Современные образовательные технологии в образовательной среде инклюзивного воспитания

  • Семинары
  • doc
  • 15.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания. В настоящее время предъявляются высокие требования к организации процесса образования, производятся поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Образование детей с ООП предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий: - здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии. - игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения); - поэтапное формирование умственных действий(концентрическая система обучения);
Иконка файла материала Аристова Н.А.doc
Современные образовательные технологии в   образовательной среде  инклюзивного воспитания Воспитатель  Аристова Н.А. В ходе модернизации системы образования, сложились  принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания. В настоящее время предъявляются высокие требования   к   организации   процесса   образования,   производятся   поиски   новых,   более эффективных психолого­педагогических подходов к этому процессу. Образование   детей   с   ООП   предусматривает   создание   для   них   специальной коррекционно­развивающей   среды,   обеспечивающей   адекватные   условия   и   равные   с обычными   детьми   возможности   для   получения   образования   в   пределах   специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий: ­   здоровьесберегающие   технологии:   пальчиковая   гимнастика,   занятия   в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии. ­ игровые технологии (коррекционно­развивающие игры и упражнения); ­   поэтапное   формирование   умственных   действий(концентрическая   система обучения); ­ разноуровневое обучение; ­ технология индивидуализированного обучения; ­ элементы ИКТ. Рассмотрим подробнее наиболее эффективные и доступные технологии: 1.   Здоровьесберегающие   технологии:   основной   их   целью   является   создание условий для формирования у обучающихся представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами  работы   являются  спортивные  праздники,   физкультминутки  между   занятиями, утренняя   гимнастика,   гимнастика   для   глаз,   дыхательная   гимнастика,   пальчиковая   и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории школы, но и в лесопарковых зонах. 2.   Проектная   деятельность:   её   смысл   заключается   в   создании   проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок   получает   в   ходе   работы   над   проектом,   становятся   его   личным   достоянием   и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. 3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку  представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия.  При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому­ либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. 4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия. 5.   Информационные   технологии:   использование   ИКТ   на   занятиях   имеет   ряд преимуществ   перед   традиционными   формами   организации   занятий.   Компьютер привлекателен   для   детей,   использование   анимации,   слайдовых   презентаций,   фильмов позволяет   вызвать   активный   познавательный   интерес   у   детей   к   изучаемым   явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания,   а   также   одновременного   воздействия   сразу   на   несколько   органов   чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.При   проведении   занятий   компьютерные   технологии   используют   как   способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения образовательной, воспитательной и игровой деятельности   дети   учатся   моделировать   материал,   самостоятельно   добывать   знания (пользуются   познавательной   литературой,   энциклопедией,   на   занятиях   по   видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными   ресурсами   сети   Интернет).   Эта   форма   работы   помогает   прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. 6. Познавательно­исследовательская деятельность: основной её целью является создание   экспериментальной   деятельности,   активным   участником   которой   выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. 7. Личностно­ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между учителем и учеником, а также   обеспечение   условий   для   развития   личности   обучающихся.   При   личностно­ ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения. Помимо   использования   вышеперечисленных   технологий,   одной   из   ведущих целей инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, переключение   его   с   репродуктивного   типа   деятельности   на   самостоятельный   поиск методических   решений,   превращение   педагога   в   разработчика   и   автора   инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. В   педагогической   науке   инновационная   деятельность   понимается   как целенаправленная   педагогическая   деятельность,   основанная   на   осмыслении   своего собственного   практического   опыта   при   помощи   сравнения   и   изучения,   изменения   и развития   учебно­воспитательного   процесса   с   целью   достижения   более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Руководство   инновационной   деятельностью   осуществляется   в   различных формах.   Основным   принципом   руководства   является   поддержка   педагога   различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов   является   разворачивание   среди   педагогов   процесса   рефлексии   и   понимания относительно собственной педагогической деятельности. Участие   педагога   в   инновационной   деятельности   противоречиво.   С   одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — это деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития. Наблюдения   показывают,   что   для   эффективного   обеспечения   процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя­специалиста в предметной области, как педагога­воспитателя, как педагога­исследователя, наконец как педагога­новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора: 1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно­аналитического и деятельностно­практического порядка; 2)   переориентация   всех   форм   профессионального   образования,   повышения квалификации   педагога   на   задачи   поддержки   его   как   педагога­профессионала   в стремлении к непрерывному профессиональному росту. Высокие   достижения   педагога   в   учебной   деятельности   являются   фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развиваяинновационную   активность,   создавая   что­то   значительное,   новое,   достойное   внимания, педагог и сам растет, поскольку "участие в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени   оказывается   развитой   его   личность.   Ведь   человек,   выполняющий   всю   жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.