Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Оценка 4.8

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
11.05.2018
Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
В практическом руководстве для педагогов в системе дополнительного образования представлены формы занятий как традиционные , так и нестандартные, дано понятие нетрадиционного занятия. Предложены примерные формы проведения нетрадиционного занятий в учреждениях дополнительного образования для разной возрастной категории учащихся, а так же этапы занятия.В практическом руководстве для педагогов в системе дополнительного образования представлены формы занятий как традиционные , так и нестандартные, дано понятие нетрадиционного занятия. Предложены примерные формы проведения нетрадиционного занятий в учреждениях дополнительного образования для разной возрастной категории учащихся, а так же этапы занятия.
Виды нетрадиционных занятий в дополнительном образовании.docx
Методическая разработка:  Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования.  практическое руководство  для педагогов в системе дополнительного образования                                                        Составила Пристинская О.В. Какие существуют формы занятий Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные. Среди традиционных форм можно отметить:        Лекции – изложение преподавателем предметной информации; Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение; Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения; Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений; Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами; Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление; Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью. К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:      Презентация – публичное представление определенной темы или предмета; Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы; Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики; Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе; Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации. Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки. Нестандартное занятие. Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по - новому. В использовании нестандартного занятия необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении. Предлагаемые формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования Формы проведения учебных занятий в УДОД подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы: 1) Для    дошкольного     школьного     возраста    :   ребенка.   учащихся   и   младшего   беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.   учащихся   среднего     лекция; учебная игра, ролевая игра; защита творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия; коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам.   возраста   учащихся  :       школьного     школьного     старшего     возраста    : 2) Для  3) Для проблемная лекция; пресс-конференция; практические занятия; семинар; тематическая дискуссия; групповая консультация; защита творческой работы; деловая игра, ролевая игра; презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).         Виды нетрадиционных занятий Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д. Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д. Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.                    Занятие    - сказка  .   Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением. -занятие- спектакль( инсценировка) Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально- поэтические постановки. -занятие – игра. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством. Например:  составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.  Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме. -занятие – поход В студии моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения. - занятие – суд Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.   - викторина Занятие   Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы студийцам заранее или содержаться в тайне.  : дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать Вариант   ответ, они выставляют ему оценку. 1 Занятие – поиск Этапы     занятия  :   Требует серьезной предварительной подготовки, привычки ␾бучающихся и провоᐴить сп ренное быстрой ␾ыслит5льной и ␾ечевой ре ␾ кции. Л чшеѣ занятие. Ѱ  1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступает педагог и воспитанник.  2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.  3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.  4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.  5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия. 4. Занятие – экскурсия. Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями. 5. Занятие – экспедиция. В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью. 6. Стихотворно-музыкальное занятие. Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим. 7 Конкурс знаний, умений и творчества. Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая студия создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии в форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт для родителей. 1.Комбинированное занятие Фазы     комбинированного     занятия  :   1 Организационно – психологический момент – улыбка, шутка, игровое начало, бодрость. Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов,(диффе ␾ енцироԲанный подход, использованиᐵ Ьикрогрупповых фмр␾ работы. 2 Педагог организует0познавательную деятельность и активность обучающихся в связи с использованием нового материала, используеу заврепляющие"м ␾ кроза␾анияl метод плацебо (в ходе объяснения педагог обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный, осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками опережающих идей и решений и т.д. 3 Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением, пониманием, подходом. 4 Педагог подбирается к домашнему ␾ заданаю в течение всегп!занятИя, увлекает, заинBересовывает обу ающѧ ␾ хся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычныз, поисковые и творческие задания, которые должны быть для Ծұучающихся интересны, значительны, разнооб␾азны, соответс ␾вовать ␾уровню притязанШй$ знаний, интересов и развития каждого. 2. Занятие – поиск Требует серьезной предварительной подготовки, привычки ␾бучающихся и провоᐴить сп ренное быстрой ␾ыслит5льной и ␾ечевой ре ␾ кции. Л чшеѣ занятие. Ѱ Этапы     занятия  :    1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступает педагог и воспитанник.  2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.  3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.  4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.  5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия. 4. Занятие – экскурсия. Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями. 5. Занятие – экспедиция. В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью. 6. Стихотворно-музыкальное занятие. Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим. 7 Конкурс знаний, умений и творчества. Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая студия создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии в форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт для родителей. 8. Интегрированные занятия. Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. 60-80% время занятий отводится творчеству студийцев. Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи. 9 Занятие – фантазия. a Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему. b Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям. c Дети рассказывают и поясняют фантастические сны. 10Занятие- сказка. Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением. 1 Занятие- спектакль( инсценировка) Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально- поэтические постановки. 2 Занятие – игра. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством. Например:  составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.  Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме. 3 Занятие – поход В студии моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения. 4 Занятие – суд Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр. 11. .Занятие самостоятельного поиска знаний Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений. Например:  растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.  У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его. Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного применения. 12. Занятия творчества 13.Занятия художественного чтения Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов из числа студийцев поделились своими впечатлениями. 14. Интегративно – понятийное занятие В ходе занятия студийцы делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога или специального жюри, составленного из студийцев. Занятие проводят все педагоги, студии которых включены в тему занятий.

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."

Методическая разработка "Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018