Современные виды украшения одежды на уроках технологии

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные виды украшения одежды на уроках технологии.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»

 

 

 

Отдел методики преподавания

учебных дисциплин

 

 

 

 

 

Изучение современных видов украшения одежды на уроках технологии

 

 

выпускная работа

Берии Натальи Никоаевны,

слушателя курсов повышения

квалификации учителей технологии,

учителя ГОУ ЛНР «Вахрушевский УВК №1 «Гармония»

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

Луганск

2019

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе . …………………………………...5

1.1. Декоративно - прикладное творчество» по программе «Технология»…………………………………………………………………....5

1.2. История народного декоративно-прикладного творчества Луганщины XVIII – начала XX века. ………………………………………………………………….12

1.3. Основные цвета и формы вышивки Луганщины . ………………………….17

ГЛАВА II. Методики преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе. ………………………………………………………………….18

2.1. Методики преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе. ……………………………………………………………………………....18

2.2. Подходы к проведению и организации на уроках по декоративно-прикладному творчеству. …………………………………………………………20

ГЛАВА III. Наглядное пособие по декоративно – прикладному творчеству и методические рекомендации для учителей. ………………………………..23

3.1. Наглядное пособие на примере традиционной славянской вышивки «Птица счастья». ……………………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..29 ЛИТЕРАТУРА ……………………………............................................................30

 

ВВЕДЕНИЕ

              Актуальность работы. В связи с новыми социально-экономическими условиями в обществе и появлением новейших технологий возникает острая потребность в высококультурных и высококвалифицированных специалистах, создающих конкурентоспособные товары на основе обогащения культуры труда и изменения взаимоотношений между участниками трудовой деятельности. Школа, являясь элементом социально-культурной среды общества, ощущает необходимость повышения требований к выпускнику, который должен как будущий специалист приобретать определенный уровень культуры, в том числе и культуры обслуживающего труда. Однако, как показывают многие социологические исследования, большинство выпускников школ не испытывают устойчивой потребности и интереса к постижению культуры труда, не ориентированы на самостоятельную деятельность на ее основе. При этом возрастает необходимость как в формировании у современных школьников культуры труда в процессе технологической деятельности, так и в развитии подлинного интереса к этой культуре, эмоционально-интеллектуального отношения к ней.

               В науке и практике происходит пересмотр сущности самих процессов образования и воспитания, их принципов, средств и методов, что влечет за собой и иное восприятие культуры как среды образования и воспитания.

               Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой, танцем, музыкой [1, с.97]. По своей эстетической специфике декоративное искусство очень близко детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему изобразительному творчеству детей, видящих изображаемое укрупнено, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и яркость цвета, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции - эти и другие черты органически присущи и изобразительному творчеству детей, и высокому профессиональному декоративному искусству. Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и «практичность» многих его видов и жанров.

              Именно поэтому для каждого класса в программе «Технология» предусмотрены разделы, посвящённые декоративно - прикладному творчеству, и каждый школьник может испытать свои возможности и выявить свои способности в любом из его видов. Следовательно, проблема изучения содержания и методики преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество» является актуальной.

              Цель работы. Изучить содержание и методику преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество» на уроках технологии в 5 - 8 классах (для девочек).

              Задачи работы:

             1. Выявить проблемы преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество» на уроках технологии в 5 – 8 классах (для девочек).

             2. Изучить содержание программы по технологии для 5 - 8 классов (для девочек).

             3. Разработать наглядное пособие по разделу «Декоративно - прикладное творчество» и методические рекомендации для учителей.

              Используемые источники. В соответствии с поставленной целью и задачами в работе использовалась такая литература, как учебное пособие, периодическая литература, примерная программа, научные работы, учебник.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Научно-теоретические основы преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе.

1.1. «Декоративно - прикладное творчество» по программе «Технология. Обслуживающий труд».

           Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету по предмету «Технология. Обслуживающий труд» составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования.

           Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся [9, с.67].

           Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

         Мы использовали рабочую программу, разработанную на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» (V-IX классы, базовый уровень), утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).

Согласно данной программы образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности [9, с.11].

           Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

           Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета:

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка [12, с.45].

          Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

          Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» - обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
  • овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
  • воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

           Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

          Программа предусматривает знакомство девочек с различными видами декоративно - прикладного творчества.

          В 5 классе они начинают знакомиться с лоскутной техникой, одним из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи.

Используя это направление в рукоделии, можно также оживить работу и над традиционными программными изделиями.

Экономические потрясения в обществе привели к появлению бедных и богатых. Материальный уровень многих семей понизился. На занятия часто приходят дети, у которых нет необходимых материалов для уроков, а лоскутная техника дает возможность работать с отходами швейного производства, с вышедшими из употребления, немодными, но добротными вещами, тканями. Диапазон применения их также велик: от небольшой переделки до полного перекраивания и изготовления нового изделия. Работая над этой темой, невозможно обойтись без обращения к прошлому, к истории народа.

          Увлекательное путешествие к истокам ремесла, которыми начинаются уроки лоскутной техники в 5-м классе, вызывает неподдельный интерес девочек к декоративно-прикладному искусству, которое обладает еще и большим воспитательным потенциалом.

Кто хорошо знаком с мировой художественной культурой, может сделать «лоскутную копию» Матисса или Гогена. О философском осмыслении мира говорят сами названия лоскутных полотен: «Путь в другой мир», «Земля и звезда», «Глаз бури», «Биосфера» и др., авторами которых являются настоящие мастера своего дела, художницы, работающие в лоскутной технике.

Богаты возможности лоскутной мозаики. Разнообразны области её применения. Однажды прикоснувшись к этой теме, трудно от неё отойти. Но как каждый вид трудовой деятельности она требует определенного подхода к постижению азов ремесла.

По принципу от простого к сложному построена программа раздела «Лоскутная техника» для девочек 5- 9 классов на уроках технологии.

          С самых первых уроков по лоскутной технике детям важно дать понять, что данная технология сборки изделия относится не только к салфетке, что этот принцип сборки изделия «по строкам» общий для всех. Поэтому детям можно сразу предложить на выбор изготовить салфетку, подставку под горячее, подушку - думочку.

На каждом этапе обучения творческие задания должны усложняться.

         В 6 классе дети активно включаются в работу над составлением эскизов будущих лоскутных изделий. Затем эти эскизы обсуждаются, а по лучшим из них выполняются изделия.

        В 7 классе серьезным стимулом к качественному выполнению своей работы является конкурс собранных в разных стилях квадратиков, которые затем будут включены старшеклассницами в коллективный проект панно, одеяла или другой полезной вещи. Главное, дети знают, что их работа не пропадет, а «пойдет в дело».

         В 8 классе, когда составляются картины в технике аппликации, дети работают в группах из 3-4 человек, которые подбираются таким образом, чтобы в каждой из них была девочка, умеющая рисовать. Это облегчит работу по составлению собственного эскиза. Если такой возможности нет, то работа ведется по заготовленному учителем эскизу. Благодаря тому, что в таких группах дети с разным уровнем подготовки, изделия не остаются незаконченными.

          В 5 классе начинается, с продолжением в 6 - 8 классах, приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства - вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек.

            В 5 - 8 классах программа отводит занятиям вышивкой по 8 часов.

Школьницы должны получить следующие основные теоретические сведения:

традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

На уроках технологии в нашем регионе в основном используется традиционная славянская вышивка.

В 8 классе девочки учатся аппликации (8 часов).

               Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация из ткани - это разновидность вышивки.

Основные теоретические сведения, которые девочки должны усвоить:

- значение аппликации в старинной народной вышивке;

- художественное оформление изделия различными материалами: бисером и блестками, кожей, мехом, пухом, шерстью, вышивкой гладью, крестом;

- выполнение аппликаций из различных материалов;

- зарисовка аппликаций из журналов мод;

 - выполнение аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на сетке, на канве.

           Таким образом, программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривает обучение девочек различным видам декоративно - прикладного творчества: лоскутную технику, вышивание, вязание крючком и на спицах, аппликацию. Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому необходимо учитывать национальные традиции при обучении тому или иному его виду.

1.2. История народного декоративно-прикладного творчества Луганщины XVIII – начала XX века.

            История вышивки насчитывает не одно тысячелетие. Вышивка – символ, который сохраняет корни, идентичность, понимание себя. Это история: мифология, религия, древнее искусство предков, душа народа. Уже много столетий люди украшают одежду разнообразными вышитыми узорами и орнаментами. Испокон веков вышивка является одним из наиболее доступных видов рукоделия, не имеющего географических и временных границ. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам [10, с.88].

