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим
инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической
среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально
экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в
современной системе образования, делают необходимостью повышение
квалификации и профессионализма педагога, т е. его профессиональной
компетентности.
Педагогический словарь дает следующее определение понятию
«педагогическое самообразование»: «Педагогическое самообразование
(профессиональное самообразование педагога)
– это процесс
самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей,
способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их
использования и творческой интерпретации в своей профессиональной
деятельности».
Другими словами, самообразование — это способность педагога
самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки.
Доктор философских наук, профессор А.Г. Мысливченко считал, что
«самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой
адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид3
творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и
самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности,
обладающие как объективной общественной, так и субъективной
значимостью».
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к
педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать
других, нужно знать больше, чем все остальные.
Целью самообразования является совершенствование образовательного
процесса за счет повышения уровня теоретического и практического
мастерства педагога.
К задачам самообразования можно отнести:
формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой
деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей
культуры;
изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых
форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
повышение научнотеоретического уровня в области теории и методики
преподавания основных предметов.
Основными принципами самообразования являются непрерывность,
целенаправленность, интеграция, единство общей и профессиональной
культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий
характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
вариативность.
Значение самообразования для профессиональной компетентности
педагога заключается в:
повышении качества преподавания предмета;
готовности к педагогическому творчеству;
профессиональном и карьерном росте;
создании имиджа современного учителяноватора, учителямастера,
учителянаставника;
соответствии педагога требованиям общества и государства.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
Формы самообразования педагога
индивидуальная и групповая (коллективная).
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако
руководители методических и административных структур могут
инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма4
предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и
методического уровня.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать:
1. Научноисследовательскую работу по определенной проблеме.
2. Посещение библиотек, изучение научнометодической и учебной
литературы.
3.
Участие в педагогических советах,
научнометодических
объединениях.
4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм
уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
6. Изучение современных информационнокомпьютерных технологий.
7. Участие в педагогических конкурсах.
8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание
своего сайта.
Групповая форма реализуется в виде деятельности методического
объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и
обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального
самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на
активное участие педагогов в методической работе межшкольных
методических объединений.
Также самообразование педагога может осуществляться через
следующие формы:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает
возможность получения квалифицированной помощи от специалиста
преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности
позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к.
структура большинства программ имеет модульный характер: одни
обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции,
семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в
удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по
интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами
следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных
электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного5
содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
При организации самообразования учитывается профессиональный
уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести
педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и
способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по
самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания,
учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж. Педагог со
стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и
найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и
коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной
диагностической и исследовательской деятельностью.
Технология организации самообразования педагогов
Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию,
необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в
этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:
когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности,
профессиональные знания, умение их применять;
мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной
значимости непрерывного образования;
организационный, к которым относится умение выбрать источники познания
и формы самообразования;
нравственноволевой компонент,
критичность, трудоспособность.
включающий любознательность,
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов может быть
представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание
определенного настроя на самостоятельную работу;
анализ
профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор
цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление
последовательности своих действий.
2 этап – обучающий, во время которого педагог знакомится с
психологопедагогической и методической литературой по выбранной
проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным
коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их
отбор и анализ, формирование картотеки по теме.6
3 этап – практический, в течение которого происходит адаптация
теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету);
апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг,
анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением
литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение
накопленных фактов.
4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы
использует собственный опыт, а также занимается его распространением;
созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на
теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков,
внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией,
коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает
практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях
методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных
мероприятий, мастерклассы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итоговоконтрольный), на котором педагог
должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме
самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести
мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях
методических объединений, педагогических советов.
Как же осуществляется выбор темы?
Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые
обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности, с целью
совершенствования своего профессионального уровня и решения
обозначенных проблем.
Тема самообразования учителя может быть связана с общей
методической темой общеобразовательного учреждения. Если педагог
работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается
в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление
деятельности образовательного учреждения.
Как правильно формулировать тему самообразования?
Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит
три части:
1 часть – содержит проблему,
2 часть – связующее звено,
3 часть – это то, что будет решать проблема.7
Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке
звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках …
(предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода».
Темы не должны быть:
слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении …
(предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные
технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы
нескольких технологий);
незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности
обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего
активизируете?», «На каком предмете?»);
слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на
уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Формулировка цели и задач самообразования
могут
задачи.
Целями
После выбора темы самообразования необходимо сформулировать цели
быть:
и
правовой и общей культуры.
Повышение уровня эрудиции,
1.
2.
Изучение и внедрение новых педагогических технологий.
3. Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
4. Совершенствование знаний в области педагогической психологии.
самообразования
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему
самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели
самообразования.
Составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план
работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над
темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.8
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с
анализом,
выводами и рекомендациями для других учителей.
Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме
самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) методической работы:
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативноправовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по теме;
2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных
источников:
составление картотеки источников;
выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана
методической работы:
обоснование выбора темы;
актуальность и новизна;
выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
формулирование цели и задач работы;
разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической
деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над
методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед
коллегами.
Направления самообразования педагогов
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной
деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета,
методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий
высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга,
обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих
навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать, быть
компетентным и профессиональным. Основные направления, в которых
учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием,
разнообразны:
1. Профессиональное направление — предмет преподавания.9
2. Психологопедагогическое направление
—
ориентация на
учеников, коллег и родителей.
3. Психологическое направление — имидж, общение, искусство
влияния, лидерские качества.
4. Методическое направление — педагогические технологии, формы,
методы и приемы обучения.
5. Правовое направление – нормативноправовая база.
6. Эстетическое направление.
7. Историческое направление.
8. Охрана здоровья.
9. Интересы и хобби.
План самообразования педагогов
(молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги):
1. Тема самообразования.
2. Цель и задачи личностнопрофессионального самообразования.
3. Разделы плана:
а) задачи деятельности по каждому направлению;
б) содержание деятельности;
в) сроки реализации запланированного;
г) форма представления результатов работы;
д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда
заслушиваются);
е) пути дальнейшей работы по направлениям.
4. Направления деятельности:
а) изучение литературы по теме самообразования;
б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;
в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме
самообразования;
г) разработка программнометодического,
учебнодидактического
обеспечения образовательного процесса с учётом избранной темы;
д) формирование авторской дидактической системы;
е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;
ж) самоанализ проведённой работы и её результатов.
Приведем вариант плана для творчески работающих педагогов.
1. Тема самообразования.
2. Цели и задачи самообразования.
3. Содержание работы.
4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка
программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита
проекта, научнопрактическая конференция, презентация и др.)10
5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение
продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.)
На основе самопознания, развития профессиональнопедагогической
культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит
трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование
устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную
потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть
успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня
самосовершенствования.
Литература:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд
во Урал. 2000.
3.Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростовна
Дону, 1997.
4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск,
1991.
5.Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие
профессиональной деятельности педагога». М. 2001г.
6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.
– М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС,
1999.