Одним из условий повышения качества работы дошкольной организации образования является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача методиста – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО
ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»
СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Одним из условий повышения качества работы дошкольной организации
образования является дифференцированное оказание помощи педагогам на
основе диагностики их профессионального уровня. Задача методиста –
оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые
вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако
эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной
работой педагога, его самообразованием.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития
важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на
развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний
педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без
всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и
профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и
творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому
постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать
потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по
расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в
свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени
углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые
затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольной организации образования
многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе
самообразования педагогов дошкольной организации могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научнометодической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии,
анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных организаций;
Повышение общекультурного уровня.Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих
направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать
следующую тематику самообразования соответственно опыту и
педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностноориентированной модели воспитания,
обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательнообразовательного
процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях
вариативного образования;
Формирование умения анализировать научнометодическую литературу,
применение полученных знаний на практике, активизация творческих
способностей.
Для опытных, творческиработающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в
контексте тенденций развития психологопедагогической науки и
социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую
зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя.
Методическая работа необходима воспитателю:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы работы
по
самообразова
нию
ПЕДАГОГА
МЕТОДИСТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.
2.
3.
потребности
в
Формирование
самооценка
самообразовании,
подготовленности,
осознание
необходимости в знаниях, постановка
целей и задач
Планирование
самообразованию
работы
по
Теоретическое изучение проблемы
(знакомство с предметом, выборочное
изучение,
и самооценка
результатов)
анализ
диагностика
анализ
деятельности
Педагогическая
всесторонний
педагога.
Выявление желания педагога работать над
той или иной проблемой: индивидуальные
беседы, анкетирование
Консультирование
рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по
самообразованию;
в выборе вопросов для
самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от
уровня профессионализма педагога
и методические
•
Создание условий для работы воспитателя
по самообразованию:
• тематическая подборка и составление
картотеки научной, научнопопулярной,
методической
художественной
литературы;
• тематическая подборка и составление
картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь
иПрактическая
деятельность
(применение знаний, навыков и умений
на практике: изготовление пособий и
атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми)
Подведение итогов самообразования
4.
5.
занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите
занятие», «Советуем поучиться у коллег»,
«Лучшее от каждого – коллективу» и др.
к
или
форм
педагога
работы
Оценка
самообразованию при посещении занятий и
других
воспитательно
образовательного процесса,
изучение
практических материалов
проведению
Привлечение
индивидуальной
групповой
консультации; выступлению на заседании
совета педагогов; проведению открытого
просмотра.
Помощь в оформлении результатов
самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену
опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению
воспитательнообразовательной работы;
• составление перспективного плана
работы с детьми;
• организация выставки работ детей или
педагога по теме самообразования;
педагогического опыта
оформление
передового
•
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию
докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно
организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для
повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его
личности.ӨЗІНӨЗІ БІЛІМ КӨТЕРУ ЖОСПАРЫ
ЕРЕСЕКТЕР ТОБЫ
ТӘРБЕШІ: Щепрова Светлана Леонидовна
20142015 оқу жылы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
СТАРШАЯ ГРУППАВОСПИТАТЕЛЬ: Щепрова Светлана Леонидовна
20142015 учебный год
Цель, задачи:
I. Повышение методического уровня
1. Изучение нормативноправовых документов
2. Изучение новинок учебной и научнометодической литературы
3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики,
детской
психологии, анатомии, физиологии
4. Изучение программы воспитания и обучения детей 56 лет «Бізмектепке барамыз»
5. Изучение новых педагогических технологий
6. Изучение передового педагогического опыта
II. Совершенствование педагогического мастерства
1. Участие в работе мастерклассов
2. Проведение открытых мероприятий
3. Участие в конкурсах профессионального мастерства
4. Подготовка детей к участию в конкурсах
5. Выступление в научнопрактических конференциях, семинарах
6. Публикации в научнометодических местных и республиканских
журналах
7. Разработка методического пособия по теме:
8. Литература:
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практические выходы
(рефераты, доклады, открытый
просмотр, выставка работ и т.д.)
Выводы: