Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.
Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
04.03.2019
В условиях нового времени традиционный подход к подготовке к школе как к приучению детей к классно-урочной системе архаичен и должен уступать место новым подходам к подготовке детей 6-7 лет к школе, основанным на ведущем виде деятельности дошкольников - на игре.
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.docx
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному
образованию.
К седьмому году жизни дошкольник готов принять на себя новую социальную
роль, роль школьника, готов начать усваивать новый вид деятельности (учебу)
и систему требований и конкретных, обобщенных знаний. Проще говоря, у
ребенка формируется готовность к обучению в школе, личностная и
психологическая.
Данные перемены сами по себе не появляются, это результат педагогического
воздействия, постоянного и целенаправленного. Дети, которые не посещают
детский сад, обычно отстают в своем развитии от сверстников, которые его
посещают. Только дети, в семье которых созданы все необходимые условия,
данного отставания не имеют. Всё чаще раздаются голоса т.н. «сторонников
свободного детства», которые призывают отказаться от подготовки детей 67
лет к школе, считая, что это мешает детям «полноценно проживать свое
детство». Очень трудно согласиться с этими людьми. Для начала необходимо
отметить, что любой период жизни человека самоценен и неповторим. Но
проблема в том, что особенности психологического развития таковы, что
носят кумулятивный характер, и невозможно перейти на следующий этап
развития, не накопив необходимый уровень возрастных новообразований,
иначе можно говорить о задержке в развитии или какоголибо рода
психологических отклонениях. Таким образом, подготовка дошкольника к
периоду развития начальной школы является одной из важнейших задач ДОУ
и родителей. Кроме того, знание периодизации и закономерностей
полноценного психологического развития дошкольников позволяет взрослым
(педагогам и родителям) осуществлять целенаправленное и осознанное
руководство развитием ребенка, что является основой дальнейшего
гармоничного развития детей.
Единство детского сада и семьи позволяют сформировать и верно оценить
уровень подготовки к школе. Родителям нужно получить определенные
знания о психофизических особенностях детей 67 лет, методах
формирования готовности к школе и возможных подводных камнях и
проблемах в начале нового трудного пути школьника.
С целью донести необходимую информацию до родителей будущих
первоклассников, ответить на самые частые их вопросы, способствовать
всестороннему гармоничному развитию и полноценной подготовке к школе,
можно организовать родительский клуб, в котором проводятся мероприятия в
виде групповых ("круглые столы", родительские собрания, ролевые игры и т.п.), индивидуальных консультаций, приглашать на мероприятия психолога
ДОУ и педагогов начальной школы.
Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве – игра. Именно играя, дети
начинают готовиться к школе задолго до подготовительной группы. Она
заключается в занятиях, которые становятся ребенку привычными, в
достижении уровня физического и психологического развития,
соответствующего возрасту, развитию эмоционального интеллекта и общему
гармоничному развитию дошкольника, без которого невозможно
подготовиться к новому этапу жизни – этапу младшего школьного возраста.
Элемент познания присутствует в любой деятельности ребенка,
представления об окружающем он получает из самой различной деятельности
– в игре, в подражании, в общении, в манипуляциях предметами, в рисовании
и конструировании. При этом получаемые знания – это всего лишь побочный
продукт выполняемого действия, так как ребенок не ставит задачей узнать
свойства предметов и возможность производить с ними действия, его
интересует действие ради самого действия. Лишь тогда, когда ребенок
начинает выполнять какиелибо действия для того, чтобы научиться чемуто
новому, его деятельность принимает форму учения, и приобретение новых
знаний становится итоговой целью его активности.
В большинстве современных школ образовательный процесс построен на
классноурочной форме обучения и четко регламентирован. Например, нельзя
заниматься делами, не связанными с обучением, на уроках, необходимо
поднять руку для ответа или чтобы задать вопрос.
Раньше подготовка к школе сводилась к выработке навыков поведения на
уроках, а всё то, что сейчас считается неотъемлемой частью дошкольной
подготовки, либо игнорировалось, либо происходило уже в школе. Но
современное общество ставит перед дошкольными учреждениями и семьей
совершенно другие цели. Как мы знаем, основное отличие учебной
деятельности от других видов деятельности является понимание и принятие
ребенком учебной задачи и сосредоточенность на способах ее решения. И не
важно, обучается ли он индивидуально или в группе, за партой он или на
кресле, главное то, что он учится. Также надо понимать, что программа
обучения в подготовительной группе и в первом полугодии первого класса
зачастую во многом совпадают, знания, получаемые в двух первых четвертях
первого класса, были известны первоклассникам еще в прошлом году. Но
наблюдение за адаптацией первоклассников к школе показывает, что первые
полгода обучения самые трудные. И дело тут в разной основе усвоения
знаний. В детском саду занятия происходят в увлекательной форме, знания усваиваются зачастую непроизвольно, без усилий. А в школе механизм
получения знаний в корне другой, овладение знаниями становится самоцелью,
достижение этой цели требует немалых усилий.
Подготовка к школе имеет смысл тогда, когда она направлена на обеспечение
усвоения школьных знаний, необходимо связывать познавательные интересы
ребенка с содержанием школьного обучения. Таким образом, самая важная
часть подготовки к школе – это формирование положительного отношения к
школе и процессу обучения, формирование и закрепление мотивации
дошкольника к успешному обучению.
Перед воспитателем стоит несколько важнейших задач:
1. сформировать у дошкольников правильные представления о школе и
процессе обучения;
2. сформировать положительное отношение к школе и процессу обучения;
3. сформировать опыт учебной деятельности.
Для этого есть различные методы и формы работы: чтение рассказов на
школьную тематику, беседы о школе и учениках, экскурсии в школу, игра в
школу, рисование школьной жизни, в том числе по результатам
рассматривания сюжетных картинок.
При чтении рассказов и проведении бесед о школе важно показывать детям
школьную жизнь с разных сторон – и важность получаемых знаний, и правила
поведения в школе, и внеклассную жизнь школьников, дружбу и
взаимопомощь. Важно показывать детям образы "хорошего ученика " и
"плохого ученика", сравнивать образцы правильного и неправильного
поведения. Дети 67 лучше запоминают рассказы юмористического
содержания.
Играть в школу можно поразному. Зачастую вводят в игру персонажа –
Незнайку. Это ученик, который всем мешает и сам не хочет учиться, балуется.
Можно играть в моделирование школы будущего, после экскурсии в школу
можно поиграть в первый класс.
Важнейший момент предшкольной подготовки – это принятие учебной задачи.
Это значит, что задача, заданная педагогом, приобрела личный смысл для
ребенка, стала его задачей. Только сам ребенок для себя определяет, какой
уровень достижения в этой задаче будет для него приемлем, и становится
сформированной преимущественная ориентация при ее решении – на скорость
либо на качество. Принятие учебной задачи состоит из двух моментов – из желания выполнить
задачу, полученную извне и понимание сути задачи, ее решения и результата
(личностный и когнитивный аспекты).
Если ребенок недостаточно способен принять задачу, значит, нужно делать
упор на развитие мотива (при неспособности принять задачу) или на развитие
мыслительных способностей при неспособности задачу понять.
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.