Современные подходы к оцениванию

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации. Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школеДиалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации. Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе
Иконка файла материала sovremennye_podhody.docx
Современные подходы к оцениванию Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации. Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе Объекты Физическая подготовленность (уровень развития физических качеств) Степень усвоения двигательных умений и навыков прикладной, оздоровительной, спортивной направленности Эффективность и результативность игровых и соревновательных действий учащихся Место физической культуры в системе ценностей учащихся. Уровень физкультурной активности. Отношение к физкультурной деятельности Знание основ теории физической культуры (культурно-исторический, медико- биологический, психолого-педагогический аспекты) Владение способами осуществления физкультурно-оздоровительной и физкультурно- спортивной деятельности Степень усвоения общеучебных умений и навыков, универсальных способов их применения в познавательной, рефлексивной, информационно-коммуникативной, проектной деятельности Динамика развития физических качеств учащихся Творческая деятельность учащихся в области физической культуры и ее результаты Степень усвоения методических умений Формы контроля ­ инструменты Комплексное тестирование физической подготовленности Текущий контроль Индивидуальный контроль Анкетирование учащихся, анализ их поступков и т.д. Опрос, защита рефератов, дискуссии и др. Поточный или избирательный контроль Анкетирование, тестирование Текущее тестирование Экспертиза исследовательского проекта, представление стенгазеты, нестандартного оборудования, инвентаря и др. Индивидуальный контроль Оценка должна быть комплексной В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно- ориентационных и коммуникативных задач. Хотя еще в 1940 г. вводилась программа, направленная на максимальное расширение самодеятельной работы. Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что ученики уже усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью. Задачами физического воспитания являются: совершенствование физических качеств; формирование двигательных умений и навыков; формирование специальных физкультурных знаний; умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни. Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно. Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков. Наиболее популярны системы, основывающиеся на оценке динамики изменения результатов учебной деятельности. Однако они больше акцентированы на физическую подготовленность и гораздо меньше – на теоретические знания в области физкультуры и техническую подготовленность. В последние годы подход к оценке достижений учащихся по физической культуре стал более либеральным, что связано со все более усиливающейся вариативностью содержания образования и разнообразием условий реализации образовательно- воспитательного процесса. Ответственность же в основном несет образовательное учреждение. Это касается, например, выбора системы оценивания, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, которую в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании» оно обеспечивает самостоятельно. Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Но специфика развития физических качеств учащихся такова, что с ростом показателей становится сложнее достичь положительной динамики. Некоторые физические качества обусловлены наследственностью учеников, и изменить здесь что-либо в лучшую сторону крайне сложно, с другими дело обстоит несколько проще. Совершенно очевидно, что при выставлении оценки по физической культуре необходимы осторожность и взвешенность. Скоростные способности детей являются наиболее консервативными в развитии, и здесь не следует рассчитывать на быстрый результат. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости динамика роста может быть довольно высокой. Индивидуальный подход В последнее время часто обсуждается вопрос об индивидуальном подходе к оценке физической подготовленности человека. Так, ряд специалистов в области теории и методики физического воспитания считают, что совсем не обязательно требовать выполнения физических норм – для получения высокой оценки школьнику достаточно продемонстрировать положительную динамику результатов в контрольных упражнениях (тестах). Оценивание – процесс ответственный Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока. При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенныйпериод времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания. Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов. Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью.Недостаток   соответствующих   Физическое   воспитание   в   школах   на   практике   ограничивается   в основном   развитием   физических   качеств   и   обучением   двигательным действиям.   Существенно   отстают   те   направления,   которые   связаны   с овладением   специальными   систематизированными   знаниями   и   методами, обеспечивающими достижение практических результатов ­ теоретическая и методическая   подготовка. знаний, методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что за пределами учебных занятий (по расписанию) школьники, а после окончания   не   могут   правильно   распорядиться   своими школы   ­   студенты, психофизическими   возможностями,   чтобы   с   помощью   физических упражнений   поддерживать   оптимальную   работоспособность   и   здоровье. Поэтому   не   случайно   рекомендуемые   программы   дисциплины   "Физическая культура",   наряду   с   учебно­тренировочным   разделом,   предусматривают теоретический   раздел,   формирующий   мировоззренческую   систему   научно­ практических   знаний   и   отношение   к   физической   культуре,   и   методико­ практический   раздел,   обеспечивающий   овладение   методами   и   способами физкультурно­спортивной   деятельности   для   достижения   учебных, профессиональных и жизненных целей личности. Однако расходовать время учебных   занятий   не   на   физическую   нагрузку   не   рационально. Информационные   технологии   обучения   позволяют   учащимся   8­   9   классов эффективно   и   самостоятельно   осваивать   теоретический,   и   методический разделы учебных дисциплин по физической культуре.  Урок физической культуры в школе. Урок представляет собой форму занятий преимущественно   учебно­образовательного   процесса   и   является   учебным предметом. Содержание программного материала состоит из двух основных частей:   блок   практика   и   блок   теория,   которые   регламентируются государственной программой. Таким образом, посещение уроков (2 и 3 часа в неделю) является обязательным для всех обучающихся школы. Цель уроков ­ Формирование физической культуры личности посредством овладения основ физкультурной   деятельности   с   профессионально­прикладной   и оздоровительно­корригирующей   направленностью.   