Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО

  • Работа с родителями
  • docx
  • 11.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Иконка файла материала Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС.docx
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях  ФГОС ДО Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного  сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья  является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так  как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств  существования, дети проводят очень много времени (9­10 часов в день) в  детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги,  действующие по специально разработанным программам. В условиях реализации Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное  сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются  активными участниками образовательного процесса, участниками всех  проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не  просто сторонними наблюдателями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь  дифференцированный подход, учитывать социальный статус,  микроклимат семьи, родительские запросы и степень  заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение  культуры педагогической грамотности семьи. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка  играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в  детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и  привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление  какого­либо умения происходит при многократном повторении.  Дошкольные учреждения превращаются в открытый социально­ педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе.  Это взаимодействие в интересах детей. Сотрудничество дошкольного  учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической  деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте  семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация  образовательного взаимодействия, результатом которого станет  реализация целей и принципов личностно ориентированного образования  дошкольников. В образовательной программе ДОУ подчеркивается, что  перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит  задача распространять среди родителей педагогические знания,  повседневно помогать семье правильно воспитывать детей,  пропагандировать лучший опыт воспитания.Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих  основных положениях, которые определяют содержание, организацию и  методику этой работы: Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно  достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания  хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям,  когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами  воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и  родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей  как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей  в детском саду. Установление правильных отношений на основе  доброжелательной критики и самокритики. Формы общения педагога с родителями Содержание работы с родителями реализуется через  разнообразные формы. Главное ­ донести до родителей знания.  Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога  с родителями дошкольников, суть которых ­ обогатить  их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются  на коллективные, индивидуальные. Коллективные формы. К коллективным формам относятся родительские собрания. Это  целесообразная и действенная форма работы воспитателей с  коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами,  содержанием и методами воспитания детей определенного возраста  в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть  целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и  интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать  выступления разных специалистов, например, логопеда, психолога,  медсестры, а также родителей. На собрании нужно раскрыть проблему,  затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития.  Длительность собрания не должна превышать 40­50 минут. Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового  плана. Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка  к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на  основе опроса родителей (анкетирование, беседы). Важно продумать  месторасположение гостей. Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями –  конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного  воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например,  по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в  семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференциииспользуется комплекс методов – наглядные материалы, презентации,  выступления специалистов. Индивидуальные формы. К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся  беседы и консультации. Поговорим сегодня о наглядно­информационном направлении  взаимодействия с родителями: Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.  Рассмотрим их подробнее. День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей,  воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с  организацией предметно­игровой среды, видами детской деятельности. Папки­передвижки называются так потому, что даются в семьи на  временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку­передвижку помещают конкретные  рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и  др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как  уложить ребенка спать?». Нетрадиционные формы общения педагога с родителями В настоящее время практикой накоплено многообразие  нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены.  Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова.  Автором выделяются следующие  нетрадиционные формы: информационно­аналитические (хотя, по сути  приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные,  наглядно­информационные (они представлены в таблице) Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование Цель использования этой формы Формы проведения  общения Информационно­аналитические Выявление интересов, потребностей,  запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение  социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», анкетирование, сайты ДОУ и педагогов Досуговые Установление эмоционального контакта  между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники,  участие родителей и детей в выставках, конкурсах, спартакиады,  совместные зарядки. Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и  психологическими особенностями детей дошкольного  возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания  детей Семинары­практикумы, педагогическая гостиная, проведение  собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры  с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека дляродителей, совместная работа по тематическому плану, проектам,  маршруты выходного дня или экскурсии Наглядно­информационные: информационно­ознакомительные; инфор мационно­просветительские Ознакомление родителей с  работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания  детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии  детей Информационные проспекты для родителей, организация  дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других  видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини­библиотек Информационно­аналитические формы направлены на выявление  интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта  между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты,  анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать  волнующие их вопросы. Наглядно­информационные формы в нетрадиционном звучании  позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть  методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД  для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций,  выставки детских работ. Используя мультимедийные  средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с  детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия. Наглядно­информационные формы организации общения педагогов и  родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями,  содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного  учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,  пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее  увидеть деятельность воспитателя. Напомню, что план работы с родителями состоит из  трех блоков: информационно­аналитического, практического и  контрольно­оценочного. Информационно­аналитический блок предполагает сбор и анализ  сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного  учреждения. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и  методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос,  анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение  медицинских карт и специальные диагностические методики,  используемые в основном психологами. Второй блок ­ практический. В нем содержится информация,  направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем  детей и их развитием.Формы и методы работы, которые будут использоваться  медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами,  зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в  рамках первого блока. Контрольно­оценочный блок ­ это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами  детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные  листы, экспресс­диагностику, и другие методы сразу после проведения  того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со  стороны педагогов. Выводы: Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей  в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к  своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и  участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со  своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы,  воспитатели, получаем бесценную информацию о детско­ родительских  отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои  функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое  поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в  воспитании.