            По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные). Все они наблюдаются и в вышитых изделиях, хранящихся в музеях Луганщины. Геометрические (абстрактные) орнаменты свойственны всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Среди исследователей существует несколько версий того, какой смысл вкладывался в эти символы раньше. Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешки» и др. В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. В России и Украине вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. В XVII – XIX веках в России кроме вышивания золотом и серебром, которое выполняли монахини в монастырях, существовало множество мастерских, где вышивались вещи для помещичьего быта: скатерки, салфетки, разнообразная одежда, предметы оформления интерьера.

            Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков [5, с. 30].

             Вышивка Луганщины является составной частью русской и украинской, однако ей свойственны и совершенно своеобразные местные особенности. Например, украинская народная рубашка – вышиванка известна и популярна и имеет большие различия в разных регионах, в том числе и на Луганщине. Мужские и женские рубашки значительно отличаются друг от друга как техникой самой вышивки, так и формой, цветовой гаммой и узорами. Некоторые техники наложения стежка и узоры можно встретить только в определенной этнографической части страны.

           Проанализировав старинные и современные образцы вышивок, можно условно составить своеобразный атлас регионов с типичными для них узорами, орнаментами и символами, техниками и цветами. И хотя четких границ использования определенной техники вышивки никогда не было (потому что люди, общаясь, передавали, учили друг друга особенностям ремесла своего края) и все же можно выделить те главные черты, которые отличали каждый населенный пункт от другого.

         Одежда русских переселенцев с середины XIX века постепенно утрачивала своеобразие. Переселение населения из ближайших губерний (Воронежской, Белгородской, Орловской, Курской) обусловило распространение в крае южнорусского комплекса одежды: поневы, вышитые рубахи с косыми поликами, туникообразных запанов, головного убора «сорока», украшений из перьев и бисера. Переселенцы из Воронежской и Московской губернии имели свои характерные особенности в одежде. Женская рубашка была значительно короче и имела цветную вставку на плечах. Вместо плахт и фартуков женщины одевали сарафаны, вышитые на груди и на подоле. В селах основанных выходцами из Белгородской и Курской губерний костюм отличался более скромной вышивкой на рубашке. На голове белгородские женщины носили шапки «сороки» из бархата, парчи, вышитые металлическими нитями и украшенные кисточками [7, с.25]. В конце ХIХ – начале ХХ века на территории Старобельского уезда бытовали два типа русских женских рубах, отличающихся по крою и орнаментике. Первый тип составляют рубахи из домотканого полотна бесполиковые, горловина и края рукавов которых были присборены и обшиты узкой полоской ткани. Оплечья этих рубах орнаментированы вышивкой, основной узор которой выполнен красными нитками старинной техникой – «набором», имитирующей ткачество. Центральная часть орнамента представляет собой полосу ромбов различный модификаций (ромб с продлёнными сторонами, ромб с точками), восьмилепестковых розеток, ломаную линию с единичными меандрами. Происхождение этих узоров восходит к эпохе язычества. Ромб символизировал плодородие, восьмилепестковая розетка – солнце, меандр и зигзаг были знаками воды. С течением времени эти узоры приобрели доброжелательно – апотропейное значение. Подузоры выполнены крестиком в красно-чёрной гамме (растительно-геометрические узоры). В музейной коллекции Луганского краеведческого музея есть рубаха из русского села Старобельского уезда, которая отличается своеобразием кроя и орнаментации. Стан этой рубахи сшит из кумача, подстава – из домотканого полотна, что соответствует русской традиции данного региона. Плечевые вставки, вшитые по основе, а также заложенные в верхней части рукава мелкие складки. Плечевые вставки и манжеты украшены геометрическим зубчатым орнаментом из чёрной и красной хлопчатобумажной ткани и разноцветной сутажной тесьмой. Подобный способ украшения («аппликации из кумача, ситца в форме треугольников, ромбов») характерны для праздничных кумачёвых рубах [3, с.34]. Семиотический статус полотняных («белых») старинных рубах был выше, чем рубах из фабричной ткани.

