Сложное нарушение – это наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка.
Первичное нарушение – это нарушение, которое возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы в следствии воздействия повреждающих факторов.
Осложненный дефект – это поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора.
Вторичное нарушение – имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленные им (пример: I-нарушение слуха – II-нарушение речи)
Предметом психологии детей со СНР – изучение особенностей психического развития детей со СНР и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.
Задачи:
1) Определение общих и специфических закономерностей детей со СНР
2) Разработка методов диагностического изучения
3) Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания детей со СНР
4) Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе
Ученые, которые занимались изучением детей со СНР:
Грачева, Сироткин, И.А. Соколянский, Мещеряков, В.Н. Чулкова, А.В. Ярмоленко (женщина), Скороходова, Е.Л. Гончарова. Из современных: Т.А. Басилова, Соломатина.
1)
Современное представление о сложных нарушениях развития, их
причины и классификация.
Сложное нарушение – это наличие двух или более выраженных первичных
нарушений у одного ребенка.
Первичное нарушение – это нарушение, которое возникает в результате
органического повреждения или недоразвития какойлибо биологической системы в
следствии воздействия повреждающих факторов.
Осложненный дефект – это поражение нескольких функций внутри одной системы
организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора.
Вторичное нарушение – имеет характер психического недоразвития и нарушений
социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но
обусловленные им (пример: Iнарушение слуха – IIнарушение речи)
Предметом психологии детей со СНР
– изучение особенностей психического
развития детей со СНР и определение путей психологопедагогической помощи этим
детям и их семьям.
Задачи:
1) Определение общих и специфических закономерностей детей со СНР
2) Разработка методов диагностического изучения
3) Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания
детей со СНР
4) Изучение особенностей социальнопсихологической адаптации этой группы
людей в обществе
Ученые, которые занимались изучением детей со СНР:
Грачева, Сироткин, И.А. Соколянский, Мещеряков, В.Н. Чулкова, А.В. Ярмоленко
(женщина), Скороходова, Е.Л. Гончарова. Из современных: Т.А. Басилова, Соломатина.
Причины СНР
Можно рассматривать несколько вариантов этиологии сложного нарушения:
1 вариант – один дефект имеет генетическое происхождение, другой экзогенное
(например: генетическая близорукость накладывается родовая травма – ДЦП)
2 вариант – оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами,
действующими независимо друг от друга (например: у отца – генетическое нарушение
слуха, у матери – генетическое нарушение зрения – у ребенка нарушение слуха и зрения)
3 вариант – каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами,
действующими независимо друг от друга (например: в детстве ребенок в результате
несчастного случая потерял зрение, позже, в результате падения нарушилась моторика)
4 вариант – оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того
же симптома (синдром РубенштейнаТейби внешние изменения(низкий рост), У.О.,
расстройства эмоциональноволевой сферы и поведения)
5 вариант – два дефекта возникли в результате действия одного и того же
экзогенного фактора (ребенок в раннем возрасте перенес менингоэнцефалит – У.О.,
нарушение поведения)
Экзогенные факторы могут действовать во внутриутробном периоде, в период
родов, в ранний постнатальный период.
Классификация детей со СНР
1 классификация слепоглухих была представлена А.В. Ярмоленко в 1940г. Основой
классификации являлось время наступления дефекта и наличие/отсутствие
интеллектуальных нарушений:
1 группа – слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем
детстве (до освоения речи)
2 группа – слепоглухие, потерявшее зрение и слух в дошкольном возрасте и позднее
(преобретенная слепоглухота)3 группа – слепоглухие умственно отсталые дети
Современная классификация
1.
по сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных
нарушений (различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных,
интеллектуальных нарушений друг с другом)
2.
по выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха (тотально
слепоглухие; слепые, слабовидящие; слабовидящие слабослышащие; слабовидящие
глухие.)
3.
дети с сочетанными нарушениями зрения и речи (слепые алалики;
слабовидящие алалики; слепые с ОНР; слабовидящие с ОНР)
4.
дети с нарушениями зрения и движений (не передвигающиеся
самостоятельно слепые; не передвигающиеся самостоятельно слабовидящие; слепые с
нарушениями движений; слабовидящие с отсроченными явлениями ДЦП)
5.
дети с нарушениями слуха и движений (тяжелые формы ДЦП и глухота,
тугоухость; легкие формы ДЦП и тугоухость, глухота)
2)
Основные принципы организации психокоррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения развития.
Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия
теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии,
главными из которых являются:
1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н.Мясищева (1960),
согласно которому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслима без
включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.
2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что
позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущим видом деятельности.
3. Разработанное Д.Б. Элькониным положение (1978) о том, что коррекционный
потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые
включается человек в процессе специально организованных игровых занятий.
4. Положение теоретической концепции личности С.Л. Рубинштейна (1973) о
формах психологических контактов между людьми.
