Современные образовательные технологии

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Важнейшим критерием педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть педагог ― это мастер, который умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Иконка файла материала современные технологии.doc
1 Современные образовательные технологии и педагогические инновации  Повышение   качества   образования является   одной   из   основных   задач модернизации   российского   образования.   Важнейшим   критерием педагогического   мастерства   в   современной   педагогике   считается результативность   работы   учителя,   проявляющаяся   в   стопроцентной успеваемости   школьников   и   таком   же   их   интересе   к   предмету.   То   есть педагог  ―  это   мастер,   который   умеет   учить   всех   детей   без   исключения. Профессионализм   педагога   наиболее   ярко   проявляется   в   хороших результатах   тех   учеников,   которых   принято   считать   не   желающими,   не умеющими, не способными учиться.  В   основе   управления   качеством   образования   лежит   переход   от методики   преподавания   к   внедрению   в   учебный   процесс   образовательных технологий. ― ― Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?  Методика     это   педагогическая   наука,   которая   исследует закономерности   обучения   определённому   учебному   предмету.   Методы обучения     способы   работы   учителя   и   учащихся,   с   помощью   которых достигается   овладение   знаниями,   умениями   и   навыками,   формируется мировоззрение   учащихся,   развиваются   способности.   Понятие   «методика» выражает механизм использования  комплекса  методов, приёмов, средств  и условий обучения и воспитания.  Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в   какой   последовательности   излагать,   какие   средства   использовать,   какие задачи   решить,   как   организовать   обобщение   материала   и   т.   д.),   то   в образовательных   технологиях,   как   правило,   описана   деятельность   самих учащихся. Если   методики   имеют   мягкий,   рекомендательный   характер   (учитель вправе   в   большей   или   меньшей   степени   следовать   советам   методических пособий   для   учителя),   то   технологии   предписывают   определённую последовательность   деятельности   обучаемых   и   управляющих   действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса,   что   может   препятствовать   достижению   запланированного результата.  Критерий   концептуальности  заключается   в   том,   что   каждая   из технологий   основана   на   одной   или   нескольких   теориях   (философских, педагогических   или   психологических).   Например,   программированноеэлементов, деятельности. ― 2 обучение основывается на бихевиористской теории; развивающее обучение — на   теориях   учебной   деятельности   и   содержательного   обобщения; интегральная технология — на идее укрупнения дидактических единиц и др. Системность  характеризуется   логикой   построения,   взаимосвязью   завершенностью   и   структурированностью   материала   и  Управляемость   это возможность эффективного управления учебно­ познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет   корректировать   результаты   и   сам   процесс   отбора   средств   и методов обучения. Эффективность  предполагает   достижение   запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение. Воспроизводимость  предполагает   возможность   тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами. Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается,   в   частности,   определённая   последовательность   этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Технология же будет содержать: ­   диагностическое   целеполагание:   планирование   результатов обучения   через   действия   учащихся,   которыми   они   овладевают   на протяжении   определённого   отрезка   учебного   процесса.   Эти   действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают,  применяют  и  т.д.;  цели  могут  быть  определены также с помощью системы разноуровневых задач; ­ наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату; ­   наличие   в   основе   каждой   технологии   одной   или   нескольких педагогических или психологических теорий; ­   возможность   воспроизведения   технологии   любым   учителем, поскольку   технология   строится   на   объективных   научных   основаниях, которые не зависят от личности педагога; ­   наличие   диагностических   процедур,   которые   содержат показатели,   инструментарий   измерения   результатов;   эти   процедуры представляют   собой   входной,   текущий,   итоговый   контроль,   который необходим   для   коррекции   знаний,   умений   обучающихся   и   самого образовательного процесса. Характеристика современных образовательных технологий,3 обеспечивающих качество образования В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для  их  систематизации. В  качестве   таких  оснований  различными  авторами предлагаются:   целевые   установки,   характер взаимодействия   учителя   и   учащихся,   способ   управления   познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения.    содержание   обучения, Основные   современные   технологии,   направленные   на   обеспечение качественного образования, характеризуются переходом: ­   от   учения   как   функции   запоминания   к   учению   как   процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное; ­ от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; ­   от   ориентации   на   усредненного   ученика   к   дифференцированным   и индивидуализированным программам обучения; ­   от   внешней   мотивации   учения   к   внутренней   нравственно­волевой регуляции. В   российском   образовании   провозглашен   сегодня   принцип вариативности,   который   дает   возможность   выбирать   и   конструировать педагогический   процесс   по   любой   модели,   включая   авторские.   