Советы родителям
"Зачем нужна
артикуляционная гимнастика"?»
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся
поводом для шуток и насмешек среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства
артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в
порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители
развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима
гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата,
совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить
пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы
артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно
исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы
начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному
возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно исправить даже с
логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения
получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением
развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки
могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости
крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте ребёнка, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему
ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий,
иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не
слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный
массаж.
Виды
упражнений.
Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в
определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого
аппарата).
Статические упражнения:
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу
около 7 – 10 секунд.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на
нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и
удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения:
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение
органов речи.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его
кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую
щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно
цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Возрастные особенности детей и гимнастика.
Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот
восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым:
надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например,
можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с
двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих,
говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является
развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса,
контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения
звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не
получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки
поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда
ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать,
в какой воде побывала ложка.
«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его
прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7
секунд).
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются,
вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык
двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ.
Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики»,
«Качели», «Лошадку».
Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок,
которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо
изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние
губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям
повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его
узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в
бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка
совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает
только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений
безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в
которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих,
малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому
и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять
внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя
будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в
ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук.
Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается
искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков.
Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк —
..иск».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.