Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании
Оценка 4.7

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
11.05.2018
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании
В материалах методического семинара для педагогов дополнительного образования рассмотрены следующие вопросы: 1.Особенности учебного процесса в дополнительном образовании. 2.Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса. В практической части рассмотрены: структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой и мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях».В материалах методического семинара для педагогов дополнительного образования рассмотрены следующие вопросы: 1.Особенности учебного процесса в дополнительном образовании. 2.Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса. В практической части рассмотрены: структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой и мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях».
Семинар для педагогов дополнительного образования Тема Современные подходы принципы и.docx

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

для педагогов дополнительного образования

 

Тема:

Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании

 

 

 

 

Цель: познакомить с  современными подходами, принципами и формами планирования   и организации учебного процесса в детских объединениях.

 

 План семинара:

  1. Особенности  учебного процесса в дополнительном образовании.
  2. Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

- цель и задачи

- типы учебных занятий

- требования к организации занятий

- формы работы с детьми

- методы обучения

- основные этапы современного занятия.

3.  План-конспект учебного занятия  педагога дополнительного образования.

4.  Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки детей на занятиях».

5.  Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

 

Ход семинара:

Педагоги разбиваются на группы по направленностям.

Вступительное слово: тема семинара,  план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

 

1. Особенности  учебного процесса в дополнительном образовании.

 

Вопрос для обсуждения в группах: Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он отличается от образовательного процесса в общеобразовательной школе?   (ответы представителей от групп.)

 

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

 

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

базироваться на развивающих методах обучения детей;

для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;

использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

основываться на социальном заказе общества;

отражать региональные особенности и традиции.

 

 

  1. Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

 

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Вопрос для обсуждения в группах:   Дайте  определение учебного занятия.

Исходя из определений, резюмируем:

Учебное занятиеэто форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

 

Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов.

Необходимо исходить из самого понятия  цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.

 Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.

 Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

 При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Традиционно  к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

 

Практикум в группах:  Формулировка задач учебного занятия. Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без заголовков, поработав, определите, какие из них обозначены на листах. Подпишите.

 

_____________________________________

1 – содействовать в ходе занятия формированию  личностных качеств…,

2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания…,

3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения…,

4 – для решения задач эстетического воспитания…,

5 - для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления…,

5 - формировать правильное отношение к природе.

 

______________________________________

1 – для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…,

2 - для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия…,

3 – обеспечивая развитие речи обучающихся…,

4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…,

5 – для развития у детей познавательного интереса…,

6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации….

 

__________________________________________

1- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих  занятиях…,

2- обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия…,

3- сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу….

 

 

 Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем:

Образовательные задачи  конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно  формировать на учебном материале занятия.

Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.

          Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.

 

 

 

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

- изучение нового материала;

- применение знаний на практике, формирование практических умений;

- контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

 

Вопрос для обсуждения в группах: Какие  существуют типы учебных занятий?

Итог работы групп - определение типов занятий:

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

обобщение  знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.);

 комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);

 контрольное (итоговое).

 

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

 Вопрос для обсуждения в группах:  Какие требования  необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?

Обобщаем ответы  групп:

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

 

Вопрос для обсуждения в группах: Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

 

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

 - Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

- Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

- Дискуссия -  всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

 

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

- “Крепкий орешек” -   решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

- День добрых сюрпризов -    упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

- Конверт вопросов -   свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

- Выпускной ринг -отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

 

 

  Имеется многообразный арсенал  методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции.

 

Рассмотрим две классификации методов обучения.

По Ю.К. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

  • Рассказ
  • Объяснение
  • Беседа
  • Дискуссия
  • Лекция
  • Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

  • Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
  • Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

  • Упражнения
  • Практическая работа
  • Решение задач
  • Моделирование объектов

 

По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру

  • Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
  • Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)
  • Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)
  • Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)
  • Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)

 

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

Вопрос для обсуждения в группах:  Выделите основные этапы учебного занятия.

В процессе обсуждения выделяем этапы занятия:

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

 

3. План-конспект учебного занятия  педагога дополнительного образования

 

Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия  - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие.

В основе многообразных  вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:

- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 

 Работа в группах: Рассмотрим и обсудим  возможный  вариант плана-конспекта занятия.

 

                                                         ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия

                                                                                                                                              Дата

Тема занятия

Цель

Задачи:

§  образовательная

§  воспитательная

§  развивающая

         Тип занятия

         Форма работы 

Методы обучения

         Оборудование для педагога

         Оборудование для учащихся

 

План занятия:

1.      Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.  Создание психологического настроя на работу.                                                                                            1-3 мин

2.      Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.                                                       10-15 мин

3.      Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым  материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией  и т.д.).                                                                                            15-20 мин

4.      Самостоятельная (практическая) работа  обучающихся. Закрепление знаний и способов действий.   Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка.                                                                                            30-40 мин

5.      Итог занятия.  Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей,  оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия.                                                                                              10-15 мин

 

4. Мастер-класс педагога-психолога «Способы и приёмы психологической разгрузки  детей на занятиях»

 

Психолог актуализирует значение физкульминуток и физкульпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно за занятиях  в детских объединениях ИЗО, ДПИ, шахматном клубе, музыкальной школе-студии.

Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

 Под руководством психолога педагоги  знакомятся и «проигрывают» несколько психологических разминок.

 

5. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой

 

Ранее мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия в дополнительном образовании. Теперь познакомимся со структурой  инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

 

Работа в группах: Изучение  инновационного занятия по Н.Е. Щурковой (раздаём на листах).   

 

Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

 

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

 

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

 

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

 

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

 

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

 

7 этап: рефлективный.

 

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

 

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

 

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

 Итог работы групп:  Выступление представителей групп. Обсуждение структуры инновационного занятия.  Возможности включения такой структуры в практику своей работы.

 

 

Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.

 


МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР для педагогов дополнительного образования

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние

При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития

При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы : - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы : - изучение нового материала; - применение знаний на практике, формирование практических умений; - контроль знаний

Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т

Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т

Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия

Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия

Структура инновационного занятия по

Структура инновационного занятия по

Задача: формирование целостного представления знаний по теме

Задача: формирование целостного представления знаний по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018