Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Оценка 5
Лекции
doc
обществознание
5 кл—6 кл
29.01.2017
Статья подробно описывает исследовательскую работу учителя истории и обществознания МАОУ СОШ №25 г. Перми, посвященную активным и интерактивным технологиям обучения. В статье указаны приемы и формы работы, относящиеся к современным образовательным технологиям, а так же проиллюстрированы статистическими данными результаты использования таких технологий на уроках. Статья предназначена для педагогов основной школы.
Хатмуллина Ярина Ахатовна МАОУ СОШ 25.doc
Современные образовательные технологии
как условие введения ФГОС.
Хатмуллина Я.А.
В истории человечества не раз яблоко играло решающую роль: одно стало
причиной изгнания Адама и Евы из рая. Отныне люди стали смертными;
женщина, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а
мужчина в поте лица добывать хлеб свой. По Библии, изгнание из рая – точка
отсчета земной истории человека и человечества.
Второе упало на голову Ньютону. Именно Ньютон первым догадался, что
гравитация действует между двумя любыми телами во Вселенной; движением
падающего яблока и вращением Луны вокруг Земли управляет одна и та же
сила. И это не единственное его открытие.
Третье изменило человечество совсем недавно. «Я не доверяю
компьютеру, который не могу поднять», «Главной причиной, почему люди будут
покупать себе домой компьютер, станет возможность быть связанными с
национальной коммуникационной сетью. Мы сейчас в самом начале этого этапа,
но это будет настоящий прорыв. Примерно как телефон», «Инновация отличает
лидера от догоняющего», во второй половине прошлого столетия все это сказал
Стив Джобс, основатель компании по производству компьютеров, который так
же считал, что «Хорошие художники создают, великие художники крадут, а
настоящие художники – выполняют заказ вовремя». Именно изобретение
персонального компьютера, доступного (как в финансовом, так и
интеллектуальном плане) создало новый тип общества — Информационное.
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих
друг друга волнтипов общества. Первая волна — это результат аграрной
революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна
— результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным
типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья
волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное
общество.
Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в
последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и
товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном
связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно
технической революции произошло превращение науки в непосредственную
производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества,
и его самосохранения.
Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а,
следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время
технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания
обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.
Но для нашей страны мировые тренды второй половины ХХ века были
недоступны. Конечно, советские ученые всегда были впереди планеты всей,
однако их достижения редко становились известны общественности. Стагнация,
Холодная война, ментальность советского человека вот не полный спектр
причин отставания от «третьей волны».
Сегодня Российское образование стремиться сократить этот разрыв.
Стратегической целью российского образования стало воспитание успешного
поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями,
навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в
соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Результатом направленного движения к заявленной цели стал ФГОС 2010 года.
Однако, современные дети, включенные в мировое информационное сообщество,
уже преодолели отставание.
Исходя из вышесказанного, ФГОС выдвигает новые требования к
результатам, к структуре, к условиям реализации основной образовательной
программы, обосновывая это необходимостью качественных изменений.
Результатом реализации образовательной деятельности станет:
готовность обучающегося к перманентному саморазвитию и
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающегося;
активную учебнопознавательную деятельность обучающегося;
индивидуализацию образования.
Анализ образовательного процесса показал, что его надо рассматривать с
позиций определения
подходов
технологий
методов
приемов.
В основе стандарта лежит
системнодеятельностный и
компетентностный подходы. При системнодеятельностном подходе
системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды
деятельности, обучающийся занимает активную позицию, а деятельность
является основой, средством и условием развития личности. То есть этот
подход определяет процесс обучения, требования к условиям реализации
Копметентностный подход аппелирует к
образовательной программы.
результатам обучения, к формированию компетенций. В его рамках конечная
цель всякого обучения состоит в том, чтобы выпускник освоил такие формы
поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных
характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься.
В контексте обозначенных подходов, в процесс обучения педагогами
должны быть использованы современные (со^временные – соответствующие
времени) технологии, отвечающие требованиям интерактивности, деятельности
(а не ее имитация), ориентация на получение конкретного продукта,
приобретения профессиональных или социальных навыков, соответствующие
принципам здоровьесбережения.
Технология — это система функционирования всех компонентов
педагогического процесса во времени/пространстве приводящая к результатам.
Метод — это способ организации деятельности.
Прием — это составная часть метода.
Классификаций технологий множество.
Мы остановились на
классификации, основанной на выделении преобладающих (доминирующих)
методах и способах (по Г.К.Селевко).
В рамках этой классификации выделяют технологии:
ведущего метода.
То есть, организация деятельности
обучающихся, в рамках эти
результата и строится на основе
технологий, направлена на достижение
активные (дискуссии, «мозговой
штурм», игра и т.д.)
проблемные (метод создания
проблемных ситуаций)
групповые (организация
деятельности обучающихся в
группах, парах)
игровые (использование
различных видов игр)
проектные (организация
проектной деятельности на уроке
и вне его)
Если вернуться к определению понятия технологии, то важно
акцентировать внимание на результате, и четко его представить. Если за
искомый результат брать баллы, полученные учащимися на ЕМТ, ГИА и ЕГЭ, то
и надо в контексте со^временных технологий рассматривать те, которые
приводят к ним. Так например, в спецификации заданий ЕГЭ по истории
выпускник должен знать и уметь: «Знание основных фактов, процессов и
явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории,
периодизации всемирной и отечественной истории; умение проводить поиск
исторической информации в источниках разного типа». Таким образом, учитель,
выбирая технологию, должен отдавать отчет о том к каким результатам она
может привести учащихся.
