Советская культура и наука 1930-х гг.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План урока 1. Тема программы: Россия и мир между мировыми войнами 2. Тема урока: Советская культура и наука 1930-х гг. 3. Тип урока: урок усвоения новых знаний 4. Форма проведения урока: лекция 5. Цели урока: Воспитательная: • воспитание убежденности в значимости темы урока, этических представлений • воспитание профессионально важных личностных качеств (аккуратности, исполнительности), • формирование нравственных и мировоззренческих устоев личности, гуманизма Развивающая: • развитие познавательной активности, наблюдательности, профессионально- • значимых психофизиологических свойств личности: логического мышления, мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация) Обучающая: • формирование знаний о важнейших чертах развития советской культуры и • науки в 1930-е гг., формирование умений сопоставлять факты и события, делать выводы
Иконка файла материала Советская культура и наука 1930-х гг..doc
Советская культура и наука 1930-х гг. План урока 1. Тема программы: Россия и мир между мировыми войнами 2. Тема урока: Советская культура и наука 1930­х гг. 3. Тип урока: урок усвоения новых знаний 4. Форма проведения урока: лекция 5. Цели урока: Воспитательная: воспитание убежденности в значимости темы урока, этических представлений воспитание профессионально важных личностных качеств (аккуратности, исполнительности),    формирование нравственных и мировоззренческих устоев личности, гуманизма Развивающая:   развитие познавательной активности, наблюдательности, профессионально­ значимых психофизиологических свойств личности: логического мышления, мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация) Обучающая:  формирование знаний о важнейших чертах развития советской культуры и  науки в 1930­е гг., формирование умений сопоставлять факты и события, делать выводы 6. Методическая характеристика урока: Метод Методический прием Средства обучения Методы стимулирования и мотивации Создание ситуации познавательной  новизны. Создание позитивного фона занятия  способствующего достижению цели  урока, ориентация на успех проблемная беседа о значимости  темы в данный конкретно­ исторический момент Поощрение в учении,  психологическое “поглаживание” Словесный учебная дискуссия, сообщения и комментарии студентов Зуев М. Н. История России 42,  стр. 432 – 476; Энциклопедия “Советская  культура”, п.3, стр. 234 – 346 Наглядно­ демонстрационный использование средств ИКТ экран, проектор, компьютер,  слайд­фото, слайд­текст,Практический сбор и систематизация материала для  подготовки сообщений рабочий лист, сообщения  студентов Методы контроля входной контроль, текущий контроль итоговый контроль, самоконтроль входной и итоговый тесты с  эталонами ответов. презентации студентов 7. Ход урока № и название этапа Дидактические задачи этапа Деятельность преподавателя Рефлексивная деятельность учащихся I.  Организационный  этап. Подготовка студентов  к работе на уроке.   Психологическая  установка на  восприятие материала  урока. Отвечают на  приветствие. Староста  докладывает о явке  студентов на занятие.  Приводят в соответствие с требованиями внешний  вид, рабочее место. Готовятся к восприятию  урока. Предъявление единых  педагогических требований: ­ приветствие; ­ выявление отсутствующих  на уроке; ­ проверка внешнего вида  (соответствие требованиям  внутреннего распорядка  колледжа). Организация внимания и  готовности студентов к  уроку (устранение  отвлекающих факторов:  посторонний шум, лишние  предметы на рабочем  месте). II. Вводный этап  урока. Подготовка к  основному этапу урока     Проверка  домашнего  задания. Мотивация. Установление  правильности и  полноты выполнения  домашнего задания. Обеспечение  возникновения у  студентов мотива –  внутреннего  побудителя  деятельности,  придающего ей  Приготовьтесь к проверке  домашнего задания Самоосмысление  учебного материала Культурная политика –  мощный инструмент влияния власти на общество. Нам  предстоит определить,  какие методы культурного  воздействия на граждан  использовала Советская  Осмысливают  значимость материала  данного урока в  формировании  профессионального  опыта.личностный смысл и  соответствующего  требованиям учения и  будущей профессии. Сообщение темы.   Постановка цели. Обеспечение  самоосмысления через  постановку цели. власть, а также узнать  используются ли они  сегодня. Известно ли вам имя  партийного деятеля в юности писавшего стихи? Тема сегодняшнего урока:  “Советская наука и культура 1930­х гг.” Запишите тему в тетради. Ответы студентов Слушают название темы.  