Д О К Л А Д
педагога дополнительного образования
Мочаловой Ольги Валентиновны
на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных стандартов»
на тему:
«Совместная деятельность с родителями как основа формирования партнерских отношений»
(из опыта работы танцевального ансамбля «Озорная канитель»)
Саратов 2020 г
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Проблема взаимодействия образовательных учреждений с родителями была актуальной во все времена и разные эпохи. В последнее время этому придается особое внимание на государственном уровне. Как подтверждение этому следующие документы: «Концепция развития дополнительного образования детей» (от 04.09.2014), где одним из основных механизмов развития дополнительного образования называется партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества и семьи, «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р), национальный проект «Образование» (указ Президента РФ от 7 мая 2018 г.), в котором один из подпроектов - «Современные родители».
Однако в жизни наблюдается процесс отдаления детей от своих родителей, ослабление роли семьи в процессе их воспитания, слабое взаимодействие с учреждениями в решении воспитательных проблем. Вместе с тем нам видится, что вклад в решение данных проблем могут и должны внести педагоги учреждений дополнительного образования.
Вышеназванные проблемы определили выбор темы моего доклада: «Совместная деятельность с родителями как основа формирования партнёрских отношений».
Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка возможно только в условиях сотрудничества педагогов и родителей, и те и другие стремятся помочь ребенку в его становлении и личностном развитии.
Современные ученые уделяют большое внимание изучению вопросов установления партнерства между образовательными учреждениями и родителями. Существуют три основные точки зрения на проблему партнерства. Социальное партнерство понимается как:
– разновидность социального взаимодействия и форма отношений
(А. В. Борилов, В. Ю. Выборнов, Л. Н. Глебова, Н. С. Игнатьев и
др.);
– система взаимодействий и взаимоотношений
(Ю. В. Медова, Е. Г. Сафонова);
– управленческая деятельность
(Е. К. Кашленко).
Мы придерживаемся позиции Никитиной Екатерины Леонидовны (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета), что «Социальное партнерство – это совместная деятельность, в которой осуществляется объединение усилий для достижения общих целей на основе добровольного сотрудничества при соблюдении интересов всех субъектов, взаимовыгодный обмен идеями, информацией, ресурсами, что приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам».
Учреждения дополнительного образования по сравнению с другими обладают рядом преимуществ, укажем некоторые их них:
- сознательный выбор родителей образовательного учреждения;
- возможность выбора режима и темпа освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- возможность выбрать себе педагога, наставника;
- возможность на практике применить полученные знания и навыки;
- менее формальное общение между педагогами и родителями.
Моя цель, как педагога – создать такие отношения с родителями, которые будут способствовать эффективному решению возникающих проблем в вопросах развития и воспитания детей.
В литературе выделяются 6 этапов в установлении социального партнерства: ознакомительный, диагностический, проектировочный, психолого-педагогический, содержательно-практический, оценочно-рефлексивный.
Придерживаясь этого, я выстраиваю свою работу с родителями.
На ознакомительном этапе, цель которого заключается в формировании у родителей культуры принадлежности к образовательному пространству их детей, предполагается: знакомство родителей с историей и традициями учреждения, достижениями обучающихся, с уставом и правилами поведения; презентация ДОП и плана работы объединения на год; наглядно- информационный стенд; посещение открытых занятий.
Как правило, первое общение – заочное, с потенциальными родителями будущих обучающихся осуществляется через информацию (объявления, буклеты, приглашения), которая размещается на сайте учреждения, рекламных щитах, передается через учителей школ и т.п.
Особое внимание уделяется Дню открытых дверей, который проводится в начале учебного года (сентябрь).
На втором этапе – диагностическом идет изучение особенностей семей и семейного воспитания, интересов и потребностей родителей. Проводится анкетирование родителей, беседы, анализ совместных продуктов деятельности детей и родителей, наблюдение за общением детей и родителей.
Третий этап – проектировочный. Проведение родительских собраний, направленных на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом учреждения дополнительного образования, задачами и определение содержания совместной деятельности. Формирование активов родителей в управлении деятельности коллектива, так же является неотъемлемой частью партнерского взаимодействия. В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации через интернет ресурсы: социальная сеть; электронная почта; группа «Озорная канитель в «Одноклассниках»; ведение чатов в телефонных приложениях (в Vibere).
Четвертый этап - содержательно-практический, в ходе которого осуществляется реализация намеченных задач. На этом этапе важно конструктивное взаимодействие. Одни из основных форм партнерства в танцевальном ансамбле «Озорная канитель» - это поездки на конкурсы; посещение театров и музеев; подготовка и проведение совместных мероприятий (Социально значимые акции, праздники, квесты, спортивные эстафеты, флешмобы, концерты). Формирование доверия происходит при наличии поддержки родителей. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, психолого-педагогическом просвещении, консультировании, а также проведение регулярных родительских собраний.
Пятый этап - оценочно-рефлексивный, когда происходит подведение итогов взаимодействия, оценка его результативности, планирование стратегии дальнейшего сотрудничества.
Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года по результатам участия в мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
Результатами социального партнерства в 2018-2019 учебном году были массовые мероприятия: день пожилого человека «Чтобы сердце и душа были молоды…», день матери «Загляните в мамины глаза», новогодняя сказка «Фиксики спешат на помощь», игровая программа «Широкая масленица», дни именинников в течение года, игровая программа посвящённая дню 8 марта «Мамины помощники». Социально значимые акции «Подари улыбку другу» (изготовление подарков своими руками для тяжело заболевшего ребёнка нашего коллектива) и возложение цветов к памятнику «Героям фронта и тыла» (в день Победы! 9мая и
в день памяти и скорби 22 июня). Участие в конкурсах разных уровней. Отчётный концерт «Радуга талантов».
Соблюдение субъектно-субъектной позиции по отношению к родителям, позиции «Мы» - «Мы вместе помогаем детям», способствовало успешной организации и достойного проведения мероприятий в течение всего учебного года.
Вывод. Готовность родителей к партнерству включает следующие позиции: положительное отношение к учреждению дополнительного образования, желание принимать участие в совместной деятельности; заинтересованность в качестве и результатах образования; способность адекватно оценивать свой потенциал, осуществлять диалоговое общение с педагогами; видение своей роли во взаимодействии с образовательным учреждением. Таким образом, результатом совместной деятельности родителей и учреждения дополнительного образование – является выстраивание партнерских отношений с родителями, которые становятся союзниками в решении совместных проектов.
Используемая литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (гл.2, ст 15).
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы / Л.Г. Гуслякова, А.К. Мишин, В.В. Ткаченко; М-во образования РФ [и др.]. - Барнаул, 2003. - 106 с.
4. Реморенко И.М. Социальное партнерство в образовании: понятие и деятельность//Новый город: образование для изменения качества жизни/И.М. Реморенко. - М.; СПб.: Югорск, 2003.
5. Седова, С. С. Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей / С. С. Седова, Н. А. Данилов, И. В. Пеплова // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27412 Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 25.09.2019).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.