В данном пособии представлены советы родителям от учителя-дефектолога, рекомендации учителя-дефектолога родителям учащихся на лето о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Представлены игры и упражнения по развитию речи и закреплению звуков в самостоятельной речи обучающихся.
советы родителям от дефектолога.docx
КГБОУ «Озерская общеобразовательная школаинтернат»
Советы родителям от
учителядефектолога
Шуваева Н.Ф.,
учительдефектолог
с. Озерки Советы родителям от учителядефектолога
Необходимо:
Принимать ребёнка таким, каков он есть, выражать ему доброе отношение, сообщая ему об
этом взглядом, ласковым прикосновением, словами;
Показывать ребёнку, что родители его понимают, готовы помочь ему организовать работу,
подсказать, как сделать лучше и т.д.;
Формировать у сына /дочери/ самоценность: начинать с повышения самооценки ребёнка
через организацию той деятельности, тех занятий, где у него получается лучше;
Изучать интересы и способности ребёнка, поощрять добрые дела, малейшие успехи и
достижения в том, где трудно, вселять веру и надежду, что у него всё получится;
Видеть в ребёнке достоинства, открывать и утверждать их, ценить в нём личность;
Не позволять себе ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребёнка. Плохое полезно
забывать сразу, акцентируя внимание на хорошем. В поведении детей подчёркиваются не
плохие, а хорошие стороны, отмечаются успехи, активно поддерживаются желание стать
лучше;
Воспитывать детей на положительном, вовлекать в полезную деятельность, разговаривать с
ними уважительно, следить за речью;
Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне;
Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи;
Будьте одновременно тверды и добры;
Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания
взрослых и редко приводит к успеху;
Поддерживайте ребёнка. Взрослый может поддержать ребёнка, признавая его усилия и
вклад, ровно как достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда
дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда
ребёнок не достигает успеха;
Демонстрируйте взаимное уважение, уверенность в ребёнке и уважение к нему как к
личности.
Рекомендации учителядефектолога родителям учащихся на лето.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить
детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно
должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и
закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в
течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения
пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра
и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые
помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий
(имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий
– тяжелый) помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить
одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам"
или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память.
К таким играм можно отнести:
какими словами, красками можно описать время года;
назови словопредмет, словодействие, словаассоциации, словоцвет, только весёлые
слова;
расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко
какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? растет,
цветет, распускается, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка дочка точка кочка…
4. «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала
(короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
∙ Собирать, перебирать ягоды;
∙ Полоть грядки;
Развитие мелкой моторики
∙ Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
∙ Играть с глиной, мокрым песком;
∙ Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
∙ Бросать и ловить летающие тарелочки.
∙ Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
∙ Перебирать крупы;
∙ Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
∙ Раскрашивать раскраски цветными карандашами; ∙ Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
∙ Вышивать (крупным крестиком);
∙ Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
∙ Плести из бисера;
∙ Лепить из пластилина, пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое
внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего
грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует
память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или
рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку,
читаете ли книгу, слушаете ли сказку обращайте внимание ребёнка на редко
встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное
слово.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой
задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь
усвоив предыдущее
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах,
фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не
доступно.
«Разные возможности – равные дети»
Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
Пожалуйста, помните, что:
"Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для
ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим
слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чьялибо жалость для него не
понятна и не полезна.
Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может.
Именно это основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни. Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать
все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним но не вместо
него!
"Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту,
сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, не прячьте их/не
прячьтесь от них!
У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего,
ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии
или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как
это осуществить.
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у
третьих нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... и при этом
ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
Преодолевайте страх и отчаяние
Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к
специалистам.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ
С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО
СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.
ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ НЕ ЖАЛКИЕ,
СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ ОСОБЫЕ!!!!
Источники:
https://nsportal.ru/shkola/materialydlyaroditelei/library/2019/02/23/rekomendatsiiuchitelya
defektologadlya
Советы родителям от учителя-дефектолога
Советы родителям от учителя-дефектолога
Советы родителям от учителя-дефектолога
Советы родителям от учителя-дефектолога
Советы родителям от учителя-дефектолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.