          Развитие украинской одежды проходило в тесной связи с другими культурными влияниями. На украинском костюме Луганщины сказались традиции регионов происхождения переселенцев. Общими характерными его чертами являлись простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Уже в статистических источниках XVIII столетия, посвященных Луганщине, значительное место отводилось описаниям быта населения, и в частности – их наряду. Украинский традиционный костюм Луганщины стал объектом специального научного изучения и собирательной этнографической работы музеев в XIX веке. Значительный подъем этой работы был связан с подготовкой и проведением в Харькове археологического съезда в 1902 году, среди мероприятий которого была и этнографическая выставка костюмов. Основным элементом женского костюма является сорочка, которая служила одновременно и нательной и верхней одеждой. Сорочки в зависимости от их назначения, а также от достатка семьи, шились из полотна различного качества. Разрез горловины обычно располагался посередине груди. Рукава цельнокройные, пришитые параллельно к станку, с манжетом, богато украшенные вышивкой крестиком растительным и цветочным орнаментом красными и чёрными нитками. Нижняя часть сорочки также украшалась вышивкой или мережкой. Сорочку надевали так, чтобы мережка была видна из-под поясной одежды. Для нашего края характерно было вышивать красными и чёрными, красными и синими, красными и серыми нитками. Вышивки на сорочках встречаются и гладью («лиштвой»). До конца XIX века любимой остаётся вышивка «билым по билому» («биллю»), которая ассоциируется в народе с красотой морозных узоров. Вышивка «биллю» была распространена и в других регионах Украины. Это наследие широких культурных связей различных районов, их взаимовлияния.

         В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок и т. д. Рушник был «лицом» жилья украинской женщины. По тому, сколько и каких было рушников, судили о хозяйке. Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а  и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др.

           Сведений о народном костюме и его особенностях в определенном районе очень мало, а часто такие данные вообще утрачены. Но, несмотря на этот факт, основное направление в создании художественного образа луганской вышивки заложено в сохранившихся традиционных образцах ХІХ – нач. ХХ века. Поэтому можно констатировать, что развитие современной вышивки на Луганщине имеет закономерную связь с историко-художественным опытом края.

1.3.Основные цвета и формы вышивки Луганщины.

            Основные цвета вышивки Луганщины – это традиционные сочетания красно-черных, серо-красных и реже сине-красных цветов, а также она отличается скромной, выдержанной в пастельных тонах разноцветной гармоничной гаммой. Гамма цветов многих вышивок теплая, что отличает эту вышивку от изделий других регионов. В ней больше красного, чем черного. Красили нитки для вышивания только природными красителями. Брали то, что было под рукой: кору, корни, листья и цветы. Интересно, что для закрепления цвета нитки запекали в ржаном тесте – так они не теряли окраску на протяжении десятилетий. Особо распространены голубые цвета вышивки и ткани в этнических костюмах Станично-Луганского района, близко соседствующего с Россией. Причем она есть на рушниках еще ХІХ века, значит, так вышивали с основания этих сел, и их жители привезли эту вышивку сюда со своей культурой. Традиционным является сочетание разных по фактуре нитей, что также добавляет рельефности узора. Здесь издавна вышивали крестом и гладью. В вышитых художественных произведениях почти каждого района области преобладает цветочно-растительный и растительно-геометризованный орнамент, выполненный мелким и крупным крестиком, полукрестиком, а в первой четверти ХХ века узоры выполняются не только отдельными швами, но и сочетанием нескольких швов – стебельчатый с рушниковым [10, с.56].

            По вышивке можно было определить статус и происхождение владельца.                         Древнейшими материалами, из которых на Луганщине изготавливали вышитые рубахи, жилетки, кожухи и другие виды одежды были ткани из овечьей шерсти, льна и конопли. Орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности. Цвета ниток, которыми вышивали на Луганщине женские и мужские рубашки – традиционно красный, черный и белый. Украшали рукава, реже воротники и подол. Рубашки по нижнему краю часто украшались плетеными мережками.

 

ГЛАВА II. Методики преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе.

2.1. Методика преподавания декоративно-прикладного творчества в средней школе.

             На смену трудовому обучению с 1994 года пришла новая образовательная область «Технология». Программа по технологии включает в себя большой раздел, посвященный различным видам декоративно - прикладного творчества.

             Методика преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество», основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология».           Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие принципы:

• опора на изучаемое ремесло и его каноны;

• связь с теоретическими положениями эстетики;

• формирование понятийного аппарата;

• целенаправленное развитие интересов;

• рациональный выбор учебных изделий [12, с.77].  

