Современные образовательные технологии
Оценка 4.9

Современные образовательные технологии

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
05.11.2017
Современные образовательные технологии
Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Важнейшим критерием педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть педагог ― это мастер, который умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
современные технологии.doc
1 Современные образовательные технологии и педагогические инновации  Повышение   качества   образования является   одной   из   основных   задач модернизации   российского   образования.   Важнейшим   критерием педагогического   мастерства   в   современной   педагогике   считается результативность   работы   учителя,   проявляющаяся   в   стопроцентной успеваемости   школьников   и   таком   же   их   интересе   к   предмету.   То   есть педагог  ―  это   мастер,   который   умеет   учить   всех   детей   без   исключения. Профессионализм   педагога   наиболее   ярко   проявляется   в   хороших результатах   тех   учеников,   которых   принято   считать   не   желающими,   не умеющими, не способными учиться.  В   основе   управления   качеством   образования   лежит   переход   от методики   преподавания   к   внедрению   в   учебный   процесс   образовательных технологий. ― ― Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?  Методика     это   педагогическая   наука,   которая   исследует закономерности   обучения   определённому   учебному   предмету.   Методы обучения     способы   работы   учителя   и   учащихся,   с   помощью   которых достигается   овладение   знаниями,   умениями   и   навыками,   формируется мировоззрение   учащихся,   развиваются   способности.   Понятие   «методика» выражает механизм использования  комплекса  методов, приёмов, средств  и условий обучения и воспитания.  Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в   какой   последовательности   излагать,   какие   средства   использовать,   какие задачи   решить,   как   организовать   обобщение   материала   и   т.   д.),   то   в образовательных   технологиях,   как   правило,   описана   деятельность   самих учащихся. Если   методики   имеют   мягкий,   рекомендательный   характер   (учитель вправе   в   большей   или   меньшей   степени   следовать   советам   методических пособий   для   учителя),   то   технологии   предписывают   определённую последовательность   деятельности   обучаемых   и   управляющих   действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса,   что   может   препятствовать   достижению   запланированного результата.  Критерий   концептуальности  заключается   в   том,   что   каждая   из технологий   основана   на   одной   или   нескольких   теориях   (философских, педагогических   или   психологических).   Например,   программированное элементов, деятельности. ― 2 обучение основывается на бихевиористской теории; развивающее обучение — на   теориях   учебной   деятельности   и   содержательного   обобщения; интегральная технология — на идее укрупнения дидактических единиц и др. Системность  характеризуется   логикой   построения,   взаимосвязью   завершенностью   и   структурированностью   материала   и  Управляемость   это возможность эффективного управления учебно­ познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет   корректировать   результаты   и   сам   процесс   отбора   средств   и методов обучения. Эффективность  предполагает   достижение   запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение. Воспроизводимость  предполагает   возможность   тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами. Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается,   в   частности,   определённая   последовательность   этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Технология же будет содержать: ­   диагностическое   целеполагание:   планирование   результатов обучения   через   действия   учащихся,   которыми   они   овладевают   на протяжении   определённого   отрезка   учебного   процесса.   Эти   действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают,  применяют  и  т.д.;  цели  могут  быть  определены также с помощью системы разноуровневых задач; ­ наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату; ­   наличие   в   основе   каждой   технологии   одной   или   нескольких педагогических или психологических теорий; ­   возможность   воспроизведения   технологии   любым   учителем, поскольку   технология   строится   на   объективных   научных   основаниях, которые не зависят от личности педагога; ­   наличие   диагностических   процедур,   которые   содержат показатели,   инструментарий   измерения   результатов;   эти   процедуры представляют   собой   входной,   текущий,   итоговый   контроль,   который необходим   для   коррекции   знаний,   умений   обучающихся   и   самого образовательного процесса. Характеристика современных образовательных технологий, 3 обеспечивающих качество образования В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для  их  систематизации. В  качестве   таких  оснований  различными  авторами предлагаются:   целевые   установки,   характер взаимодействия   учителя   и   учащихся,   способ   управления   познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения.    содержание   обучения, Основные   современные   технологии,   направленные   на   обеспечение качественного образования, характеризуются переходом: ­   от   учения   как   функции   запоминания   к   учению   как   процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное; ­ от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; ­   от   ориентации   на   усредненного   ученика   к   дифференцированным   и индивидуализированным программам обучения; ­   от   внешней   мотивации   учения   к   внутренней   нравственно­волевой регуляции. В   российском   образовании   провозглашен   сегодня   принцип вариативности,   который   дает   возможность   выбирать   и   конструировать педагогический   процесс   по   любой   модели,   включая   авторские.   