Такая   целевая   установка ориентирует   педагогический   процесс   на   подготовку   выпускников   школы   к предстоящей   жизнедеятельности   (к   общественно­производственному   труду, службе в армии, к воспитанию детей), а также организации и проведению на основе   индивидуальных   методик   самостоятельных   занятий   физическими упражнениями, способных удовлетворить  потребности в крепком здоровье, ведении здорового образа жизни.На уроках физической культуры создаются условия для решения всех задач физического воспитания. Учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты, как:  расширение   двигательного   опыта   за   счёт   использования   разнообразных общеразвивающих   физически   упражнений   в   различных   формах   занятий физической   культурой,   овладения   современными   системами   физических упражнений,   включая   упражнения   рекреативной,   корригирующей   и прикладной направленности;  расширения   объема   знаний   о   разнообразных   формах   соревновательной   и физкультурной   деятельности,   использование   этих   форм   для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;  гармонизация физической и духовной сфер, формирования потребностей в культуре   движений,   красивом   телосложении,   оптимальном   физическом развитии и крепком здоровье;  формирование   адекватной   самооценки   личности,   высокой   социальной адаптации в коллективном обществе и взаимодействии;  формирование   навыков   и   умений   использовать   физическую   культуру   как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения   здорового   образа   жизни.   Сформулированные   цель   и   задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основного общего   образования»   и   отражают   основные   направления   педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка обучающихся.  Содержание уроков физической культуры многогранно. Оно составляет определённый   набор   физических   упражнений,   деятельность   обучающихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу:    является   использование Первой отличительной чертой, новизной уроков физической культуры,  информационно­ проводимых   в   школе, коммуникационных   технологий  в   образовательном   процессе.   Второй особенностью   урока   является   методика   оценивания,   активизация деятельности   обучающихся.   Важным   условием   высокой   эффективности работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка их   деятельности.   Стремясь   к   достижению   полной   успеваемости, посещаемости,   и   повышению   активности   на   уроках   физической   культуры  рейтинговая   (балловая)   система   оценивания нами   разработана обучающихся.   Такой   подход   в   оценивании   деятельности   школьников   в действительности   позволяет   играть   оценке   свою   стимулирующую   роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся объективно   оценивают   ход   освоения   разучиваемого   материала,   а   такжедостижения   одноклассников.   Обучающиеся   учатся   самооценке   и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. Всё это в совокупности формирует мотивационно­ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом, как на уроке, так и во внеурочное время.   Третьей   отличительной   чертой,   имеющей   большое   значение   в образовательной области урока физической культуры, применение личностно ­   ориентированного   подхода,   т.е.   уроки   ориентированны   на   личностные показатели школьников, кроме того, на уроках предусмотрено использование нового   вида   обучения   –   «дистанционного»   образования,   а   также   метода "проекта" что позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в области   физической   культуры   в   соответствии   с   индивидуальными особенностями   личности   и   в   конечном   итоге   существенно   повысит эффективность адаптации в обществе.  Оценка   деятельности   обучающихся   8­   9   классов   на   уроках   физической культуры. Важным условием высокой эффективности работы обучающихся, проявления  инициативы  и активности  является  оценка  их деятельности.  С другой   стороны,   уровень   знаний,   двигательных   умений   и   качеств обучающихся,   выраженный   в   оценке,   отражает   качество   педагогического труда, результат деятельности учителя, его умения ставить задачи, владеть арсеналом средств и методов, организуя учебный процесс. Практика работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе показала, что не все   обучающиеся   справляются   с   предъявляемыми   требованиями   предмета «Физическая   культура».   Причины,   мешающие   успешному   усвоению программных   требований   следующие:   Недостаточный   двигательный   опыт учеников. Известно, что успех обучения каждому новому упражнению зависит от   арсенала   движений   и   двигательных   действий,   которыми   уже   владеет ученик.   Низкий   уровень   физического   развития.   Для   изучения   любого движения   необходимо   определить   уровень   силы,   гибкости,   быстроты   и выносливости. Недостаточное развитие волевых качеств. Усвоение учебной программы – это напряжённый физический и умственный труд. Он требует проявления   настойчивости,   преодоления   нежелания   и   лени.   Выполнение физических   упражнений   связано   с   потребностью   терпеть   при   преодолении «мёртвой   точки».   В   ряде   случаев   необходимо   перебороть   страх.   Низкий уровень   активности   занимающихся.   Для   достижения   полной   успеваемости, посещаемости, и повышения активности на уроках физической культуры в школе   используется   рейтинговая   (балловая)   система   оценивания обучающихся. Её сущность сводится к следующему ученик за учебный период (четверть,   полугодие)   набирает   в   совокупности   определённое   количество балов, соответствующие той или иной оценки их деятельности: Обучающиеся пропустившие   занятия   по   предмету   «Физическая   культура»   должны   их «отработать» во время индивидуальной работы преподавателей физического воспитания   (во   внеурочное   время).   Такой   подход   в   оценивании   вдействительности   позволяет   играть   оценке   свою   стимулирующую   роль, адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом «Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся могут объективно оценивать ход освоения разучиваемого материала, а также достижения одноклассников. Научить учащихся самооценке и взаимооценке – важное   условие   их   подготовки   к   самостоятельным   занятиям.   В   качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» избрана посещаемость занятий, ориентированная, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей школьников, а не на   выполнение   усреднённых   учебных   нормативов.   Также   успеваемость   по предмету определяется и полнотой приобретённых теоретических знаний.  Обучающимся,   отнесённым   по   состоянию   здоровья   к   подготовительной   и медицинской   группе,   итоговая   оценка   выводится   на  основании   сведений   о посещаемости   занятий   и   текущих   отметок   за   знания   по   теоретических аспектов предмета.