Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эпиграф к уроку: О мое поколенье! Мы шли с тобой Ради счастья земли сквозь дымы и беды, Пятна алой зари на земле сухой Словно память о тяжкой цене победы. Асадов Э.А. Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу. Задачи: • Обучающая: формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы войны, выявить социально-экономические предпосылки коренного перелома • Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы и работать в группах. • Воспитывающая: приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание чувства гордости за доблестный труд советских граждан в годы войны Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: учебник; копии документов, мультимедийное оборудование. Новые понятия: эвакуация, местоблюститель
Иконка файла материала Советский тыл в годы.doc
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Эпиграф к уроку: О мое поколенье! Мы шли с тобой Ради счастья земли сквозь дымы и беды, Пятна алой зари на земле сухой Словно память о тяжкой цене победы. Асадов Э.А. Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях  жизни, труда и быта в тылу. Задачи:  Обучающая: формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы войны,    выявить социально­экономические предпосылки коренного перелома Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником,  дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы и работать в  группах. Воспитывающая: приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание чувства гордости за доблестный труд советских граждан в годы войны Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: учебник; копии документов, мультимедийное оборудование. Новые понятия: эвакуация, местоблюститель Ход урока 1. Оргмомент. 2. Изучение новой темы. 3. Выводы, домашнее задание. О чем строки эпирграфа к нашему уроку? Мы сегодня с вами поговорим о цене победы, которую заплатил наш  народ. Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей. Задание на урок: составить кластер по теме "Вклад советского народа в достижение победы. Учащиеся будут работать в группах по темам: 1. Советское общество в первый период войны. Анализ выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941 г. с.214 и стихотворение Б.Б.Полякова "Труженикам тыла" Вопросы по теме: ­ Почему в своем обращении он говорит "Братья и сестры"? ­ Как оценил Сталин характер войны? ­ В чем выразился героизм тружеников тыла? 2. Социально­экономические предпосылки коренного перелома. Работа с текстом из учебника с. 215 "Из  дневников тружеников тыла", а также плакат времен ВОВ "Всё для фронта, всё для победы!". Вопросы по теме: ­ Что такое эвакуация? Каковы были задачи эвакуации? Запись в тетради эвакуация­комплекс мероприятий по  организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в  условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. ­ Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд.­ Что вы понимаете под лозунгом "всё для фронта, всё для победы!" 3. Образование, наука и культура в годы войны. Проанализировать отрывок из "Ленинградской поэмы"  О.Берггольц Вопросы по теме: ­ В каких условиях проходил процесс обучения? ­ Какие отрасли науки стали развиваться в военное время? ­ Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда? 4. Церковь в годы Великой Отечественной войны. Работа с текстом "Пастырям и пасомым Православной  Христовой Церкви. 22 июня 1941 г." с.218 Вопросы по теме: ­ Как изменились отношения РПЦ и советского государства? ­ Дайте понятие местоблюститель Запись в тетради местоблюститель­ лицо, замещающее или исполняющее  обязанности патриарха. ­ В чем состояло значение этого обращения? Итак, вернемся к заданию на урок, что на ваш взгляд помогло советскому народу в достижении победы в войне?  Просмотр видеоролика "Трудовой подвиг советского народа".  По итогам обсуждений нарисовали на доске  кластер. Итоговое повторение и обобщение материала: 1. Какие перемены произошли в советском обществе в период ВОВ? 2. Какой вклад внесли деятели науки и культуры в достижение победы? 3. Расскажите о позиции церкви в годы войны. Домашнее задание: подготовить сообщение на тему "Вклад моей семьи в дело победы".Стих "Труженикам тыла" Когда земля от крови стыла. Когда горел наш общий дом. Победу труженики тыла Ковали праведным трудом. Когда фашизму рвали тело Отцы, мужья и сыновья. В тылу бурлило и кипело ­ Трудилась Родина моя. Сильнее стали женщин плечи. Взрослели дети на глазах. Горели доменные печи, Рожь колосилась на полях. Всё для Победы! Всё для Фронта! А сами в поле и к станку. Чтобы отправить хлеб и танки На фронт солдату ­ мужику. Всё отдавали: силы, средства... Война тащила за собой Детей, не ведающих детства. И женщин с горькою судьбой. Кто был в окопах, те ­ герои. Остановившие фашизм, Но тыл решительным настроем Не меньший ведал героизм. Жива ещё в потомках память Тех героических времён ­ Советским труженикам тыла Низкий наш земной поклонПриложение Все для фронта! Все для победы".  Автор плаката ­ Лазарь Лисицкий. 1942 год.