            Работа учителя по формированию творческих начал личности подростка начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку, наилучшее выполнение дела. В подростковом возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное, особенное для других. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с мотивом познавательным. Эта характеристика мотива отражает этап интенсивного овладения социальным опытом, когда творчество выступает как средство активного его усвоения. В творчестве подросток видит способ служения людям, обществу и тем самым способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути подготовки к «великим открытиям», вооружить подростков соответствующими подходами, знаниями, умениями.

           Наряду с индивидуальными заданиями широко применяются групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.

            Методика преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество» должна учитывать следующие преимущества данного вида трудовой деятельности:

• объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат;

• задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;

• на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;

• школьницы вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала;

• любая тема раздела в 8-м классе может быть выбрана в качестве творческого проекта;

• приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у девочек об истории края, традициях, обрядах, национальных костюмах [12, с.89].

            Очень важно на занятиях рукоделием рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес на уроке - залог успешной работы учащихся.

Завершение изучения раздела «Декоративно - прикладное творчество» выставкой творческих работ, создание атмосферы состязательности между классами может стимулировать высокие результаты итогов обучения девочек различным видам декоративно - прикладного искусства.

            Таким образом, проблемы методики преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество» связаны с тем, что это сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология». Методика преподавания декоративно - прикладного творчества должна учитывать специфику детского творчества, которое существенно отличается от творчества взрослых. Кроме того, при организации трудовой творческой деятельности подростков необходимо учитывать специфику данного возраста.

2.2. Подходы к проведению и организации на уроках по декоративно-прикладному творчеству.

             В настоящее время существует потребность в новых методах обучения и воспитания гармоничной и творческой личности. Дополнительное образование детей – это система, создающая условия для развития личности на основе выявления индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентаций и мотивов, а не просто механическая достройка базового образования. Поэтому в основе методологии дополнительного образования детей находится идея личностно ориентированной педагогики и социально-педагогической поддержки личности ребенка, то есть идея развития личности, ее самоопределения и самореализации.

            Целью педагогической деятельности современного педагога дополнительного образования является разработка содержания и методики преподавания образовательной программы таким образом, чтобы она удовлетворяла потребностям обучающихся. Кроме этого, необходимо проводить исследование и применение различных подходов к проведению и организации занятий в творческих объединениях учреждений дополнительного образования.

          На занятиях используются предметные задачи, которые включают фактический материал изучаемого направления, используются конструктивные задачи, направленные на поиск способов приобщения обучающихся к изучаемой области творчества, а также личностно ориентированные задачи, которые позволяют выявить ценностно-смысловой компонент изучаемого материала.

          Применение учебно-творческого диалога в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству. Учебно-творческий диалог – это одна из сущностных форм организации личностно ориентированного учебного процесса, раскрывающая переход на личностно-смысловой уровень. Успешность построения творческого диалога педагога и обучающихся в учреждениях дополнительного образования очевидна, поскольку взаимоотношения педагога и ребенка не имеют никакой основы, кроме добровольности и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной познавательной, творческой деятельности.

             Приведем пример использования игровых методов обучения в практике проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, на которых используется художественно- развивающий подход в обучении на примере работы творческого объединения «Волшебный мир рукоделия».

             Игровое занятие «Город мастеров» предполагает обобщение и систематизацию знаний и способов деятельности в области декоративно-прикладного творчества. Занятие проводится в форме имитационной игры. Основные задачи занятия «Международная выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства»:

– организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности в области декоративно-прикладного творчества, изученных ранее;

– вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся;

– развить у обучающихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности [11, с.93].