Однако анализ в первую очередь следует проводить по выпускным
параллелям и включать в него тех педагогов, которые работали с выпускными классами.
ЕМТ 2013
Класс:
4А
4Б
4В
4Д
4Е
Средний балл:
38,3
48,9
63,6
55,3
50,6
Технологии:
ТО
РО, ИКТ
РО, проблемного обучения
РО, здоровьесберегающая
РО
ГИА 2013
Предмет:
Математика 1
Математика 2*
Русский язык 1
Русский язык 2**
Русский язык 3
История
Средний балл:
45,8
51,05
54
64,4
50
47,3
ЕГЭ 2013
Предмет
Математика 1*
Математика 2
Русский язык 1
Русский язык 2**
Обществознание
Средний балл:
37,9
39,2
56,8
60,8
52,6
Технологии:
ТО
«авторская» (элементы разных технологий)
Блочномодульное
РО, проблемного обучения
ТО
Элементы проблемного обучения, критического
мышления
Технологии:
«авторская» (элементы разных технологий)
Дифференцированное обучение
Дифференцированное, проблемное обучение
РО, проблемного обучения
Проблемного обучения
Простое сравнение результатов тестирований и используемых технологий
позволяет говорить о результативности проблемного и развивающего обучения.
Однако при опросе педагоги говорили о целенаправленной работе с КИМами
при подготовке к итоговой аттестации, отработке умений, заявленных в
спецификации и тем, указанных в кодификаторе. Так же следует принимать во
внимание уровень способностей и подготовленности учащихся (который вполне
возможно зависит от технологии обучения). Кроме того следует говорить,
что в среднем и старшем звене педагоги работают в рамках технологий, часто
различных по своей сути, что затрудняет восприятие детей. Факторов,
влияющих на результаты тестов множество и используемая технология лишь
один из них.
О современности и инновационности представленных педагогами школы
технологий — вопрос дискуссионный. Но как показывает практика, эти
технологии отвечают вызовам современности, и решают ряд проблем, стоящих
перед образованием. Возникает вопрос об эффективности и результативности
технологий: измеряются ли они тестами ЕРТ или ЕГЭ, как далеко можно
прогнозировать эффекты обучения? Американец Эдгар Дейл преподавал один и тот же учебный материал, но
разными способами, а потом анализировал их способности вспоминать
изученную информацию после окончания обучения.
В результате своих
исследований он пришел к таким выводам, что слушать лекции на тему или
читать тематическую литературу по предмету – это наименее эффективный
способ выучить чтолибо; а обучать других и использовать изучаемый материал
в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить чтолибо. В
приложении есть так называемый «конус Дейла», который показывает
эффективные с его точки зрения приемы и технологии обучения.
Таким образом, Дейл советует проводить лекции, писать статьи, создавать
видеопрограммы, обсуждать с друзьями, т. е. Использовать методы
самостоятельной работы.
Методическая тема школы в 20122013 уч.году была сформулирована как
«Достижение предметных и метапредметных результатов через инновационную
деятельность педагогов». Анализ методической работы педагогов МАОУ «СОШ
№ 25» г. Перми показал, что подавляющее число педагогов свою методическую
тему связали именно с освоением современных педагогических технологий.
Технологии, применяемые педагогами школы, это игровые, парной и групповой
работы, проблемного обучения, критического мышления, проектной и
исследовательской деятельности. Анализ методической работы прошлых лет
показал, что большинство педагогов используют лишь элементы технологий,
поэтому нельзя говорить о системности как самого процесса обучения, так и
достигаемого результата (в особенности здесь речь идет о достижении
метапредметных результатов). В 20122013 уч.году педагоги систематизировали
свою работу.
Однако, работа, начатая в этом учебном году, не позволяет еще сделать
выводы об эффективности той или иной технологии. Поэтому деятельность
образовательного учреждения по оценке результативности, эффективности
педагогических технологий будет продолжена.
В 20132014 уч.году на научнометодическом совете школы было принято
решение продолжать работать по теме. Целью работы в этом учебном году будет
достижение систематического применения приемов и методов технологий, или
выход на создание новых технологий в соответствии с результатами,
заявленными в новых стандартах.
Управлением персоналом школы
запланирован мониторинг
профессионализма педагогов, одной из целей которого является выявление
затруднений в профессиональной деятельности. Так же разработан проект по
повышению профессионализма учителя. Кроме того, проблемная группа
продолжит работу по формированию и оценке умения смыслового чтения.
Дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется.
Успех — это поступательное движение, а не точка, которую
можно достичь. Энтони Роббинс
Источники и литература:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.adme.ru/shkolareklamista/kultovyecitatystivadzhobsa313255/
3. shance.perm.ru›files/prior.doc
4. http://standart.edu.ru/
5. http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103
6. http://www.smartedu.com/professionalnyekompetentsii/kompetentnostnyypodhodv
obrazovaniiiobuchenii.html
7. Селевко К.Г. «Энциклопедия образовательных технологий», М., 2006 г. приложение.
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Современные образовательные технологии как условие введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.