В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии
выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития:
Биологическая модель видит нарушения в развитии в снижении темпа созревания
структур мозга. Медицинская модель объясняет нарушения в развитии ребенка с точки
зрения логики заболевания (этиология,
клинические проявления.
Интеракционисткая модель рассматривает в качестве ведущей причины отклонений в
развитии детей и подростков нарушение взаимодействий между личностью и средой.
Например, ранняя сенсорная депривация может привести к необратимым нарушениям в
психическом развитии ребенка. Педагогическая модель находит причины отклонений в
психическом развитии ребенка, в явлениях социальной и педагогической запущенности.
Деятельностная модель
причины неблагополучия ребенка
несформированностью ведущего вида деятельности.
патогенез,
объясняет
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит не
только от анализа причины, но и от структуры дефекта.
Принципы психокоррекции – это основополагающие идеи, требования к ее
проведению.
А. Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение
целостности образовательной практики. Полученные в результате диагностического
исследования данные служат основой проведения психологопедагогических
коррекционных мероприятий. Такая диагностика должна быть комплексной и она требует применения набора
психологических методик, направленных на изучение различных сторон психических
процессов, свойств, состояний, личностных качеств и форм деятельности.
Особое значение приобретают методики по типу естественного эксперимента (
Комплексность в диагностике определяется необходимостью изучения семьи и
семейного воспитания
В диагностике психологических факторов риска необходимо использовать
биографический метод, позволяющий восстановить весь ход психического развития
ребенка в жизни его семьи.
Диагностика как начальный этап психокоррекции требует соблюдения принципа
активности самих испытуемых. Все диагностические процедуры должны быть личностно
мотивированы для самих участников,
диагностика должна превращаться в
самодиагностику, когда ее участники ставят перед собой задачи анализа собственных
психологических качеств и определение целей и путей совершенствования, поэтому в
диагностике широко используются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые
записи, проективные сочинения, рисунки с последующим обсуждением всех деталей с их
автором.
Диагностика и коррекция осуществляется практически одновременно на всех
этапах работы, поэтому коррекционные приемы – это одновременно и приемы диагностики
и самодиагностики участников коррекции.
Важно сочетать тестовые методы с методиками наблюдения.
Б. Принцип нормативности развития отражает суть нормативности как
последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий, отличающихся своей
динамикой и содержанием. Данный принцип предполагает учет социальной ситуации
развития, ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического
развития клиентов. Индивидуальная норма выступает в качестве основы составления
программы индивидуального развития.
В. Принцип личностного подхода (К. Роджерс, 1931) – подход к клиенту как
целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей,
поэтому в коррекционной работе учитывают прежде всего не изолированную психическую
функцию, а личность в целом, на создание условий для развития тех или иных качеств
личности
Г. Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз» акцентирует
внимание на завтрашнем дне развития, создании «зоны ближайшего развития» (Л.С.
Выготский). В нем проявляется опережающий характер коррекции, нацеленность на
формирование психологических новообразований. Коррекция с ориентацией на зону
ближайшего развития требует максимальной активности ребенка и носит опережающий
характер.
Д. Принцип коррекции «снизу вверх» это упражнение и тренировка имеющихся
психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения (М.
Монтессори), то есть в нем учитывается зона актуального развития клиента. Реализуется
сторонникам поведенческого подхода (бихевиористического) как «вызывание» любыми
способами заданной модели поведения (как комбинации уже имеющегося поведенческого
репертуара) и ее немедленное подкрепление.
Е.
Принцип системности развития психологической деятельности задает
взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (неравномерность) их
развития. Он направлен на устранение причин и источников отклонения в психическом
развитии и предполагает представление системы причинноследственных связей и
иерархии отношений между симптомами и их причинами.
Ж. Деятельностный принцип коррекции выступает как предмет приложения
коррекционных усилий. Его суть – личность формируется и проявляется в процессе
жизнедеятельности, важен выбор средств и способов достижения цели, тактика проведениякоррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Данный принцип
задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов
деятельности. Коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и
умений, а как целостная, осмысленная деятельность, вписывающаяся в систему
повседневных жизненных отношений клиента.
З.
И.
Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников
отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между
симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели
психологической коррекции. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия
психокоррекционной работы. Например, если главная причина ЗПР – социальный фактор
(педагогическая запущенность ребенка, неблагоприятная атмосфера в семье), то
психокоррекция направлена на преодоление этих обстоятельств, то есть создание
благоприятных условий для формирования познавательных мотивов у ребенка. Если
причиной задержки психического развития ребенка является резидуальноорганическая
недостаточностьЦНС у ребенка, то главным направлением работы становится коррекция
операциональнотехнических навыков, навыков самоконтроля своих действий с помощью
специально разработанных методов.
Временной принцип
психокоррекции предполагает раннее начало
онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции.
Необходимость ранней коррекционной работы (например, с детьми с ЗПР) вытекает из
особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной способности к
компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом
хронологического возраста, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития
находится ребенок.