Современные образовательные технологии на уроках геологии в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.8

Современные образовательные технологии на уроках геологии в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.8
docx
10.04.2024
Современные образовательные технологии на уроках геологии в рамках реализации ФГОС
СТАТЬЯ СОТ на ур по геологии d (2) - копия.docx

 

Современные образовательные технологии на уроках геологии в условиях реализации ФГОС

 

Основой ФГОС является деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Урок является основной формой организации обучения. Современный урок невозможно провести без применения современных образовательных технологий. К современным образовательным технологиям относятся: технология критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, Личностно-ориентированные технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и другие.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Критическое мышление - это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Как же можно определить критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Обучающиеся должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая  и  важнейшая характеристика критического мышления.

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 


Первый этап урока - стадия (фаза) - вызов, настраивает на получение новой информации: обучающиеся активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У обучающихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у обучающихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Обучающиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Например: стадия «вызов» на уроках геологии применяю стратегию ЗХУ (знаем, хотим знать, узнали) по теме:  «Выветривание и его типы».

         «З» - знаем, что выветривание – это  процесс разрушения горных пород под действием солнца, воды и микроорганизмов.

         «Х» - хотим узнать типы выветривания, явления инсоляции и десквамации.

         «У» - узнали о процессе выветривания и о древней и молодой коре выветривания.

Второй этап урока -  стадия (фаза) – осмысление -  содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса обучающего к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении обучающихся от «старых» знаний к «новым». Обучающиеся читают текст, используя предложенные преподавателем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. Из опыта своей работы, на уроках применяю стратегию «Инсерт» (условные знаки).

¨  ü-уже знал

Это процессы, происходящие внутри Земли, к ним относятся магматизм, метаморфизм и тектонические, сейсмические движения земной коры.

¨  +новое

 Магматизм делится на интрузивный (глубинный) и эффузивный.

¨  думал иначе

Думал, что  магматизм - это только извержение вулканов.

¨  Третий этап урока -  стадия (фаза) - рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. На уроках геологии на стадии «Рефлексии» делаем таблицу ПМИ – выявляем недостатки, достоинства, перспективы на уроке.

П – «плюс», положительные черты, достоинства

М – «минус», отрицательные черты, недостатки

И – «интересно», возможности для развития

П

Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта

Оригинальная работа, все понятно и интересно

Мы занимались творчеством

Понравилось, что урок прошел в необычной форме

М

Не было таких моментов

Немного шумно, не все малые группы старались на 100%

Нам не достались цветные стикеры

И

Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз

Работа в группе. И смотреть на работу других людей.

Ой, вы не поверите все.

Использование технологии развития критического мышления на учебных занятиях позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

1.находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

2.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

3.выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации

 

Автор: преподаватель Высотина Ольга Анатольевна


 

Современные образовательные технологии на уроках геологии в условиях реализации

Современные образовательные технологии на уроках геологии в условиях реализации

Первый этап урока - стадия (фаза) - вызов , настраивает на получение новой информации: обучающиеся активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие…

Первый этап урока - стадия (фаза) - вызов , настраивает на получение новой информации: обучающиеся активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие…

Третий этап урока - стадия (фаза) - рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание

Третий этап урока - стадия (фаза) - рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2024