Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Документ Microsoft Word.docx
воспитательный
институт,
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
раскрывается
нормы поведения,
основы нравственности человека,
внутренний
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими
другими социальными институтами.
Семья выступает как первый
связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются
формируются
мир ребенка и его индивидуальные качества.
Результаты специального изучения своеобразия семейных отношений
последних лет позволили выделить типичные модели семейного воспитания.
Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей
те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать
достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в
качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных
отношений и его влияние на воспитание детей.
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем
они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания,
стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее
благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей в
этой модели характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи:
порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством и
взаимопомощью.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но
существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не
нарушать. В таких семьях родители часто сами решают, что нужно детям,
вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами.
Они растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными. Также
дети в таких семьях нередко с трудом могут сформировать и отстаивать
собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.
Материальноориентированные семьи. В таких семьях главное внимание
уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства
приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и
детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может
сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей
работой или собственными отношениями.
Враждебные семьи. В них преобладает неуважение к детям, недоверие,
слежка за ними, физические наказания. В результате дети, как правило, растут
скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между
собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.
Асоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей,
которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как
правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей
может быть только крайне негативным. [43] Несомненно, что содержание и направленность каждой из представленных
моделей семейного воспитания формируются в результате взаимодействия
многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них, которые
оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной
среды. На этом основании социальными педагогами выделено несколько
наиболее часто встречающихся причин этого.
1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей
принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако
значительное большинство родителей приступает к этому очень
ответственному делу, не имея о нем никаких педагогических представлений.
Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе,
у них возникают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе
К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что
почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом
легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним
знаком теоретически или практически».
2. Другая причина жестокие, варварские методы воспитания, в результате
которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми
путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когдато и
существовавшему) общению приходит полное отчуждение, вражда. В одной из
центральных газет были опубликованы вполне современные — при всей их
невероятности — результаты анкетирования семи тысяч школьников с
третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось, что 60%
родителей используют физические наказания. В 9% применяется стояние в
углу на коленях, горохе, битых кирпичах, в 5% удары по лицу, голове и
другим частям тела.
3. Следующая причина парадоксально противоположна только что
обозначенной сотворение в семье кумира обычно в лице единственного
ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и
плаксивого. А в результате эгоцентричного и бессовестноравнодушного.
Тот или иной вариант влияния некоторых факторов на формирование модели
семейного воспитания вовсе не является фатальной доминантой. Если
родители смогут психологически и педагогически грамотно сами или с
помощью учителя, психологаконсультанта или социального педагога школы
разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицательных
факторов возможно, что позволит преобразовать ущербную модель в
благополучную.
требуется и от детей.
Сознательное отношение к воспитанию в семье
Это связано
развитие их
ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко
вполне
отрицал жертвенность
родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви с их стороны,
когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую
что в него входит постепенное
с тем,
правомерно самоотверженность. Позитивная позиция родителей столь же необходимо для
нормального воспитания, как и позиция детей. Именно это позволяет
сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на
эффективность семейного воспитания [ 32, с .142143].
Методы семейного воспитания.
Методы воспитания в семье – это приемы и средства,
с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое
взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно
увязаны с общими методами воспитания, но имеют
соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными
положениями:
а) влияние на ребенка осуществляется исключительно
индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках,
а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;
б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей:
понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях,
стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия
и др.
Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе
яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что
сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, в
большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к
которым отнесены:
Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие
родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с
предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств
преимущественно используются объяснение, внушение и совет;
метод поощрения предполагает использование системы педагогически
целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с
целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и
качеств личности или привычек поведения;
Метод совместной практической деятельности подразумевает участие
родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной
направленности.
Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к
ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства
средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий,
поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания
используется лишение его определенного перечня значимых для него
удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования
компьютера и д. р. Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы
педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой
семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор
должен опираться на ряд общих условий:
Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных
качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные
поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;
Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье,
стремление и способность воспитывать детей личным примером;
В случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается
методу совместной практической деятельности;
Учет уровня педагогической культуры родителей.
Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть
правил,
в результате реализации лишь представленных принципов,
методов и средств воспитания.
созданы
Их взаимодействие
соответствующие педагогические предпосылки.
может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания [37, с.138140].
Для этого должны
быть
Стили семейного воспитания.
Большое значение в становлении самооценки ребёнка имеет
стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить
три стиля семейного воспитания: демократический авторитарный
попустительский (либеральный).
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка.
Стиль "согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.
Стиль "подавления".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если
оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Учёные проследили развитие самосознания маленьких детей в зависимости от
особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе
воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много
времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не
считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников;
прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют,
но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с
заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не
занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают,
наказывают, иногда при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и
значительных достижений в дальнейшей жизни. в
также может проявляться с
От условий
воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой.
Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или
ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не
соответствует требованиям родителей.
Неадекватность
завышенной самооценкой.
Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения
дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).
Адекватное представление здесь нужна гибкая система наказания и
похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки
за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где
растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности
ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с
достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным
наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с
пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома
большей свободой, но эта свобода, по сути, бесконтрольность, следствие
равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка то, на что он
претендует
Дети
завышенной самооценкой и престижной
с высоким уровнем притязаний,
мотивацией
рассчитывают
Их
представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем
притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни
в настоящем. Они не ставят перед
собой высоких целей и постоянно
сомневаются в своих
возможностях,
который складывается в начале обучения в школе.
Демонстративность особенность личности, связанной с повышенной
потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником
демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к
детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными".
Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не
удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных
контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не
безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок
будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть
ругают, чем не замечают"). Задача взрослых обходиться без нотаций и
назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать
внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно
труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
смиряются с тем уровнем
учебной деятельности
и отношениях.
успеваемости,
быстро
только
на
успех. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема постоянное
неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка недостаток
похвалы.
Вариант "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей
демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную
потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей
тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим
поведением,
стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще
большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные
контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания
к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой
самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.