В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания. В настоящее время предъявляются высокие требования к организации процесса образования, производятся поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Образование детей с ООП предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- поэтапное формирование умственных действий(концентрическая система обучения);
Современные образовательные технологии в образовательной среде инклюзивного
воспитания
Воспитатель Аристова Н.А.
В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые
условия для развития, обучения и воспитания. В настоящее время предъявляются высокие
требования к организации процесса образования, производятся поиски новых, более
эффективных психологопедагогических подходов к этому процессу.
Образование детей с ООП предусматривает создание для них специальной
коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития,
социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических
технологий:
здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в
спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения,
элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
игровые технологии (коррекционноразвивающие игры и упражнения);
поэтапное формирование умственных действий(концентрическая система
обучения);
разноуровневое обучение;
технология индивидуализированного обучения;
элементы ИКТ.
Рассмотрим подробнее наиболее эффективные и доступные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание
условий для формирования у обучающихся представления о здоровом образе жизни, об
умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и
развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями,
утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и
динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории школы, но и в
лесопарковых зонах.
2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной
деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые
ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и
прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется
для изучения уже готовый продукт, шаблон действия.
При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому
либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального
напряжения. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях имеет ряд
преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер
привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов
позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.
Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации
внимания, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств
ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.При проведении занятий компьютерные технологии используют как способ
представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью
ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти,
мышления, внимания. В результате соединения образовательной, воспитательной и игровой
деятельности дети учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания
(пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам
деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь
информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать
интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.
6. Познавательноисследовательская деятельность: основной её целью является
создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает
ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию
увидеть процесс и результаты.
7. Личностноориентированные технологии: цель данной технологии – создание
демократичных партнёрских гуманистических отношений между учителем и учеником, а
также обеспечение условий для развития личности обучающихся. При личностно
ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Помимо использования вышеперечисленных технологий, одной из ведущих
целей инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности,
переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск
методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных
методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как
целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении своего
собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и
развития учебновоспитательного процесса с целью достижения более высоких
результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных
формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными
средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.),
так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных
моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания
относительно собственной педагогической деятельности.
Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной
стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет
освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с
другой — инновация — это деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных
трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.
Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса
непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателяспециалиста в
предметной области, как педагогавоспитателя, как педагогаисследователя, наконец как
педагогановатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:
1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как
показывают исследования, особая группа навыков и умений рефлексивноаналитического и
деятельностнопрактического порядка;
2) переориентация всех форм профессионального образования, повышения
квалификации педагога на задачи поддержки его как педагогапрофессионала в
стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором,
существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развиваяинновационную активность, создавая чтото значительное, новое, достойное внимания,
педагог и сам растет, поскольку "участие в творческих, доблестных делах человека —
важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность,
выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей
степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь
простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов,
собственноручно деформирует свою личность.