             Обучающимся предлагается представить на занятии изделия декоративно-прикладного творчества (изготовленные ранее) и провести презентацию этих изделий. Обучающиеся разыгрывают роли представителей фирм-изготовителей и покупателей товаров. Педагог выступает в роли независимого эксперта. В конце занятия обучающимся предлагается дать оценку представленным изделиям декоративно-прикладного творчества и высказать свою точку зрения, ответив на вопрос, какой представленный на выставке товар они купили бы, если бы были потенциальными покупателями? Когда обучающиеся высказывают свое мнение о представленных лучших работах, отмечают удачи, делают выводы о том, какие новые интересные изделия можно представить на следующем занятии (то есть ставя перед собой новые задачи, которые необходимо будет решать далее). Задание для обучающихся по подбору изделий для презентации носит продуктивный характер: дети самостоятельно отбирают свои наиболее интересные работы, самостоятельно оценивают качество выполнения представленных изделий, самостоятельно подготавливают презентации своих изделий. Во время обсуждения представленных изделий могут проявиться разногласия, противоречивые мнения. Во время проведения занятия, в форме имитационной игры обучающиеся могут проявить свою индивидуальность при подборе и подготовке презентации изделия декоративно-прикладного творчества, научиться умению обосновывать свою точку зрения или отказываться от своего суждения, если аргументы других участников (в том числе и педагога, выступающего в роли независимого эксперта) окажутся более убедительными. При подведении итогов занятия каждому обучающему будет, чем гордиться, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и педагог.

             Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие личности ребенка в процессе личностно ориентированного обучения происходит в учебной ситуации, если содержание учебного материала будет преподноситься в виде задачи, обладающей смысловой значимостью; если содержание и процесс усвоения приобретают форму диалога; если учебная деятельность реализуется как игра.

 

 

ГЛАВА III. Наглядное пособие по декоративно - прикладному творчеству и методические рекомендации для учителей.

3.1. Наглядное пособие на примере традиционной славянской вышивки «Птица счастья».

            Прежде чем приступить к обучению технике вышивания, необходимо дать знания учащимся о славянской вышивке как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с символикой узоров, композицией, орнаментом узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания.

            Искусство вышивания было одной из ярких традиций славянской культуры. Вышитыми узорами женщины украшали головные уборы, одежду, домашнее убранство. Головной убор символизировал небесную сферу. Вышивка на одежде считалась оберегом от невзгод и напастей. На вышитых полотенцах встречали с хлебом-солью дорогих гостей, а также на них опускали тело ушедшего в мир иной. С самого раннего возраста девушка заготавливала себе приданое, в котором обязательными были вышитые полотенца, одежда, предметы быта.

В качестве наглядного пособия предлагаем славянскую вышивку «Птица счастья» (для 8 класса) [10, с.112].

hello_html_37afee77.gif
Рис.3.1. «Птица счастья»

Народная славянская вышивка имеет свои особенности:

1. Характерный мотив узора. Вышивка состояла из геометрических фигур, изображала растительный и животный мир, человеческие фигуры.

Основные геометрические фигуры:

- символ огня, солнца;

- символ плодородия;

- земля;

- вода.

Рассмотрим на примере:

Этот узор символизирует календарный год. В центре мы видим круг с крестом обозначающий солнце. От солнца отходят 12 лучей, символизирующих 12 месяцев года. Затем идет линия - символ земли и волнистая линия - символ воды, символизирующие нашу землю, на которой растут растения. Из рисунка мы видим, что земля делает один оборот вокруг солнца за год [10, с.134].

hello_html_m5573aac3.gif

Рис.3.2. «Календарный год-12 месяцев»

2. Узоры располагаются строгими горизонтальными рядами.

Эти узоры представляют собой композицию. Композиция - это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

В композиции есть главный и второстепенный рисунок. Так же мы видим на рисунке повторяющиеся отдельные узоры. Это орнамент рисунка.

Орнамент - это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.

3. Характерная цветовая гамма

В славянской вышивке всегда используется два цвета - красный и белый [10, с. 17]. Красный символизирует солнце, белый - чистоту.

Вышивка делится:

а) красным по белому,

б) белым по красному.

4. Техника вышивания.

В славянской вышивке наиболее часто используются:

а) шов «тамбуром»

 

hello_html_6104975.gif

Рис.3.3. Шов «тамбуром»

б) шов «двухсторонний»

hello_html_m6cc9264b.gif

Рис.3.4. Шов «двухсторонний»

 

 

 

в) шов «набором»

 

hello_html_732b8be0.gif

Рис.3.5. Шов «набором»

г) шов «крестом»

hello_html_m45278229.gif

Рис.3.6. Шов «крестом»

Учащиеся, пользуясь символами вышивки, создают собственную «Птицу счастья» и продумывают в какой технике можно выполнить этот мотив [5, с.69].

          Птица - один из любимых и наиболее распространённых образов вышивки. Изображения птиц связаны с культом неба, поклонением солнцу. Птица считалась в древности посланницей солнца, символом счастья и радости. Естественно, что в её изображении подчёркивается богатство оперения, взмах крыла и хохолок на голове [10, с.170].

