Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации.
Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школеДиалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области, повышение их мотивации.
Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе
Современные подходы к оцениванию
Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений
учащихся и создании соответствующих технологий состоялся. Самая главная
задача, которую необходимо решить, – это обеспечение теоретической и
практической готовности педагогов к реализации инноваций в этой области,
повышение их мотивации.
Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе
Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся в современной школе
Объекты
Физическая подготовленность (уровень
развития физических качеств)
Степень усвоения двигательных умений и
навыков прикладной, оздоровительной,
спортивной направленности
Эффективность и результативность игровых и
соревновательных действий учащихся
Место физической культуры в системе
ценностей учащихся. Уровень физкультурной
активности. Отношение к физкультурной
деятельности
Знание основ теории физической культуры
(культурно-исторический, медико-
биологический, психолого-педагогический
аспекты)
Владение способами осуществления
физкультурно-оздоровительной и физкультурно-
спортивной деятельности
Степень усвоения общеучебных умений и
навыков, универсальных способов их
применения в познавательной, рефлексивной,
информационно-коммуникативной, проектной
деятельности
Динамика развития физических качеств
учащихся
Творческая деятельность учащихся в области
физической культуры и ее результаты
Степень усвоения методических умений
Формы контроля инструменты
Комплексное тестирование
физической подготовленности
Текущий контроль
Индивидуальный контроль
Анкетирование учащихся, анализ их
поступков и т.д.
Опрос, защита рефератов, дискуссии
и др.
Поточный или избирательный
контроль
Анкетирование, тестирование
Текущее тестирование
Экспертиза исследовательского
проекта, представление стенгазеты,
нестандартного оборудования,
инвентаря и др.
Индивидуальный контроль
Оценка должна быть комплексной
В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению
того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их
способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-
ориентационных и коммуникативных задач. Хотя еще в 1940 г. вводилась программа,
направленная на максимальное расширение самодеятельной работы.
Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что
ученики уже усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается
многогранностью. Задачами физического воспитания являются: совершенствование
физических качеств; формирование двигательных умений и навыков; формирование
специальных физкультурных знаний; умение применять полученные знания на занятиях и в
повседневной жизни.
Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется
комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно.
Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки,
теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной
деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с
исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается
базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность
общеучебных умений и навыков.
Наиболее популярны системы, основывающиеся на оценке динамики изменения
результатов учебной деятельности. Однако они больше акцентированы на
физическую подготовленность и гораздо меньше – на теоретические знания в области
физкультуры и техническую подготовленность.
В последние годы подход к оценке достижений учащихся по физической культуре
стал более либеральным, что связано со все более усиливающейся вариативностью
содержания образования и разнообразием условий реализации образовательно-
воспитательного процесса. Ответственность же в основном несет образовательное
учреждение. Это касается, например, выбора системы оценивания, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации, которую в соответствии с п. 3 ст. 15
Закона РФ «Об образовании» оно обеспечивает самостоятельно.
Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных
достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей.
Но специфика развития физических качеств учащихся такова, что с ростом
показателей становится сложнее достичь положительной динамики. Некоторые
физические качества обусловлены наследственностью учеников, и изменить здесь
что-либо в лучшую сторону крайне сложно, с другими дело обстоит несколько проще.
Совершенно очевидно, что при выставлении оценки по физической культуре
необходимы осторожность и взвешенность. Скоростные способности детей являются
наиболее консервативными в развитии, и здесь не следует рассчитывать на быстрый
результат. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге
умеренной интенсивности, а также силовой выносливости динамика роста может
быть довольно высокой.
Индивидуальный подход
В последнее время часто обсуждается вопрос об индивидуальном подходе к оценке
физической подготовленности человека. Так, ряд специалистов в области теории и
методики физического воспитания считают, что совсем не обязательно требовать
выполнения физических норм – для получения высокой оценки школьнику достаточно
продемонстрировать положительную динамику результатов в контрольных
упражнениях (тестах).
Оценивание – процесс ответственный
Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса,
практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое
время урока.
При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание
реальную динамику показателей физической подготовленности за определенныйпериод времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников,
динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень
достижений конкретных учащихся.
Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной
формы не являются объектом оценивания.
Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя
получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для
достижения успехов.
Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках
физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами
учителя, но и с большой ответственностью.Недостаток соответствующих
Физическое воспитание в школах на практике ограничивается в
основном развитием физических качеств и обучением двигательным
действиям. Существенно отстают те направления, которые связаны с
овладением специальными систематизированными знаниями и методами,
обеспечивающими достижение практических результатов теоретическая и
методическая подготовка.
знаний,
методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что
за пределами учебных занятий (по расписанию) школьники, а после окончания
не могут правильно распорядиться своими
школы студенты,
психофизическими возможностями,
чтобы с помощью физических
упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье.
Поэтому не случайно рекомендуемые программы дисциплины "Физическая
культура", наряду с учебнотренировочным разделом, предусматривают
теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно
практических знаний и отношение к физической культуре, и методико
практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами
физкультурноспортивной деятельности для достижения учебных,
профессиональных и жизненных целей личности. Однако расходовать время
учебных занятий не на физическую нагрузку не рационально.
Информационные технологии обучения позволяют учащимся 8 9 классов
эффективно и самостоятельно осваивать теоретический, и методический
разделы учебных дисциплин по физической культуре.
