Эпиграф к уроку:
О мое поколенье! Мы шли с тобой
Ради счастья земли сквозь дымы и беды,
Пятна алой зари на земле сухой
Словно память о тяжкой цене победы.
Асадов Э.А.
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.
Задачи:
• Обучающая: формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы войны, выявить социально-экономические предпосылки коренного перелома
• Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы и работать в группах.
• Воспитывающая: приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание чувства гордости за доблестный труд советских граждан в годы войны
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник; копии документов, мультимедийное оборудование.
Новые понятия: эвакуация, местоблюститель
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Эпиграф к уроку:
О мое поколенье! Мы шли с тобой
Ради счастья земли сквозь дымы и беды,
Пятна алой зари на земле сухой
Словно память о тяжкой цене победы.
Асадов Э.А.
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях
жизни, труда и быта в тылу.
Задачи:
Обучающая: формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы войны,
выявить социальноэкономические предпосылки коренного перелома
Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником,
дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы и работать в
группах.
Воспитывающая: приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание чувства гордости
за доблестный труд советских граждан в годы войны
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник; копии документов, мультимедийное оборудование.
Новые понятия: эвакуация, местоблюститель
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Изучение новой темы.
3. Выводы, домашнее задание.
О чем строки эпирграфа к нашему уроку? Мы сегодня с вами поговорим о цене победы, которую заплатил наш
народ. Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей.
Задание на урок: составить кластер по теме "Вклад советского народа в достижение победы.
Учащиеся будут работать в группах по темам:
1. Советское общество в первый период войны. Анализ выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941 г. с.214 и
стихотворение Б.Б.Полякова "Труженикам тыла"
Вопросы по теме:
Почему в своем обращении он говорит "Братья и сестры"?
Как оценил Сталин характер войны?
В чем выразился героизм тружеников тыла?
2. Социальноэкономические предпосылки коренного перелома. Работа с текстом из учебника с. 215 "Из
дневников тружеников тыла", а также плакат времен ВОВ "Всё для фронта, всё для победы!".
Вопросы по теме:
Что такое эвакуация? Каковы были задачи эвакуации? Запись в тетради эвакуациякомплекс мероприятий по
организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в
условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения.
Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд. Что вы понимаете под лозунгом "всё для фронта, всё для победы!"
3. Образование, наука и культура в годы войны. Проанализировать отрывок из "Ленинградской поэмы"
О.Берггольц
Вопросы по теме:
В каких условиях проходил процесс обучения?
Какие отрасли науки стали развиваться в военное время?
Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда?
4. Церковь в годы Великой Отечественной войны. Работа с текстом "Пастырям и пасомым Православной
Христовой Церкви. 22 июня 1941 г." с.218
Вопросы по теме:
Как изменились отношения РПЦ и советского государства?
Дайте понятие местоблюститель Запись в тетради местоблюститель лицо, замещающее или исполняющее
обязанности патриарха.
В чем состояло значение этого обращения?
Итак, вернемся к заданию на урок, что на ваш взгляд помогло советскому народу в достижении победы в войне?
Просмотр видеоролика "Трудовой подвиг советского народа". По итогам обсуждений нарисовали на доске
кластер.
Итоговое повторение и обобщение материала:
1. Какие перемены произошли в советском обществе в период ВОВ?
2. Какой вклад внесли деятели науки и культуры в достижение победы?
3. Расскажите о позиции церкви в годы войны.
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему "Вклад моей семьи в дело победы".Стих "Труженикам тыла"
Когда земля от крови стыла.
Когда горел наш общий дом.
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья.
В тылу бурлило и кипело
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи.
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Всё для Победы! Всё для Фронта!
А сами в поле и к станку.
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату мужику.
Всё отдавали: силы, средства...
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства.
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те герои.
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший ведал героизм.
Жива ещё в потомках память
Тех героических времён
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклонПриложение
Все для фронта! Все для победы".
Автор плаката Лазарь Лисицкий. 1942 год.