            Если птицы вышиты рядом с другими изображениями, то они объединены по принципу изокефалии (равноголовие), т. е. голова птицы дана на одном (или почти одном) уровне с головой женской фигуры либо вершиной дерева.

Орнитоморфные изображения в композициях необязательно функционируют в качестве основных сюжетообразующих единиц. Независимо от того, в какой бы технике птицы не выполнялись, их изображения всегда плоскостные и имеют угловатые контуры. Большинство наделено знаками, указывающие на символичность данных образов. Туловища декоративно оформлены диагоналями из ромбов, зигзагообразными полосами, сеткой. Изображения обычно профильные. Можно выделить одноголовые, двуглавые, а также гибридные.

              Оборудование для изготовления «Птицы счастья»: калька, карандаш, ткань, нитки, игла для вышивания, пяльцы.

Девочки знакомятся с традиционными орнаментами и на основе их создают собственный рисунок «птицы счастья». Далее они определяют место и размер узора на изделии, переводят рисунок на ткань, и приступают к выполнению вышивки.

Для вышивки «Птица счастья рекомендуем шов «тамбуром».
Шов «тамбуром « (у славян его называют швом «косичкой») похож на вязание. Обычно его выполняют специальным крючком с деревянной ручкой, называемым по-местному «тамбуркой». Металлическая рабочая часть крючка делается короткой, чтобы, прокалывая ткань, крючок входил всегда на одну и ту же глубину. Можно крючок заменить и простой иглой.

Техника выполнения тамбура такова [5, с.58].

Выводим иголку с рабочей ниткой на лицевую сторону. Сложив рабочую нитку в виде петли и придерживая ее большим пальцем левой руки, направляем иглу с лицевой стороны на изнанку в предыдущий прокол и выводим ее по изнанке вниз. Затем делаем прокол на лицевую сторону и конец иглы направляем в середину петли. Протаскиваем нитку и вводим ее иглой в предыдущий прокол. Таким образом, с лицевой стороны получается непрерывная цепочка, состоящая из мелких петель, а с изнаночной - сплошная строчка. На рис.3.7. показан способ вышивания «тамбурным» швом обыкновенной швейной иглой.

hello_html_31d10b22.gif
Рис.3.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Занятия декоративно-прикладным искусством и художественным народным творчеством развивают в учащихся умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, в природе, способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи. Именно поэтому необходимо особое внимание уделить преподаванию этого раздела на уроках в школе.

             Проблемы методики преподавания раздела «Декоративно - прикладное творчество» связаны с тем, что это сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология». Методика преподавания декоративно - прикладного творчества должна учитывать специфику детского творчества, которое существенно отличается от творчества взрослых. Кроме того, при организации трудовой творческой деятельности подростков необходимо учитывать специфику данного возраста. Программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривает обучение девочек различным видам декоративно - прикладного творчества: лоскутную технику, вышивание, вязание крючком и на спицах, аппликацию [2, с.18].

               Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому необходимо учитывать национальные традиции при обучении тому или иному его виду.

В частности, в Луганской области целесообразно учить девочек славянской вышивке. Искусство вышивания было одной из ярких традиций славянской культуры. Традиционная вышивка многогранна, содержит разнообразную информацию об обычаях народа [3, с.21].

декоративно прикладное творчество школа

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Астраханцева С. В., Шушпанова А. В., Рукавица В. Ю. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. - Ростов н / Д: Феникс, 2006.

2. Зайцева О. В. Лоскутное шитье: Практическое руководство М.: АСТ, 2007.

3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом - М.: Академия, 2007.

4. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко.- Брянск, 2008.

5.Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. – М. : Наука, 2002. – 216 с.

6. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб: Питер, 2010.

7. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. - СПб: Питер, 2001.

8.Программы общеобразовательных учреждений. Технология. - М: Просвещение, 2010.

9. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» (V-IX классы, базовый уровень), утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.)

10. Родионова Н. Славянская вышивка - Петрозаводск: Наука, 2001.

11.Скопцова М. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 классов. - Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2009.

12.Титова Е. П. Методика преподавания модуля "Декоративно-прикладное творчество" на уроке технологии // 1 - сентября. - 2008. - 12 окт.