Совместная деятельность педагога с детьми
Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи: Закреплять и расширять представление о России
Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России
Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину
Способствовать формированию у детей интереса к народам России
Познакомить с особенностями разных народных культур.
Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предварительная работа: Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские, чувашские )
Заучивание стихотворений о России, о дружбе народов.
Разучивание подвижных игр народов России: «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.);и др.
Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)
Оборудование и пособия: элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; телевизор; книги со сказками народов России.
Методы и приемы: метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.
Формы и виды организации детской деятельности:Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы.
Содержание совместной деятельности:
Воспитатель Посмотрите внимательно на мой наряд. Я одета в чувашский народный костюм. Чувашская народная одежда, очень красивая, богата украшениями и вышивкой.
Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
В чувашии короткие одежды
Надевать не смели и невежды.
Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали
Воспитатель: -Давайте мы с вами , поздороваемся на своем языке.
Салам -чуваши
Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте
Амина : У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Артём: Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Д/ игра «Кто в какой стране живет?»
Дидактическая задача: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры: Воспитатель называет страну, а дети народ (можно демонстрировать костюмы этих народов при правильном ответе). Например: Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Китае? –Китайцы
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.
Кто живёт в Индии?- Индийцы
Воспитатель: молодцы друзья мы
Воспитатель: Наша страна очень большая. На территории России проживает более 170 различных народов – больших и малых. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:(дети находят картинки национальностей) одинарные национальности
-У русских родной язык… (русский)
-У хантов родной язык… (хантыйский)
-У башкир родной язык… (башкирский)
-У татар родной язык…(татраский)
-У нагайцев родной язык… (нагайский)
-У немцев родной язык…( немецкий)
-У чувашей родной язык… (чувашский)
-У бурят родной язык…(бурятский)
-У калмыков родной язык…(калмыкский)
-У удмуртов родной язык…(удмуртский)
Дети с картинками иллюстрациями рассказывают стихи (пары национальностей)
Живут
в России разные
Народы с давних пор.
Одним
– тайга по нраву,
Другим – степной простор.(Азалия)
У
каждого народа
Язык свой и наряд.
Один
– черкеску носит,
Другой надел халат.(Варя)
Один
– рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой
– готовит мёд.(Даниэль)
Одним
– милее осень,
Другим – милей весна.
А
Родина Россия
У нас у всех – одна.(Сафия)
Д/и «Флаг России» «Герб России»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о флаге нашей Родины, умение собирать флаг из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к Родине.
Материал: флаг из бумаги , поделенные на несколько частей. Игровые правила: собрать из отдельных частей целый флаг. Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
У
России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Белоствольная
берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу нашему милей.(Герман)
Белый
цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.(Дима)
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя. (Влад)
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!(Сафия)
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру
«Золотые ворота»
Играющие берется за руки и поднимают их вверх,
образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят
через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз,
Воспитатель: поиграем в
игру «На лужайке поутру…»?
На лужайке поутру
Мы затеяли игру (дети встают в круг, берутся за руки)
Я- подснежник, ты-вьюнок
Становитесь в наш венок
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг по шире (расширяют круг)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим (,остановились )
Станет озеро большим ( один шаг из круга)
Становитесь в круг опять (смыкают круг)
Будем в солнышко играть (останавливаются тянутся на носочках)
Мы весёлые лучи, мы резвы и горячи (хоровод за руки)
Воспитатель : я предлагаю вам посмотреть
«Выставка чувашского национального костюма»
Цель. Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории России. Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах .Учить детей находить сходство и отличие костюма с другой национальной одеждой.
Ход игры. Детям предлагается посмотреть разные чувашские национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
На узорах — травы, кони , птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла.
Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.
Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.
Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.
В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.