При   этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм. Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному   учителю   как   технологу   учебного   процесса   необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить   время   на   открытие   уже   известного.   Сегодня   нельзя   быть педагогически   грамотным   специалистом   без   изучения   всего   обширного арсенала образовательных технологий.    Наиболее   популярными   и   широко   используемыми   являются: технология личностно­ориентированного обучения и воспитания, технологии предпрофильной   подготовки   и   профильного   обучения,   проектная деятельность,   адаптивная   система   обучения,   развивающее   обучение, интеграция, дискуссионные формы обучения, игровые технологии, технология безотметочного   обучения,   информационные   и   компьютерные   технологии, технология   групповой   деятельности,   игровые   технологии,   проблемное обучение,   технология   учебного   исследования,  технологии   различных   видов самостоятельной работы учащихся.4   Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников   и   обеспечению   качества   образования   способствуют   также нестандартные   формы   организации   учебного   занятия   (урок­игра,   урок­ соревнование, урок­экскурсия, урок­путешествие, мультимедиа урок, урок­ конференция, деловая игра, урок­викторина, урок­лекция, рыцарский турнир, телемост, урок­спектакль, урок­диспут, урок­КВН, дебаты).   Одной   их   современных   технологий,   направленной   на   повышение качества образования, является интерактивное обучение.  Преимущества интерактивных форм обучения очевидны, поскольку:  ­   обучающиеся   осваивают   новый   материал   не   в   качестве   пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; ­   сокращается   доля   классной   нагрузки   и   увеличивается   объем самостоятельной работы;  ­   обучающиеся   приобретают   навык   владения   современными техническими  средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;  ­   вырабатывается   умение   самостоятельно   находить   информацию   и определять уровень ее достоверности.  Интерактивные   технологии   дают   возможность   постоянных,   а   не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование   более   индивидуальным.   При   этом   важно   понимать,   что использование   сетевых   ресурсов   не   должно   исключать   непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой.  Применение   интерактивных   форм   эффективно   там,   где   это действительно необходимо.  Любая технология должна иметь определенную специфику   в   зависимости   от   возраста   учащихся   и   содержания   изучаемого материала. В начальной школе требования к технологиям могут быть следующие: ­ использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная   система   оценивания   на   протяжении   всей   начальной   школы, обучение детей само­ и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания; ­   расширение   деятельностных   форм   обучения,   предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении; ­ построение образовательного процесса с использованием технологий организации   учебного   сотрудничества   –   существенное   расширение   видов совместной   работы   учащихся,   их   коммуникативного   опыта   в   совместной5 деятельности,   постепенный   переход   от   устных   к   письменным   видам коммуникации,   в   том   числе   –   с   использованием   возможностей информационных технологий; ­   использование   игровых   технологий,   способствующих   решению основных учебных задач на уроке.  В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в   повышении   многообразия   видов   и   форм   организации   деятельности учащихся.   Отсюда   основными   требованиями   к   условиям   организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть: ­   увеличение   проектных,   индивидуальных   и   групповых   видов деятельности школьников; ­   использование   разных   форм   модульного   или   концентрированного обучения; ­   усиление   роли   самостоятельной   работы   учащихся   с   различными источниками информации и базами данных; ­ введение социальной практики и социального проектирования; ­   дифференциация   учебной   среды:   мастерская,   лаборатория, библиотека, лекционный зал; ­   переход   на   накопительную   систему   оценивания,   например, использование технологии «портфолио».  В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением   возможности   выбора   каждым   школьником   образовательных программ   из   предложенных   ему,   либо   с   созданием   своей   индивидуальной образовательной   программы.   При   выборе   образовательных   технологий   для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами: ­   приоритет   должен   отдаваться   тем   технологиям,   которые   позволят дифференцировать  и индивидуализировать   учебный  процесс  внутри  одного класса без применения селективных средств; ­   чрезвычайно   важную   роль   на   этом   этапе   образования   приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности. Формулируя   требования   к   отбору   образовательных   технологий   для каждой   из   трех   ступеней,   необходимо   учитывать,   что   все   технологии, используемые   в   школьном   образовании,   должны   иметь   определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной6 ступени   образования.   Систему   образовательных   технологий   необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования.