В данной статье дается определение "Образовательная технология", подробно описываются такие технологии как: игровая технология, технология критического мышления; информационно – коммуникационная технология; проектная технология. Для повышения эффективности образовательного процесса все предложенные технологии я использую в своей педагогической деятельности при проведении уроков
«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ»
Образовательная технология – это система совместной деятельности
учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации,
ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью
достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий
участниками. (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко)
Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС строятся по
различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до
ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог
применить на практике.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое
мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что
процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать
психологические механизмы формирования личности, добиваясь более
качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при
проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные
образовательные технологии:
Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация
взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В
процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже
самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный
материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в
игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с
игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках
русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках
окружающего мира расширяет представление о природе.
Технология критического мышления
Технология критического мышления развивает коммуникативные
компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить
объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии –
научить ребенка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы
другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Структура урока в концепции «критического мышления» состоит из трех
этапов:
1 этап – «Вызов»
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
На данном этапе использую методические приемы:
1. Парная мозговая атака
2. Групповая мозговая атака
3. Таблица «ЗХУ»
4. Верные и неверные утверждения
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление «Что хочу
узнать?»
2 этап – «Осмысление»
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих
товарищей должен ответить на вопросы, которые он поставил перед собой на
стадии «Вызова». На этапе «Осмысление» использую следующие приемы:1. Инсерт
2. «Знаю – хочу узнать – узнал» маркировочная таблица
3. Чтение с остановками
4. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
3 Этап – «Рефлексия»
Обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На данном
этапе применяю:
1. Таблица «ЗХУ»
2.
3. Составляют синквейн, в котором должен отразиться смысл темы
Составляется опорный конспект в тетради
«Много – не есть хорошо». Урок не резиновый, поэтому одно из правил – это
использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому
приему, использованному на уроке. Не перегружать урок приемами. В
противном случае работа будет неэффективной.
Две основные заповеди данной технологии:
Ученикам – не повторять мысли товарищей. С одной стороны, теряется
время, а с другой – дети не научатся слышать, если учитель всегда будет
«переводить» их ответы. Дети отвечают тихо, невнятно – но они так и будут
отвечать, зная, что их ответ «переведут»
Не допускается унижение личности отвечающего – ни учитель, ни дети
не показывают своих отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой и т.д.
Учащиеся во всем разбираются самостоятельно. Эта технология действительно
работает. Методические приемы по овладению навыком «слушать и слышать»
помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины,
нравственному и интеллектуальному развитию школьников, а также являются
началом для формирования основ критического мышления. Задача учителя
заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от
непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам
монологической речи – как устной, так и письменной.
Информационно – коммуникационные технологииПоложительную роль в современной образовательной системе играет
использование информационно – компьютерной технологии. Сегодня ИКТ
можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует
качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ
позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации,
воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с
другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности,
которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях
начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача
обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и
содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда
лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения
нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного,
обобщения и систематизации пройденных тем и т.д. К каждой из изучаемых тем
можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания,
тесты, презентации и проекты.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от
которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс
заговорит, а главное, заговорит свободно…»
Проектная технология
Как известно, заинтересовать ребенка учебой можно лишь одним способом
– показать ему, зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом
хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по
принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для
выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания
на практике.В своей педагогической деятельности чаще всего использую следующие типы
проектов: исследовательско – творческие, ролево – игровые, информационный,
творческие.
Исследовательско – творческие проекты: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде стенгазет – к 23 февраля, 9 Мая, 8 Марта
При проведении предметной недели работали над проектом по инсценированию
басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», рисовали иллюстрации к произведениям
Л.Н.Толстого, М.М.Пришвина. Ребятам нужно было найти информацию о
писателе, его творчестве. Каждый ученик получил свое задание. Потом
совместными действиями материал отбирался, и в виде коллажа создавались
стенгазеты.
Ролево – игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети
входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные
проблемы).
Часто на уроках литературного чтения детям предлагаю инсценировать сказку
или сценку из произведения; например, очень интересно прошел урок по
русским народным сказкам. Каждой группе ребят было дано задание
подготовить инсценировку сказки «Репка» и «Колобок».
Информационный проект: дети собирают информацию и применяют ее,
ориентируясь на социальные интересы (оформление класса, стендов и др.)
Творческие проекты – оформление результата в виде сочинения, создания
брошюр по устному народному творчеству.
Все вышеизложенные образовательные технологии, применяемые на
уроках и внеурочное время, дают возможность ребенку работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребенка желание учиться.
Список литературы
1.
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и
подвести итоги/О.Андреева//Школьное планирование.2010.№2.С.1071142.
Апатова Н.В.
Информационные технологии в школьном
образовании. – М.: ШколаПресс, 2002. – 120 с.
3.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. Народное образование.2000, №89, с.151157.
4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998.
5.
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в
начальной школе/Л.И.Ягодко//Начальная школа плюс до и после. 2010. №1.
С.3638