Урок физической культуры в школе. Урок представляет собой форму занятий
преимущественно учебнообразовательного процесса и является учебным
предметом. Содержание программного материала состоит из двух основных
частей: блок практика и блок теория, которые регламентируются
государственной программой. Таким образом, посещение уроков (2 и 3 часа в
неделю) является обязательным для всех обучающихся школы. Цель уроков
Формирование физической культуры личности посредством овладения основ
физкультурной деятельности с профессиональноприкладной и
оздоровительнокорригирующей направленностью. Такая целевая установка
ориентирует педагогический процесс на подготовку выпускников школы к
предстоящей жизнедеятельности (к общественнопроизводственному труду,
службе в армии, к воспитанию детей), а также организации и проведению на
основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими
упражнениями, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье,
ведении здорового образа жизни.На уроках физической культуры создаются условия для решения всех задач
физического воспитания. Учитель ориентирует свою деятельность на такие
важные компоненты, как:
расширение двигательного опыта за счёт использования разнообразных
общеразвивающих физически упражнений в различных формах занятий
физической культурой, овладения современными системами физических
упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и
прикладной направленности;
расширения объема знаний о разнообразных формах соревновательной и
физкультурной деятельности,
использование этих форм для
совершенствования индивидуальных физических и психических способностей,
самопознания, саморазвития и самореализации;
гармонизация физической и духовной сфер, формирования потребностей в
культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом
развитии и крепком здоровье;
формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной
адаптации в коллективном обществе и взаимодействии;
формирование навыков и умений использовать физическую культуру как
средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и
утверждения здорового образа жизни. Сформулированные цель и задачи
базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основного
общего образования» и отражают основные направления педагогического
процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая,
практическая и физическая подготовка обучающихся.
Содержание уроков физической культуры многогранно. Оно составляет
определённый набор физических упражнений, деятельность обучающихся,
работу учителя и результаты, отражающие эту работу:
является использование
Первой отличительной чертой, новизной уроков физической культуры,
информационно
проводимых в школе,
коммуникационных технологий в образовательном процессе. Второй
особенностью урока является методика оценивания,
активизация
деятельности обучающихся. Важным условием высокой эффективности
работы обучающихся, проявления инициативы и активности является оценка
их деятельности.
Стремясь к достижению полной успеваемости,
посещаемости, и повышению активности на уроках физической культуры
рейтинговая (балловая) система оценивания
нами разработана
обучающихся. Такой подход в оценивании деятельности школьников в
действительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль,
адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом
«Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся
объективно оценивают ход освоения разучиваемого материала, а такжедостижения одноклассников.
Обучающиеся учатся самооценке и
взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям.
Всё это в совокупности формирует мотивационноценностное отношение к
занятиям физической культурой и спортом, как на уроке, так и во внеурочное
время. Третьей отличительной чертой, имеющей большое значение в
образовательной области урока физической культуры, применение личностно
ориентированного подхода, т.е. уроки ориентированны на личностные
показатели школьников, кроме того, на уроках предусмотрено использование
нового вида обучения – «дистанционного» образования, а также метода
"проекта" что позволяет более полно формировать знания, умения и навыки в
области физической культуры в соответствии с индивидуальными
особенностями личности и в конечном итоге существенно повысит
эффективность адаптации в обществе.
Оценка деятельности обучающихся 8 9 классов на уроках физической
культуры. Важным условием высокой эффективности работы обучающихся,
проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. С
другой стороны, уровень знаний, двигательных умений и качеств
обучающихся, выраженный в оценке, отражает качество педагогического
труда, результат деятельности учителя, его умения ставить задачи, владеть
арсеналом средств и методов, организуя учебный процесс. Практика работы
по физическому воспитанию в общеобразовательной школе показала, что не
все обучающиеся справляются с предъявляемыми требованиями предмета
«Физическая культура». Причины, мешающие успешному усвоению
программных требований следующие: Недостаточный двигательный опыт
учеников. Известно, что успех обучения каждому новому упражнению зависит
от арсенала движений и двигательных действий, которыми уже владеет
ученик. Низкий уровень физического развития. Для изучения любого
движения необходимо определить уровень силы, гибкости, быстроты и
выносливости. Недостаточное развитие волевых качеств. Усвоение учебной
программы – это напряжённый физический и умственный труд. Он требует
проявления настойчивости, преодоления нежелания и лени. Выполнение
физических упражнений связано с потребностью терпеть при преодолении
«мёртвой точки». В ряде случаев необходимо перебороть страх. Низкий
уровень активности занимающихся. Для достижения полной успеваемости,
посещаемости, и повышения активности на уроках физической культуры в
школе используется рейтинговая (балловая) система оценивания
обучающихся. Её сущность сводится к следующему ученик за учебный период
(четверть, полугодие) набирает в совокупности определённое количество
балов, соответствующие той или иной оценки их деятельности: Обучающиеся
пропустившие занятия по предмету «Физическая культура» должны их
«отработать» во время индивидуальной работы преподавателей физического
воспитания (во внеурочное время). Такой подход в оценивании вдействительности позволяет играть оценке свою стимулирующую роль,
адекватно усваивать предъявляемые к обучающимся требования предметом
«Физическая культура». На основании разработанных критериев обучающиеся
могут объективно оценивать ход освоения разучиваемого материала, а также
достижения одноклассников. Научить учащихся самооценке и взаимооценке –
важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве
основного критерия итоговой оценки успеваемости по предмету «Физическая
культура» избрана посещаемость занятий, ориентированная, прежде всего на
индивидуальные темпы развития двигательных способностей школьников, а не
на выполнение усреднённых учебных нормативов. Также успеваемость по
предмету определяется и полнотой приобретённых теоретических знаний.
Обучающимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной и
медицинской группе, итоговая оценка выводится на основании сведений о
посещаемости занятий и текущих отметок за знания по теоретических
аспектов предмета.