Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование Консультация для педагогов ДОУ.

  • Семинары
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование Консультация для педагогов ДОУ Современный педагог – это: - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; - специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход; - умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности; - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование Консультация для педагогов ДОУ
Иконка файла материала Консультация для педагогов Компетентность педагога..docx
1 Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование Консультация для педагогов ДОУ     Федеральный   образовательный государственный стандарт предусматривает   создание   условий   для   повышения   качества   образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному   процессу:   необходимы   новые   подходы   к   созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.  Согласно   Федеральному   закону   «Об   образовании   в   Российской Федерации»   (Статья   48.   Обязанности   и   ответственность   педагогических работников) педагогические работники обязаны:  ­   осуществлять   свою   деятельность   на   высоком   профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов,   курса,   дисциплины   (модуля)   в   соответствии   с   утвержденной рабочей программой; ­ систематически повышать свой профессиональный уровень;  ­   проходить   аттестацию   на   соответствие   занимаемой   должности   в порядке, установленном законодательством об образовании.  В системе этих требований формируется заказ общества и государства к уровню   психолого­педагогической   подготовки   педагогических   кадров, оформляется   востребованность   в   психолого­педагогической   подготовке педагога.  Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального   мастерства   педагогов.   Одним   из   показателей профессиональной   компетентности   педагога   является   его   способность   к самообразованию,   которое   проявляется   в   стремлении   к   росту   и самосовершенствованию.  Современный педагог – это:   профессиональному, ­   гармонично   развитая,   внутренне   богатая   личность,   стремящаяся   к духовному,   общекультурному   и   физическому совершенству; ­ специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии,   формы   работы   с   учащимися,   учитывая   индивидуально­ личностный подход; ­ умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;2 ­   обладающий   высокой   степенью   профессиональной   компетентности, постоянно   совершенствующий   свои   знания   и   умения,   занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов; Самообразование   –   это   потребность   творческого   и   ответственного человека   любой   профессии,   тем   более   для   профессий   с   повышенной моральной  и   социальной   ответственностью,  каковыми   являются   профессии педагогической направленности.  В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности   педагогов   выступают   следующие   профессиональные компетенции:  ­ методическая компетентность; ­ исследовательская компетентность;  ­ управленческая компетентность;  ­ коммуникативная компетентность; ­ образовательная компетентность.  Организовать   деятельность   педагогов,   направленную   на   развитие профессиональной   компетентности,   можно   через   систему   самообразования педагогов. Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности,   формирование   восприимчивости   к   педагогическим инновациям,   способностей   адаптироваться   в   меняющейся   педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­ экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной   системе   образования,   делают   необходимостью   повышение квалификации   и   профессионализма   педагога,   т   е.   его   профессиональной компетентности.  Педагогический   словарь   дает   следующее   определение   понятию «педагогическое   самообразование»:   «Педагогическое   самообразование (профессиональное   самообразование   педагога)   –   это   процесс самостоятельного   освоения   педагогом   новых   педагогических   ценностей, способов   и   приёмов,   технологий   деятельности,   умений   и   навыков   их использования   и   творческой   интерпретации   в   своей   профессиональной деятельности». Другими   словами,   самообразование  —  это   способность   педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Доктор   философских   наук,  профессор   А.Г.  Мысливченко   считал,   что «самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно   участвуют   все   физические   и   духовные   силы   человека;   это   вид3 творческой   деятельности,   в   процессе   которой   человек,   саморазвиваясь   и самоизменяясь,   создает   не   только   духовные,   но   и   материальные   ценности, обладающие   как   объективной   общественной,   так   и   субъективной значимостью». Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные. Целью   самообразования  является  совершенствование   образовательного процесса   за   счет   повышения   уровня   теоретического   и   практического мастерства педагога. К задачам самообразования можно отнести:  ­   формирование   способности   к   творческому   саморазвитию,   к   творческой деятельности;  повышение   уровня   своей   эрудиции,   правовой   и   общей культуры; ­  изучение   и   внедрение  инновационных   педагогических   технологий,  новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс; ­ совершенствование своих знаний в области педагогической психологии; ­  повышение   научно­теоретического   уровня   в   области   теории   и   методики преподавания основных предметов. Основными   принципами   самообразования   являются   непрерывность, целенаправленность,   интеграция,   единство   общей   и   профессиональной культуры,   взаимосвязь   и   преемственность,   доступность,   опережающий характер,   перманентность   перехода   от   низкой   ступени   к   высшей, вариативность. Значение   самообразования   для   профессиональной   компетентности педагога заключается в: ­ повышении качества преподавания предмета;  ­ готовности к педагогическому творчеству;  ­ профессиональном и карьерном росте; ­   создании   имиджа   современного   учителя­новатора,   учителя­мастера, учителя­наставника;  ­ соответствии педагога требованиям общества и государства.  Все   формы   самообразования   можно   условно   поделить   на   две   группы: Формы самообразования педагога индивидуальная и групповая (коллективная).   В индивидуальной  форме инициатором  является сам педагог, однако руководители   методических   и   административных   структур   могут инициировать   и   стимулировать   этот   процесс.  Индивидуальная   форма4 предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.  Индивидуальная работа по самообразованию может включать: 1. Научно­исследовательскую работу по определенной проблеме. 2.   Посещение   библиотек,   изучение   научно­методической   и   учебной литературы. 3.   Участие   в   педагогических   советах,   научно­методических объединениях. 4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. 5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. 6. Изучение современных информационно­компьютерных технологий. 7. Участие в педагогических конкурсах. 8.   Размещение   своих   разработок   на   сайтах   в   Интернете   или   создание своего сайта.   Групповая   форма   реализуется   в   виде   деятельности   методического объединения,   семинаров,   практикумов,   курсов   повышения   квалификации   и обеспечивает   обратную   связь   между   результатами   индивидуального самообразования   и   самим   педагогом.  Коллективная   форма   направлена   на активное   участие   педагогов   в   методической   работе   межшкольных методических объединений. Также   самообразование   педагога   может   осуществляться   через следующие формы:   1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность   получения   квалифицированной   помощи   от   специалиста­ преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.  2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет  выстраивать   индивидуальную   траекторию   образования,   т.   к. структура   большинства   программ   имеет   модульный   характер:   одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.  3.   Дистанционные   курсы   повышения   квалификации,   конференции, семинары, олимпиады и конкурсы  предоставляют возможность пройти их в удобное   для   педагогов   время;   есть   также   возможность   выбора   темы   по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.  4.   Сетевые   педагогические   сообщества  открывают   перед   педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных   ресурсов;   самостоятельное   создание   сетевого   учебного5 содержания;   освоение   информационных   концепций,   знаний   и   навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.  При   организации   самообразования   учитывается   профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы   обучения.   Начинающему   педагогу   самостоятельная   работа   по самообразованию   позволяет   пополнять   и   конкретизировать   свои   знания, учиться  на  опыте  коллег, обогатить  свой  методический  багаж. Педагог  со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти   эффективные,   приоритетные   для   себя   приемы   развивающей   и коррекционной   работы   с   детьми   и   родителями,   овладеть   элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.  Технология организации самообразования педагогов Прежде   чем   приступить   к   организации   работы   по   самообразованию, необходимо определить  готовность педагога к этому виду деятельности, в этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:   ­   когнитивный,   который   включает   в   себя   базовую   культуру   личности, профессиональные знания, умение их применять;   ­   мотивационный   компонент,   т.е.   осознание   личной   и   общественной значимости непрерывного образования;  ­ организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;  ­   нравственно­волевой   компонент, критичность, трудоспособность.   включающий   любознательность, Самообразование   непрерывно,   но   планировать   его   нужно   поэтапно. Технология   организации   самообразования   педагогов   может   быть представлена в виде следующих этапов: 1   этап –   диагностический,   который   предусматривает   создание определенного   настроя   на   самостоятельную   работу;   анализ профессиональных   затруднений   и   интересов;   постановку   проблемы,   выбор цели   работы,   формулирование   личной   индивидуальной   темы,   осмысление последовательности своих действий.   2   этап  –  обучающий,   во   время   которого   педагог   знакомится   с психолого­педагогической   и   методической   литературой   по   выбранной проблеме образования;  с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.6 3   этап –   практический,   в   течение   которого   происходит  адаптация теоретического   материала   к   конкретной   ситуации   (классу,   предмету); апробирование   на   практике   выбранных   методов   работы;   мониторинг, анкетирование.  Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.   На   данном   этапе   идет   осмысление,   анализ   и   обобщение накопленных фактов.   4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует   собственный   опыт,   а   также   занимается   его   распространением; созданием   собственных   наработок   в   русле   выбранной   темы   с   опорой   на теоретический   материал   (дидактические   материалы,   разработки   уроков, внеклассных   мероприятий   и   другие   методические   наработки);   апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические   выходы:   отчет   о   ходе   самообразования   на   заседаниях методического   объединения,   проведение   открытых   уроков,   внеклассных мероприятий, мастер­классы для коллег. 5 этап – обобщающий (или итогово­контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести мониторинг,   анкетирование   и   презентацию   материалов   на   заседаниях методических объединений, педагогических советов. Как же осуществляется выбор темы?  Тема   самообразования   выбирается,   исходя   из   проблем,   которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности, с целью совершенствования   своего   профессионального   уровня   и   решения обозначенных проблем.  Тема   самообразования   учителя   может   быть   связана   с   общей методической   темой   общеобразовательного   учреждения.   Если   педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в   соответствии   с   теми   задачами,   которые   реализует   данное   направление деятельности образовательного учреждения.  Как правильно формулировать тему самообразования? Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:  1 часть – содержит проблему,  2 часть – связующее звено, 3 часть – это то, что будет решать проблема.7 Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке  звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках …  (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода».  Темы не должны быть: ­ слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий); ­   незавершёнными:   «Способы   активизации   познавательной   деятельности обучающихся» (формулировка   незакончена,  возникают   вопросы:  «Для   чего активизируете?», «На каком предмете?»); ­   слишком   повседневными:   «Формирование   знаний,   умений,   навыков   на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках». Формулировка цели и задач самообразования     могут   задачи.   Целями  После выбора темы самообразования необходимо сформулировать цели   быть: и   правовой   и   общей   культуры.   Повышение   уровня   эрудиции, 1. 2.   Изучение   и   внедрение   новых   педагогических   технологий. 3.   Изучение   и   внедрение   новых   форм,   методов   и   приемов   обучения. 4. Совершенствование знаний в области педагогической психологии. самообразования При   этом   цель   должна   звучать   емко,   отражать   и   уточнять   тему самообразования. Задачи   самообразования   –   это   шаги   по   достижению   цели самообразования. Составление плана самообразования На   основании   выбранной   темы   учитель   разрабатывает   личный   план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:  название темы;  цели;  задачи;  предполагаемый результат;  этапы работы;  сроки выполнения каждого этапа;  действия   и   мероприятия,   проводимые   в   процессе   работы   над темой;  способ демонстрации результата проделанной работы;  форма отчета по проделанной работе.8 По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом,   выводами   и   рекомендациями   для   других   учителей. Продолжительность   реализации   каждого   этапа   работы   по   теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена. Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой 1. Выбор темы (проблемы) методической работы: ­ ознакомление с литературой; ­ ознакомление с нормативно­правовыми документами; ­ изучение прогрессивного педагогического опыта по теме; 2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных источников: ­ составление картотеки источников; ­ выписки из литературных источников. 3. Уточнение   темы   и   разработка   предварительного   варианта   плана методической работы: ­ обоснование выбора темы; ­ актуальность и новизна; ­ выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности; ­ формулирование цели и задач работы; ­ разработка календарного плана индивидуальной работы. 4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. 5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. 6.   Анализ   и   оценка   результатов   индивидуального   опыта   работы   над методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. 7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами. Направления самообразования педагогов Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности   учитель   должен   владеть   знанием   собственного   предмета, методиками   его   преподавания,   психологией   и   педагогикой,   иметь   общий высокий   уровень   культуры,   знать   приемы   риторики,   основы   мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков   учитель   не   может   эффективно   учить   и   воспитывать,   быть компетентным   и   профессиональным.   Основные   направления,   в   которых учитель   должен   совершенствоваться   и   заниматься   самообразованием, разнообразны: 1. Профессиональное направление — предмет преподавания.9 2. Психолого­педагогическое   направление  —  ориентация   на учеников, коллег и родителей. 3. Психологическое   направление  —  имидж,   общение,   искусство влияния, лидерские качества. 4. Методическое направление — педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. 5. Правовое направление – нормативно­правовая база. 6. Эстетическое направление. 7. Историческое направление. 8. Охрана здоровья. 9. Интересы и хобби. План самообразования педагогов (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги): 1. Тема самообразования. 2. Цель и задачи личностно­профессионального самообразования. 3. Разделы плана: а) задачи деятельности по каждому направлению; б) содержание деятельности; в) сроки реализации запланированного; г) форма представления результатов работы; д)   итоги   работы   по   каждому   из   направлений   (где,   кем,   когда заслушиваются); е) пути дальнейшей работы по направлениям. 4. Направления деятельности: а) изучение литературы по теме самообразования; б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме; в)   проектирование   педагогом   деятельности   по   избранной   теме самообразования; г)   разработка   программно­методического,   учебно­дидактического обеспечения образовательного процесса с учётом избранной темы; д) формирование авторской дидактической системы; е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий; ж) самоанализ проведённой работы и её результатов. Приведем вариант плана для творчески работающих педагогов. 1. Тема самообразования. 2. Цели и задачи самообразования. 3. Содержание работы. 4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы   исследования,   открытое   учебное   занятие,   семинар,   защита проекта, научно­практическая конференция, презентация и др.)10 5.   Методы   работы   (моделирование,   анализ   документов,   изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.) На   основе   самопознания,   развития   профессионально­педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация   развития   в   саморегулирующую   систему,   преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность   в   самосовершенствовании,   желании   учиться   всю   жизнь,   быть успешным,   что   является   свидетельством   достижения   оптимального   уровня самосовершенствования.   Литература: 1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд­ во Урал. 2000. 3.Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. ­ Ростов­на­ Дону, 1997. 4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. ­ Новосибирск,  1991. 5.Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие  профессиональной деятельности педагога». М. 2001г. 6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС,  1999.