Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
11.05.2018
В практическом руководстве для педагогов в системе дополнительного образования представлены формы занятий как традиционные , так и нестандартные, дано понятие нетрадиционного занятия. Предложены примерные формы проведения нетрадиционного занятий в учреждениях дополнительного образования для разной возрастной категории учащихся, а так же этапы занятия.В практическом руководстве для педагогов в системе дополнительного образования представлены формы занятий как традиционные , так и нестандартные, дано понятие нетрадиционного занятия. Предложены примерные формы проведения нетрадиционного занятий в учреждениях дополнительного образования для разной возрастной категории учащихся, а так же этапы занятия.
Виды нетрадиционных занятий в дополнительном образовании.docx
Методическая разработка:
Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования.
практическое руководство
для педагогов в системе
дополнительного образования
Составила Пристинская О.В. Какие существуют формы занятий
Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной
деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и
нетрадиционные.
Среди традиционных форм можно отметить:
Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и
выступления в группе и их обсуждение;
Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать
и аргументировать свою точку зрения;
Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки
решений;
Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и
информационными задачами;
Туристические походы – выработка спортивных и познавательных
навыков, а также оздоровление;
Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств
с обучающей целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:
Презентация – публичное представление определенной темы или
предмета;
Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и
действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все
зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и
День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед
педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной
формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности
преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки. Нестандартное занятие.
Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная
задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и
развивать играя.
Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития
Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в
руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на
занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания,
заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал
по - новому.
В использовании нестандартного занятия необходимо помнить одно
правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский
интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание
проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов
нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных
схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов,
подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация,
использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть
собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить
проблемы в их усвоении.
Предлагаемые формы проведения занятий в учреждениях
дополнительного образования
Формы проведения учебных занятий в УДОД подбираются педагогом с
учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач
образовательной программы дополнительного образования, специфики
предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании
могут быть следующие формы:
1) Для
дошкольного
школьного
возраста
:
ребенка.
учащихся
и младшего
беседа с игровыми элементами;
сказка;
сюжетно-ролевая игра;
игра-путешествие;
игра-имитация;
викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
учащихся
среднего
лекция;
учебная игра, ролевая игра;
защита творческого проекта;
творческие конкурсы;
КВН;
заочная экскурсия; коллективное творческое дело (КТД);
тематические задания по подгруппам.
возраста
учащихся
:
школьного
школьного
старшего
возраста
:
2) Для
3) Для проблемная лекция;
пресс-конференция;
практические занятия;
семинар; тематическая дискуссия; групповая консультация;
защита творческой работы;
деловая игра, ролевая игра;
презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).
Виды нетрадиционных занятий
Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль,
КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике: исследование, изобретательство, анализ
первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и
т. д.
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:
урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция,
брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия,
панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:
следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении
общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,
игра-путешествие, прогулки и т. д.
Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие –
сюрприз и т. д.
Занятие
- сказка
.
Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем
показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них
могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться
музыкой, художественным оформлением.
-занятие- спектакль( инсценировка)
Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов,
гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-
поэтические постановки.
-занятие – игра.
Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием,
актерством.
Например:
составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль,
дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий.
Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об
увиденном.
Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о
них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме. -занятие – поход
В студии моделируются станции преодоления, группа делится на
подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа
контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения.
- занятие – суд
Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена
дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом
здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра.
Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.
- викторина
Занятие
Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и
понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов,
норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы студийцам
заранее или содержаться в тайне.
: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать
Вариант
ответ, они выставляют ему оценку.
1 Занятие – поиск
Этапы
занятия
:
Требует серьезной предварительной подготовки, привычки бучающихся и
провоᐴить сп ренное
быстрой ыслит5льной и ечевой ре кции. Л чшеѣ
занятие.
Ѱ
1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми
выступает педагог и воспитанник.
2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые
возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и
обозначаются проблемы.
3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными
решениями и образцами.
4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых
идей, решений, подходов, моделей.
5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
4. Занятие – экскурсия.
Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города,
улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают
снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и
дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа
свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном
заинтересованными зрителями.
5. Занятие – экспедиция.
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать
наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город
искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения
малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей:
создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и
познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и
индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
6. Стихотворно-музыкальное занятие.
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание
подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к
этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.
7 Конкурс знаний, умений и творчества.
Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который
проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада
несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый
этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи,
соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет
специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать
обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и
мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая студия создает
несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять
предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии в
форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В
конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт
для родителей.
1.Комбинированное занятие
Фазы
комбинированного
занятия
:
1 Организационно – психологический момент – улыбка, шутка, игровое начало,
бодрость. Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов,(диффе
енцироԲанный подход, использованиᐵ Ьикрогрупповых фмр работы.
2 Педагог организует0познавательную деятельность и активность обучающихся
в связи с использованием нового материала, используеу
заврепляющие"м крозаанияl метод плацебо (в ходе объяснения педагог
обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до
занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный,
осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками
опережающих идей и решений и т.д.
3 Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и
направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает
возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением,
пониманием, подходом.
4 Педагог подбирается к домашнему заданаю в течение всегп!занятИя,
увлекает, заинBересовывает обу ающѧ
хся, авансом стимулирует их
будущую деятельность, ищет вариативные обычныз, поисковые и творческие задания, которые должны быть для Ծұучающихся интересны, значительны,
разнообазны, соответс вовать уровню притязанШй$ знаний, интересов и
развития каждого.
2. Занятие – поиск
Требует серьезной предварительной подготовки, привычки бучающихся и
провоᐴить сп ренное
быстрой ыслит5льной и ечевой ре кции. Л чшеѣ
занятие.
Ѱ
Этапы
занятия
:
1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми
выступает педагог и воспитанник.
2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые
возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и
обозначаются проблемы.
3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными
решениями и образцами.
4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых
идей, решений, подходов, моделей.
5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.
4. Занятие – экскурсия.
Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города,
улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают
снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и
дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа
свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном
заинтересованными зрителями.
5. Занятие – экспедиция.
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать
наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники,
живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город
искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения
малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей:
создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и
познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и
индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
6. Стихотворно-музыкальное занятие.
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание
подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к
этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.
7 Конкурс знаний, умений и творчества.
Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который
проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада
несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый
этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет
специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать
обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и
мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая студия создает
несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять
предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии в
форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В
конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт
для родителей.
8. Интегрированные занятия.
Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных
жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения
серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. 60-80% время
занятий отводится творчеству студийцев. Если речь идет об интегрированных
гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия
на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение,
пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
9 Занятие – фантазия.
a Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают
придумывать сказку на любую (познавательную) тему.
b Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках
свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям.
c Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.
10Занятие- сказка.
Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем
показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них
могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться
музыкой, художественным оформлением.
1 Занятие- спектакль( инсценировка)
Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов,
гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-
поэтические постановки.
2 Занятие – игра.
Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием,
актерством.
Например:
составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль,
дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий.
Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об
увиденном.
Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о
них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме. 3 Занятие – поход
В студии моделируются станции преодоления, группа делится на
подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа
контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения.
4 Занятие – суд
Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена
дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом
здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра.
Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.
11. .Занятие самостоятельного поиска знаний
Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.
Например:
растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого
и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.
Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного
применения.
12. Занятия творчества
13.Занятия художественного чтения
Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и
содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация
(исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться
показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы
воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по
цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов
из числа студийцев поделились своими впечатлениями.
14. Интегративно – понятийное занятие
В ходе занятия студийцы делятся на малые группы и выполняют ряд
упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы
от педагога или специального жюри, составленного из студийцев. Занятие
проводят все педагоги, студии которых включены в тему занятий.
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.