Записывают в тетради.   Знать: направления  развития отечественной  науки и культуры в 1930­е  гг. Уметь: устанавливать  логические связи между  социальными явлениями  советской и зарубежной  истории Входной контроль. Актуализация опорных  знаний. Реализация связей: ­ межпредметных  (производственное  обучение –  спецпредметы –  общеобразовательные  предметы); ­ внутрипредметных  (материал предыдущих  и данного уроков). Отвечают на вопросы.  Сравнивают свои ответы  с эталонами  (прилагаются).  Определяют Ку –  коэффициент усвоения Прежде, чем мы перейдем к  изучению данной темы,  проверим уровень ваших  базовых знаний. Выполните  входной тест, на который  Вам даётся 5 минут. Вопросы базовых дисциплин  и предыдущих уроков: Выберите правильный ответ: 1. Стахановское движение  развернулось в СССР 1) в 1920­е гг. 2) в 1930­е гг. 3) в 1940­е гг. 4) в 1950­е гг. 2) План сплошной  коллективизации  предусматривал  повсеместное создание1) ТОЗов 2) сельхозкоммун 3) колхозов 4) совхозов 3) Первый пятилетний план  развития народного  хозяйства СССР был принят 1) в 1927 г. 2) в 1928 г. 3) в 1929 г. 4) в 1930 г. 4) Одно из негативных  последствий ускоренной  модернизации в СССР: 1) тяжелое положение  колхозников 2) создание индустриальной  основы для существования  массовой индустриальной  армии 3) создание новой  индустриальной базы на  Востоке 4) создание массовой  трудовой армии Время закончилось. Назовите вопросы, которые  вызвали у Вас затруднение?  Сравните свои ответы с  эталонами Коррекция  опорных знаний. Выявление пробелов и  внесение исправлений, поправок в опорных  знаниях учащихся. Разбор вопросов,  вызвавших затруднения.  Доведение до Ку=0,7  опорных знаний. Определяют и  восполняют пробелы в  знаниях. Организация взаимопомощи. Сильные помогают более слабым. Формирование  ориентировочной  Обеспечение  восприятия и  Конспект урока, сообщения  студентов, дидактические  Воспринимают,  осмысливают способыосновы учебной  деятельности.  Изучение нового  материала. осмысления способов  действий (свойств,  правил, принципов,  алгоритмов, методов,  особенностей). действий. Анализируют,  конкретизируют  (приводят примеры)  полученную информацию, сравнивают ее с  известной, ранее  изученной,  систематизируют  обобщают (делают вывод, синтезируют).  Составляют алгоритм  (последовательность)  выполнения работы по  практическому  применению полученных  знаний. материалы (см.  приложение) Краткий план урока: 1) “Культурная революция” 2) Технические и  гуманитарные науки 3) Художественная культура 1) “Культурная  революция” Обучение грамотности  рассматривалось как часть  общей просветительная  работы в СССР. В 1928 г.  был объявлен всесоюзный  культпоход за грамотностью. Лозунгом кампании стали  слова: Грамотный, обучи  неграмотного! В стране  разворачивалась “культурная революция”. Политику в  области просвещения и  образования в 30­е гг.  проводил новый нарком  просвещения А.С. Бубнов. Подготовка кадров. Начавшийся процесс  индустриализации  потребовал ускоренной  подготовки кадров. В 30­е гг. И.В. Сталиным была  выдвинута идея обновления  экономических кадров. Это  повлекло за собой создание  по стране промышленных  академий и инженерных  вузов. Одновременно на  местах создавались кружки,  курсы, школы для  преодоления технической  неграмотности среди  рабочих. В 1930­1932 гг. старшие  классы  общеобразовательных школбыли преобразованы в  техникумы. Развивалась  система школ фабрично­ заводского ученичества  (ФЗУ) и школ крестьянской  молодежи. 2) Технические и  гуманитарные науки. Наука находилась в этот  период под строгим  контролем партии и  государства. Руководство  страны осознавало огромное  значение науки.  Представителям научной  интеллигенции создава­лись  условия для работы. В 1934  г. была восстановлена  система ученых степеней и  званий. В раз­витие науки  вкладывлись значительные  средства. Создавались новые научные учреждения, кото­ рых к началу 40­х гг. в СССР насчитывалось более 1800. 3) Художественная  культура. Советские литература и  искусство были подчинены  задачам социалистического  строительства в СССР.  