При   этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм. Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному   учителю   как   технологу   учебного   процесса   необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить   время   на   открытие   уже   известного.   Сегодня   нельзя   быть педагогически   грамотным   специалистом   без   изучения   всего   обширного арсенала образовательных технологий.    Наиболее   популярными   и   широко   используемыми   являются: технология личностно­ориентированного обучения и воспитания, технологии предпрофильной   подготовки   и   профильного   обучения,   проектная деятельность,   адаптивная   система   обучения,   развивающее   обучение, интеграция, дискуссионные формы обучения, игровые технологии, технология безотметочного   обучения,   информационные   и   компьютерные   технологии, технология   групповой   деятельности,   игровые   технологии,   проблемное обучение,   технология   учебного   исследования,  технологии   различных   видов самостоятельной работы учащихся. 4   Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников   и   обеспечению   качества   образования   способствуют   также нестандартные   формы   организации   учебного   занятия   (урок­игра,   урок­ соревнование, урок­экскурсия, урок­путешествие, мультимедиа урок, урок­ конференция, деловая игра, урок­викторина, урок­лекция, рыцарский турнир, телемост, урок­спектакль, урок­диспут, урок­КВН, дебаты).   Одной   их   современных   технологий,   направленной   на   повышение качества образования, является интерактивное обучение.  Преимущества интерактивных форм обучения очевидны, поскольку:  ­   обучающиеся   осваивают   новый   материал   не   в   качестве   пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; ­   сокращается   доля   классной   нагрузки   и   увеличивается   объем самостоятельной работы;  ­   обучающиеся   приобретают   навык   владения   современными техническими  средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;  ­   вырабатывается   умение   самостоятельно   находить   информацию   и определять уровень ее достоверности.  Интерактивные   технологии   дают   возможность   постоянных,   а   не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование   более   индивидуальным.   При   этом   важно   понимать,   что использование   сетевых   ресурсов   не   должно   исключать   непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой.  Применение   интерактивных   форм   эффективно   там,   где   это действительно необходимо.  Любая технология должна иметь определенную специфику   в   зависимости   от   возраста   учащихся   и   содержания   изучаемого материала. В начальной школе требования к технологиям могут быть следующие: ­ использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная   система   оценивания   на   протяжении   всей   начальной   школы, обучение детей само­ и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания; ­   расширение   деятельностных   форм   обучения,   предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении; ­ построение образовательного процесса с использованием технологий организации   учебного   сотрудничества   –   существенное   расширение   видов совместной   работы   учащихся,   их   коммуникативного   опыта   в   совместной 5 деятельности,   постепенный   переход   от   устных   к   письменным   видам коммуникации,   в   том   числе   –   с   использованием   возможностей информационных технологий; ­   использование   игровых   технологий,   способствующих   решению основных учебных задач на уроке.  В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в   повышении   многообразия   видов   и   форм   организации   деятельности учащихся.   Отсюда   основными   требованиями   к   условиям   организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть: ­   увеличение   проектных,   индивидуальных   и   групповых   видов деятельности школьников; ­   использование   разных   форм   модульного   или   концентрированного обучения; ­   усиление   роли   самостоятельной   работы   учащихся   с   различными источниками информации и базами данных; ­ введение социальной практики и социального проектирования; ­   дифференциация   учебной   среды:   мастерская,   лаборатория, библиотека, лекционный зал; ­   переход   на   накопительную   систему   оценивания,   например, использование технологии «портфолио».  В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением   возможности   выбора   каждым   школьником   образовательных программ   из   предложенных   ему,   либо   с   созданием   своей   индивидуальной образовательной   программы.   При   выборе   образовательных   технологий   для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами: ­   приоритет   должен   отдаваться   тем   технологиям,   которые   позволят дифференцировать  и индивидуализировать   учебный  процесс  внутри  одного класса без применения селективных средств; ­   чрезвычайно   важную   роль   на   этом   этапе   образования   приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности. Формулируя   требования   к   отбору   образовательных   технологий   для каждой   из   трех   ступеней,   необходимо   учитывать,   что   все   технологии, используемые   в   школьном   образовании,   должны   иметь   определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной 6 ступени   образования.   Систему   образовательных   технологий   необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования.

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017