Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся
Оценка 4.6

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
02.04.2018
Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Документ Microsoft Office Word.docx
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех  времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние  здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.  Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье  школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или  тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех  классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с  получением ребенком общего среднего образования.  Здоровье ребенка, его социально­психологическая адаптация, нормальный  рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для  ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с  пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его  бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее  интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся  жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам  окружающей среды.  По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная  образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с  действием которых связано 20­40 % негативных влияний, ухудшающих  здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют  проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы  влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и  функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к  организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления  здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и  здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к  поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и  способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая  система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.  Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем  здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической  работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.  Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой­ либо одной причины (сложности материала или психологической  напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью  различных факторов. Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным  Института возрастной физиологии РАО, Научного центра  охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных  институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в  классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной  школе в среднем 6,2­6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних  заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в  начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное  увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит  бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и  выраженность нервно­психических нарушений, большая утомляемость,  сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая  сопротивляемость болезням и другие нарушения.  Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение  количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По  данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в  начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную  область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на  62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и  существующими программами, как традиционной, так и развивающими,  понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой  области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение  количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних  заданий и интенсификации учебного процесса. Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний  усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает  предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития  нервных, психосоматических и других заболеваний.  Современные теоретические, методические подходы к формированию  здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни  Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно­ ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно­ развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,  благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в  освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта  здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение  сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от  внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания  и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,  формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других  людей. По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это  деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной  предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой  сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий  соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.  Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к  поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую  педагогическую деятельность, которая по­новому выстраивает отношения  между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки  человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на  сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие  педагогические технологии должны обеспечить развитие природных  способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств,  потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с  людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К.  Смирнова, ­ это все те психолого­педагогические технологии, программы,  методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,  личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,  формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение  здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, ­ это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность  требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,  половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими  требованиями); соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям  ребенка; необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный  режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает  систему, создающую максимально возможные условия для сохранения,  укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,  педагогов и др.). В эту систему входит: Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,  проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в  процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в  соответствии с имеющимися данными. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка  образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,  мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной  возрастной группы. Создание благоприятного эмоционально­психологического климата в  процессе реализации технологии. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности  учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,  работоспособности (Петров О.В.) Принципы здоровьесбережения Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на  современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали  изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их  творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,  вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование  педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По  словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные  технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный  на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной  характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как  решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,  которые сформулировал Н. К. Смирнов: •   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые  средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не  наносящими вреда здоровью ученика и учителя. •   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое  должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние  участников образовательного процесса. 5.     Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к  случаю, а каждый день и на каждом уроке. 6.     Субъект­субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих  мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. 7.     Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать  возрасту учащихся. 8.     Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей. 9.     Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала  выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 10. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое  здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по  сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача  качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без  достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и  могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в  учебно­воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: 11. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса; 12. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической  активности школьников; 13. разнообразные психолого­педагогические технологии, используемые на  уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом  зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную  работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на  состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни  гигиенической рациональности урока представлены в таблице. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической  активности школьников Анализ научно­методической литературы и собственный практический опыт  позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции  здоровьесберегающих технологий. Правило 1. Правильная организация урока  Во­первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном  уровне. Во­вторых, главная цель учителя ­ научить ученика запрашивать  необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого  необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению,  осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать  (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: 14. показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и,  следовательно, хорошего уровня его работоспособности; 15. проявлением и тренировкой познавательной активности; 16. показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического  здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: ­  1­й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует  вопросы); ­  2­й этап: ученики формулируют и задают вопросы ­3­й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока ­ взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 1. Правильная организация урока  Во­первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном  уровне. Во­вторых, главная цель учителя ­ научить ученика запрашивать необ­ ходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо  сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание  того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать)  вопрос. Задавание вопросов является: 17. показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и,  следовательно, хорошего уровня его работоспособности; 18. проявлением и тренировкой познавательной активности; 19. показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического  здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: ­  1­й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует  вопросы); ­  2­й этап: ученики формулируют и задают вопросы ­3­й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока ­ взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Использование каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением  психических функций между полушариями. Выделяются различные типы  функциональной организации двух полушарий мозга: ­ левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них  характерен словесно­логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и  обобщению; ­ правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного  типа развиты конкретно­образное мышление и воображение; ­ равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное  доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: ­ аудиальное восприятие; ­ визуальное восприятие; ­ кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный  материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его  запоминания. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум  работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение  учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит  и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности  учащихся представлены на диаграммах.

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся

Современные методические подходы к формированию здоровья учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018