Творческая интеллигенция  объединялась в Союзы  советских архитекторов,  композиторов, писателей,  художников. Культ Сталина  как вождя общества был  важнейшим элементом  советской художественной  культуры. В образе мудрого,  беспощадного к врагам,  простого и доступного “отца народа” абстрактные  призывы обретали плоть и  кровь, становились  предельно конкретными иблизкими. Песни,  кинофильмы, книги,  стихотворения, газетные и  журнальные публикации  внушали любовь, трепет и  граничащее со страхом  уважение. Архитектура и  градостроительство. В 1935 г. был разработан  Генеральный план  реконструкции Москвы (под  руководством архитекторов  В.Н. Семенова и С.Е.  Чернышова). В 1929­1930 гг.  было завершено  строительство каменного  здания Мавзолея  (архитектор А.Щусев). Были построены Дом Совета СНК  СССР, гостиница Москва,  канал Москва­Волга,  сооружалось московское  метро (первая очередь  пущена в 1935 г.). В то же  время в Москве была  потеряна значительная часть  исторической застройки.  Были снесены Храм Христа  Спасителя, Сухарева башня,  Симонов монастырь,  Красные ворота и др.,  разрушены уникальные  памятники архитектурного  ансамбля Московского  Кремля и др. памятники. Музыка. В 1932 г. был основан Союз  советских композиторов. Во  всех республиках возросло  число оперных театров,  филармоний, консерваторий. В эти годы советскими  композиторами были  созданы произведения  разных жанров. Большоераспространение получила  песенная культура. Вывод: 1) советская культура – это  сложное и противоречивое  явление 2) основная задача советской культуры – воспитание  строителя социализма 3) государство одновременно контролировало и защищало  деятелей творческой  интеллигенции. 4) технические науки  успешно развивались,  гуманитарные попали под  тотальный надзор партии; 5) огромное влияние на  культурную политику в  стране оказывал И. В.  Сталин; Насколько хорошо Вы  усвоили данную тему,  покажут результаты  итогового теста Итоговый тест 1) Каковы достижения  советской науки в 1930­е гг.? 2) В чем суть понятия  “культурная революция”? 3) Почему И. В. Сталин взял  под свой особый контроль  историческую науку? Ожидаемые ответы  студентов: 1) активное развитие  прикладных дисциплин; 2) коренное  преобразование  культурных устоев  дореволюционной России; 3) Ценил ее в качестве  важной воспитательной  дисциплины; Проверка  понимания темы  урока. Определение  возможности допуска  студентов к  самостоятельной  работе.III. Основной этап  работы. Самостоятельная  работа учащихся по применению  полученных знаний. Обеспечение  самореализации через  саморегуляцию и  самоосмысление.  Обеспечение усвоения  новых знаний и  способов действий на  уровне применения в  знакомой и измененной ситуации. IV.  Заключительный  этап урока. Анализ и оценка  успешности  достижения цели  урока. Самостоятельное  выполнение заданий с  применением знаний в  знакомой и измененной  ситуациях. Самоконтроль.   Самокоррекция. Самооценка. Развитие творческих  способностей. Саморегуляция. Самоанализ  выполненной работы. Самокоррекция. Задание для  самостоятельной работы. Составить сравнительную  характеристику развития  советской культуры в 1920­е и 1930­е гг. Аналитическую  работу провести в табличной форме. Целевые обходы Первый обход: проверить  правильность выполнения  заданий; особое внимание  обратить на учащихся (список  прилагается); Второй обход: проверить  правильность ведения  самоконтроля; Третий обход: проверить  правильность выполнения  заданий. Принять, оценить и выдать  дополнительно задания  наиболее успевающим  учащимся; Четвертый обход: прием  практической работы,  оценивание. Подвести итоги за день.  Анализ работы каждого  студента. Сообщить оценку  качества работы каждого  студента. Отметить, кто  добился отличного качества работы. Разобрать наиболее  характерные недочеты в  работе студентов и  рекомендации по их  устранению. Мотивация. Формирование у  учащихся ориентации  Поощрение учащихся в  процессе достижения ими  Самоактуализация.  Саморегуляция черезна успех. поставленной цели (в т.ч.  слабых). достижения цели. Домашнее  задание.   Обеспечение  понимания цели  домашнего задания.  Обеспечение  понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация  межпредметных и  внутрипредметных  связей. Постановка новой цели к следующему уроку. Самоосмысление  способов выполнения  домашнего задания. Сообщение домашнего  задания: 1. Прочитать параграф 56,  ответить на вопросы 2. Повторить содержание  темы “Первая мировая война (1914­1918 гг.)” Самоосмысление  информации о задачах  на ближайший урок. Тема следующего  урока: “Международные  отношения в 1918­1939 гг.” На этом уроке вы сможете  освоить: 1) направления внешней  политики западных стран; 2) направления внешней  политики Советского Союза; 3) предпосылки Второй  мировой войны